Хождение мусульман в российскую политику. Как это было…

Ислам для современной России – один из ключевых факторов ее развития. Этому есть множество причин - от демографических и миграционных до геополитических. Правда, сами мусульмане РФ практически не влияют на то, какой будет их жизнь. Они не субъект своей судьбы, а объект.

Не так давно исламские организации и отдельные лидеры пытались участвовать в решении не только узкоконфессиональных и этнических, но и общероссийских задач. Они активно шли в политику и на выборы. Мягко говоря, не все было идеально. Но, как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Мусульман на выборах 90-х

Общественно-политические организации, представляющие мусульман, появились на заре отечественной демократии. Среди первых в 1990 г. была образована всесоюзная Исламская партия возрождения. После распада СССР возникла ИПВ России. Ее лидером стал Ахмад-Кади Ахтаев, его заместителем - нынешний председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль. ИПВ вела речь о создании мусульманской фракции в Государственной Думе. Но вскоре внутри движения возникли непреодолимые противоречия. К 1994 г. ИПВ, не обретя более или менее солидной социальной базы, сошла с политической арены.

«Нур» - одна из первых официально зарегистрированных общественно-политических организаций мусульман современной России. Образовано в мае 1995 г. На выборах в Думу в том же году «Нур» набрал почти 0,6%. Движение настаивало на формировании «цивилизованного имиджа мусульманина».

На последнем съезде летом 2000 г. была высказана идея переименования «Нура» в Мусульманско-демократическую партию. Основной преградой на пути развития Ислама в России участники и делегаты съезда назвали тогда конфликт между муфтиятами и ведущими духовными лицами.

«Союз мусульман России» основан в мае 1995 г. Первый генеральный секретарь - жириновец Ахмет Халитов. Свои цели и задачи СМР понимал как отстаивание «на всех уровнях власти интересов мусульман; обеспечение самых широких политических и экономических прав в рамках существующей федерации для республик с преобладающим мусульманским и коренным нерусским населением».

Позже председателем движения стал Надир Хачилаев. На парламентских выборах 1995 г. СМР блокировался с «Нашим домом – Россия». В ходе президентских выборов 1996 лидеры организации поддержали Бориса Ельцина (не согласившись, правда, со многими пунктами его программы), но также имели контакты со штабом Александра Лебедя и Григория Явлинского. Впоследствии движение постиг кризис, связанный с внутрипартийным расколом, а также с осложнившимися отношениями Н. Хачилаева с УК РФ. Имидж СМР был полностью подорван из-за столкновений в Махачкале сторонников последнего с милицией и захватом здания Госсовета Республики Дагестан.

«Мусульмане России» – общественно-политическое движение, председателем которого на первом съезде участники избрали главу ДУМ Поволжья Мукаддаса Бибарсова, ушедшего из СМР. Целями движения были заявлены: «объединение всех мусульманских организаций в единую ассоциацию; внимание на областных проблемах».

Несколько лет движение существовало на бумаге. В 2003 г. «Мусульмане России» заявили о возобновлении своей деятельности как общественной организации. М. Бибарсов провел встречу с тогдашним заместителем президентской администрации Владиславом Сурковым. В руководство движения вошли бывший православный священник, принявший Ислам, Али Вячеслав Полосин, политолог Шамиль Султанов, позже ставший депутатом от «Родины», а также заведующий отделом науки Совета муфтиев России Фарид Асадуллин.

«Меджлис» - блок, сформированный в середине 1999 г. на базе «Нура», Всероссийского исламского конгресса Асламбека Аслаханова, «Мусульман России» и движения «Рефах». Председателем был назван президент компании «Нефтегаз» Леонард Рафиков. Главной задачей декларировалась защита прав и интересов мусульманского населения страны. Большое внимание «Меджлис» уделил национальному вопросу вообще. Первоначальное решение идти на выборы как самостоятельное движение позже изменилось. «Меджлис» влился в «Наш дом – Россия» и в Думу не попал.

Зато там оказался «Рефах» («Благоденствие»). Движение учреждено было на конференции в 1998 году. Председатель стал - Абдул-Вахед Ниязов. Когда «Меджлис» решил блокироваться с НДР, «Рефах» откололся и пошел в Государственную Думу по спискам «Единства». В результате Ниязов провел в парламент целую депутатскую группу. Это надо признать самым большим успехом, которого добивались мусульманские организации в современной российской политике.

Правда, по прошествии нескольких месяцев А. Ниязов подвергся резкой критике со стороны тогдашнего главы «Единства» Сергея Шойгу. Впоследствии он вообще вышел из фракции. Вероятно, это было одной из причин, побудивших А. Ниязова, переориентироваться на евразийство. Политик основал Евразийскую партию России (ЕПР), в которую «Рефах», изначально считавшийся не только организацией мусульман, но и малых народов России, вошел как коллективный член.

Дореволюционный опыт

Как и сейчас, мусульманские общественно-политические силы в дореволюционной России пытались блокироваться порой с противоположными по взглядам течениями. Несмотря на то, что позицию депутатов, представлявших последователей Ислама, в Думе можно охарактеризовать как центристскую, некоторые организации находили общий язык как с крайне левыми, так и с крайне правыми.

