Восстание в Египте: реальность и прогнозы

14 дней подряд в Египте длятся беспрецедентное восстание народа, который добивается свержения режима. Но, кажется, народный призыв намеренно игнорируется, и это несмотря на то, что за свободу отдали свои жизни уже триста человек.

Сейчас в Египте сложилась очень непростая политическая ситуация, в которой многим трудно разобраться. Ее тем более сложно прогнозировать, поскольку режим Мубарака упрямо цепляется за власть, несмотря на то, что народ митингует ежедневно, начиная с 25 января, который стал первым «Днем гнева».

Демонстранты требуют полной смены правительства и срочных политических реформ, в том числе – внесения поправок в конституцию, отмены чрезвычайных законов, которые Хосни Мубарак принял 30 лет назад сразу после прихода к власти, а также роспуска обеих палат парламента, депутаты которого были избраны путем нечестного голосования.

Вместе с рядом иностранных политиков протестующие призывают режим прекратить насилие и нестабильность и немедленно удовлетворить требования народа.

«Нынешняя тупиковая ситуация возникла потому, что обе стороны – демонстранты на улицах и режим – проявляют упрямство и не хотят идти на уступки. Это может продолжаться днями или неделями, пока какая-нибудь сторона не сдастся», - говорит египетский политолог Гамаль Арафа (Gamal Arafa).

Всевозможные комитеты изо всех сил пытаются найти пути выхода из тупика. Они выдвигают разные предложения и заявления, но до сих пор – без какого-либо видимого эффекта.

Возможные сценарии

Существует несколько возможных сценариев развязки затянувшейся напряженной ситуации.

Если народные протесты будут продолжаться с той же интенсивностью и масштабом, Мубарак может передать вице-президенту Омару Сулейману (Omar Suleiman) все полномочия действовать от его имени при передаче власти, считают некоторые аналитики.

Развитию такого сценария могут способствовать ухудшение состояния многих государственных институтов и огромные экономические потери, особенно на фондовом рынке и в области иностранных инвестиций и туризма, - а они неизбежны, если интенсивность волнений не снизится.

Даже под непрекращающимся давлением США, вероятность того, что президент Мубарак оставит пост до конца своего президентского срока, весьма невелика, считает новый премьер-министр Ахмед Шафик (Ahmed Shafiq).

В ответ на многочисленные призывы к протестующим на площади Тахрир присоединился генеральный секретарь Лиги арабских государств и бывший министр иностранных дел Египта Амр Мусса (Amr Moussa). Многие египтяне доверяют ему как возможному лидеру переходного периода, который может стать альтернативой Мубараку и Сулейману.

В случае, опять-таки, продолжения протестов, возможен и другой сценарий: в события вмешается египетская армия, и страну возглавят военные вплоть до проведения всеобщих и президентских выборов. Впрочем, многие исключают такую возможность, поскольку армия действительно верна Мубараку и находится под полным его контролем.

Худший прогноз предполагает, что Мубарак останется президентом и сохранит за собой все полномочия. Режим будет тянуть время, в расчете на то, что народ потеряет надежду и тогда толпу легко будет разогнать.

Этот сценарий вряд ли возможен, потому что до сих пор десятки тысяч протестующих с энтузиазмом стоят на своих стратегических позициях, особенно на площади Тахрир в Каире.

Большинство демонстрантов согласны с авторитетным аналитиком Мохаммедом Хассанеином Хейкалем (Mohamed Hassanein Heikal), который утверждает, что в случае подавления протестов, первое, что сделает режим – это жестоко покарает всех диссидентов.

Пока ничто не указывает на то, что в случае разгона протестов режим не начнет преследовать активистов, особенно из рядов «Братьев-мусульман», которых, судя по репортажам официальных телеканалов, обвиняют в активной поддержке выступлений.

Что касается создания нового кабинета, некоторые аналитики предлагают вариант временного правительства, куда вошли бы представители всех политических партий и сил. Это обеспечило бы вовлеченность всех действующих лиц египетской политической сцены, в том числе «Братьев-мусульман», но без их доминирования в таком правительстве.

Движение «Братьев-мусульман» считается лучше организованным и более эффективным, чем другие политические силы Египта, но предпочитает доминированию или лидерству частичное политическое участие.

Недавно «Братья-мусульмане» однозначно заявили, что не будут выдвигать кандидата на предстоящие президентские выборы, а на парламентских намерены бороться только за 30% депутатских кресел.

«Мы хотим демократического правления. Мы не хотим править сами, но хотим участвовать в реформах в нашей стране», - сказал представитель «Братьев-мусульман» Мохамед Морси (Mohamed Morsi).

Хотя Мохамед Эль-Барадей также является возможным лидером, он не пользуется безоговорочной поддержкой всех участников протестов. Американцы не поддерживают его в открытую, потому что многие и так считают его ставленником Америки.

Главные требования

«Если нынешнее руководство действительно хочет защитить страну и избежать полного хаоса, единственный выбор для них – полностью ответить на требования народа», - считает Амр Хамзави (Amr Hamzawi), политолог из института Брукингса.

Хотя протестующие требуют ухода Мубарака, он упорно продолжает заявлять, что готов умереть на земле, где прожил всю свою жизнь.

Президент, который происходит из рядов военной элиты, по-видимому, считает это вопросом чести и не желает отказываться от власти под давлением.

Народ также призывает распустить парламент, поскольку его считают незаконным из-за широкомасштабных фальсификаций, которыми были отмечены последние выборы. Лидеры оппозиции спрашивают, как незаконный парламент сможет вносить поправки в конституцию.

Участники демонстраций, которые проходят во всех крупнейших городах Египта – Каире, Александрии, Суэце, Эль-Махале – настаивают на том, что не согласятся ни на какие уступки в своих требованиях.


Режим пытается подавить демонстрации и забастовки беспрецедентного масштаба, организуя атаки полиции и уличных головорезов.

Выход из положения

Египетская молодежь, особенно в век Интернета и других коммуникаций, не допустит, чтобы представители властей процветали за счет унижения и репрессий народа.

Сейчас для Египта есть только один путь: немедленно удовлетворить главные требования протестующих, и на время переходного периода создать новое, пользующееся доверием народа правительство, которое будет иметь реальную стратегию реформ и разнообразные механизмы всестороннего развития.

Без этого ситуация может ухудшиться.

Сейчас Египет приблизился к историческому моменту, который требует смелых решений и действий, чтобы, помимо прочего, избежать анархии и нестабильности.

Властям представился редкий шанс быть откровенными со своим народом ради блага всех египтян – и лидеров, и простых граждан.

Египет, будучи крупнейшей силой арабского мира, необходимо мудро защитить от хаоса, и сейчас все задумываются над тем, что приготовило будущее народу, который борется со своими угнетателями.

Так или иначе, в сегодняшнем мире Интернета стало очевидным и неоспоримым, что молодые арабы 21 века могут возглавить движение за перемены – с помощью или без помощи традиционных оппозиционных партий и сил.

Хани Рамадан (Hany Ramadan) – внештатный автор и эксперт в области политики, готовится к защите диплома магистра на факультете экономики и политологии Каирского университета.



комментариев