Американский опыт исламских школ

Мусульмане в Соединенных Штатах крайне многообразны в своем этническом, культурном и географическом происхождении. Ни одна страна в мире не может похвастаться таким многообразием мусульманского сообщества. Количество исламских школ в США за последние 20 лет увеличилось более чем вчетверо. В 1987 г. в стране насчитывалось только 50 исламских школ, а теперь их свыше 300. По данным Лиги исламских школ Америки, в них обучается около 45 000 учеников. Как ожидается, популярность этих школ продолжит расти по мере увеличения религиозной сознательности мусульманского сообщества.

Кроме того, за последние 2-3 десятилетия американская мусульманская община динамично разрасталась в размерах. Согласно усредненным оценкам, это молодое по возрасту сообщество увеличивается на 4-6% в год. Мы должны задаться целью - научить своих детей быть мусульманами и американцами одновременно, не отказываясь ни от одной из этих идентичностей.

Большая часть американских детей посещает государственные школы. В государственном образовательном секторе существуют альтернативы, такие как привилегированные школы и школы с углубленным изучением предметов. Существуют также частные школы, в т.ч., исламские, католические и неконфессиональные. Признанной методикой считается и домашнее обучение – для этого существуют виртуальные школы.

Для большинства американских родителей поиск альтернативных форм образования требует значительных финансовых вложений. Поэтому их выбор основывается главным образом на трех критериях: продвинутости школьной программы, социальном климате и религиозных/моральных соображениях. Как ни странно, исследования показывают, что главным фактором все же является степень продвинутости учебной программы.

Полноценные исламские школы для США относительная новинка, они появились за последние 2-3 десятилетия. Однако после событий 11 сентября они попали под пристальный контроль, а из-за своей заметности они даже стали предметом докторских диссертаций.

Многие школы, созданные в США, импортируют из-за рубежа учебники, которые распространяют бесплатно или продают за копейки, и неэффективность этой практики очевидна. Нам необходимо создать исламскую образовательную среду, которая использует современные продвижения науки и технологии.

История исламских школ в США

Первая исламская школа в США была открыта в 1928 г. в Бруклине шейхом Даудом Фейсалом. Он пользовался поддержкой мусульманских ученых Иордании и Саудовской Аравии и работал преимущественно с новообращенными-афроамериканцами. Однако сейчас никаких следов этой школы не осталось, возможно, она закрылась из-за финансовых затруднений. Позже сестра Клара Мухаммад открыла более успешные школы, которые действуют и сейчас. Они были созданы Нацией Ислама и впоследствии стали традиционными суннитскими школами, когда попали под руководство Вариса Дийна Мухаммеда.

Мотивы создания таких школ нам прекрасно известны – это и проблема половых связей, и насилие в бедных кварталах, и недостатки учебной программы. Эти мотивы согласуются со статусом исламских школ, которые доносят до учеников религию и охраняют их от общественно опасных явлений, таких как наркотики, расизм и добрачные связи.

Педагогика

Благодаря исследованиям мозговых и познавательных процессов теперь мы знаем, как обучаются дети. Если бы мы обратили внимание, мы бы увидели, что исследования подтверждают смысл Сунны Пророка (мир и благословения ему) – ребенку нужна безопасная и наполненная любовью среда для обучения.

Мухаммад (мир и благословения ему) был известен всем как любящий отец, дед и учитель. Он с добротой разговаривал с детьми, относился им согласно их возрасту, а также менял свое обращение к ним по мере их взросления. Он никогда не использовал запугивание в качестве инструмента обучения.

Парадигма

Крайне важным компонентом исламских школ является создание новой парадигмы образования, которая полностью интегрировала бы исламские убеждения и ценности в учебную программу.

К сожалению, нынешнее исламское образование имитирует светскую систему, фрагментируя знания и превращая их в отдельные сегменты. К примеру, математика сама по себе не связана с исламскими ценностями. Однако такой предмет, как статистика и теория вероятности, можно увязать с обсуждением темы азартных игр и показать ученикам возможный вред от этого, когда люди теряют жилье и даже семьи.

Такая парадигма интегрирования исламских ценностей в учебный курс обеспечит детей пониманием того, что Ислам входит в каждую сферу нашей жизни.

Перевела с английского Зарина Саидова специально для Ансар.Ru



комментариев