Например, в правомонархическом Союзе русского народа обсуждалась инициатива создания Мусульманского союза русского народа из казанских татар. Некоторые лидеры черносотенцев отмечали большую близость последователей Ислама к русским, чем западноевропейцев. В то же время в ходе революционных событий 1917 г. появились Центральный мусульманский социалистический комитет, Российская мусульманская коммунистическая партия и др.

На выборах 1999 г. Исламский комитет Джемаля также вошел в блок с радикальным левопатриотическим Движением в поддержку армии Виктора Илюхина и Альберта Макашова.

Мусульмане на выборах - 2003

Одной из особенностей парламентских выборов 2003 г. было то, что накануне запретили использование религиозных терминов в названии политических организаций. Из 28 партий, допущенных к участию в избирательной кампании, как мусульманская себя позиционировала только возглавляемая банкиром Магомедом Раджабовым партия «Истинные патриоты России», изначально называвшаяся Исламской.

Раджабов заявлял, что в партии состояло 3,5 млн. человек и она рассчитывает на 30% голосов избирателей. Он настаивал, что ИПР стоит на позициях общероссийского патриотизма и не является узкоконфессиональной организацией. Помимо требования защищать морально-нравственные устои общества, в частности, запретить рекламу пива на ТВ и пускать во власть только лиц с чистой репутацией, партия выдвигала ряд идей в области внешней и внутренней политики, например, предлагала развивать сотрудничество с арабо-мусульманским миром и запретить увод капитала из страны.

Однако то ли попытка лидеров ИПР погнаться за двумя зайцами, «исламским» и «патриотическим», то ли другие причины, например, то, что в списке партии не было ярких фамилий, известных не только стране, но даже всем российским мусульманам, привела к плачевному результату. «Истинные патриоты» пришли к финишу последними. Только в Карачаево-Черкесии ИПР преодолели пятипроцентный барьер. Что называется, мелочь, но для лидеров партии в те дни очень приятная, хотя ничего и не значащая.

В выборах 2003 г. участвовали и другие известные общественно-политические деятели мусульман. Например, движение «Рефах», преобразованное к тому времени в ЕПР, вошло в блок Павла Бородина, госсекретаря Союза России и Белоруссии, «Великая Россия - Евразийский союз».

Блок прямо называл мусульман «своей электоральной нишей». Однако ставка на религиозный фактор у его лидеров быстро ослабевала и со временем совсем сошла на нет, как и активность самого движения.

Прямых соперников блока Бородина партию «Евразия» философа Александра Дугина поддерживал тогда глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгат Таджутдин. На втором съезде этой организации он прямо заявил, что вступает в «Евразию» лично, только не как муфтий, а как гражданин. Однако после скандала с объявлением «джихада Америке» за нападение на Ирак Т. Таджутдин фактически сошел на несколько лет с общественно-политической сцены как значимая фигура. Это создало для «Евразии», надеявшейся с его помощью представить себя как партию «традиционных евразийских религий», значительные трудности. «Евразия», сначала оказавшаяся в блоке Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина «Родина», а затем его покинувшая, участия в выборах вообще не приняла.

Уже упоминавшийся Ш. Султанов в 2003 г. был в руководстве Партии российских регионов. Эта организация являлась одним из основных элементов левопатриотической «Родины». Весьма близок к блоку был на первом этапе и Г. Джамаль. Однако каких-либо громких происламских заявлений блоком Глазьева-Рогозина озвучено не было. Упор ими делался на национал-патриотизм и Православие.

Привлечь мусульманский электорат в 2003 г. пытался также блок Сергея Миронова и Геннадия Селезнева. Общественный деятель Камилжан Каландаров заявлял, что «представители мусульманских духовных кругов единогласно одобрили союз двух спикеров». «Мусульмане надеются, - подчеркнул Каландаров, - что национальная проблема, ставшая особенно острой в годы перестройки, наконец-то будет решена благодаря этому союзу». Правда, кто именно из религиозных лидеров поддержал блок Миронова-Селезнева, деятель не сообщил.

Некоторый интерес к проблемам мусульман ближе к выборам появился еще у «Яблока». Лидер партии Г. Явлинский сделал заявление с резким осуждением погрома на мусульманском кладбище в Челябинске, правда, спустя неделю после инцидента.

В повестке не значится

На последующих выборах в Думу 2007 и 2011 гг. исламские деятели участвовали еще менее активно. Султанов баллотировался уже от «Справедливой России», а А. Ниязов от «Патриотов России» Геннадия Семигина. Оба в парламент не попали. Не стал депутатом и исламский банкир Адалет Джабиев, шедший по спискам «Союза правых сил».

Сегодня в мусульманской среде бурлят различные процессы. На лицо идеологическое брожение. Но вопрос оформления общественно-политической активности в легальном поле, окончательно снятый с повестки дня в конце «нулевых», никто более поднимать не собирается, даже в условиях относительного смягчения избирательного законодательства – ни различные организации и деятели, ни власти, ни само мусульманское сообщество.

Абдулла Ринат Мухаметов



комментариев