Кавказ как тренд или стратегия?

Преобладание специфического кавказского юмора и сериалов, и фильмов, в которых одними из главных героев становятся лица кавказской национальности, отмечают многие. Отношение к этому неоднозначное, но весь этот контент неизменно набирает высокие рейтинги. Пока непонятно, то ли продюсеры уловили интерес публики, то ли действуют по указке сверху, но опросы констатируют: после очередной серии игр КВН, в которых успешно выступают чеченские, дагестанские и иные кавказские команды, или после того, как по ТВ показывают сериал про смешного армянина или грузинского студента, процент тех, кто к кавказцам относится нетерпимо, неизменно снижается.

«У чабана из Бабаюрта и охотника из Хакасии больше общего, чем разногласий»

О необходимости объединительной стратегии и снижения градуса напряженности в информационном пространстве относительно Кавказа и кавказцев говорили давно, причем сами кавказские общественники. Буквально в конце прошлого года состоялась конференция, участники которой обсуждали необходимость изменения негативного образа Кавказа и его жителей в СМИ и массовой культуре, и даже предложили использовать опыт дореволюционной политики на Кавказе.

Однако эксперты говорят о том, что негативизм по отношению к кавказцам со стороны СМИ преувеличен. «Это уже надо в какой-то мере углубляться в спецификацию построения сетки вещания каждого ресурса и детально объяснять никому ненужные технические нюансы», - говорит конфликтолог Ахмед Батыров.

Он убежден, что преувеличение негативного отношения к кавказцам – дело рук самих кавказцев, излишнее привлечение внимания к себе работает против них же. «Я часто слышу, мол вот, в Москве не знают что-то про кавказцев, считают Чечню другой страной. Так они и Чукотку и Эвенкию другой страной считают. Мы ведь тоже некавказские регионы Россией именуем. На самом деле у чабана из Бабаюрта и охотника из Хакасии больше общего, чем разногласий. Я когда всерьез исследовал эту тему, был очень удивлен – знаете какой самый популярный канал среди простого населения на всем постсоветском пространстве? Не поверите – «Охота и рыбалка», – продолжает эксперт. – Другое дело, часто не хватает информационных площадок с качественным исполнением задачи «показать». Ну и обилие терактов, взрывов тоже делают свое дело».

Однако предполагается, что именно специфический юмор кавказцев и их умение иронизировать и смеяться над собой – и есть секрет успеха. Игорь Мироненко, психолог, считает, что формулировка «Кавказом стали интересоваться» звучит некорректно, им интересовались всегда, другое дело, чем этот интерес удовлетворяли. «Вы замечаете, сколько в Москве появилось рестораций, кафе и прочих пунктов питания, назовем их так, исключительно кавказской кухни? Мы пережили бум французской, итальянской, японской кулинарии. Теперь кавказская кухня особенно популярна. Но это не значит, что интереса не было никогда, а сейчас он возник. Потребность была, но не было качественного удовлетворения. Появились умные и образованные качественные менеджеры, управляющие, повара и прочие специалисты, которые смогли оформить и подать нам кавказскую кухню, которую мы любим, но хотим помимо вкусной еды, видеть и соответствующий декор помещения. – говорит он. – Так же и с телевидением, юмористическими проектами. Появились люди, которые смогли обработать, оформить, подать. Не только вкусно, что принципиально важно, но и с соответствующим ритуалом, сервисом – и все, мы уже наслаждаемся и готовы заплатить любые деньги. Все просто!».

Кавказом всегда успешно переключали внимание

Отношение к Кавказу формировалось веками, считают историки, и все стереотипы складывались и укоренялись годами. Историк Марина Сафронова считает, что все «демоны», формируемые в общественном сознании, – это тщательно продуманная стратегия. Кавказ удачно выполняет функцию манипулятора мнением, считает она: «Кавказом всегда успешно отвлекали от каких-то узловых моментов в жизни страны. Я по сей день убеждена, что депортация в начале Великой Отечественной войны показала, что народ успешно реагирует на раздражитель. Поэтому депортацию повторили в 70-х. Больше того, когда шла Чеченская война на фоне дефолта и экономического развала, именно сообщениями с полей чеченского фронта успешно перекрывались новостные ленты о том, что цены растут в разы. Сейчас, наверное, стали понимать, что натворили в итоге, и теперь появилась необходимость найти способы и методы построения другого образа – смешного, юмористического».

Сафронова считает, что скорее всего «оттепель» связанна с тем, что на курорты Северного Кавказа вложены миллиардные транши: «Сейчас, когда объекты практически готовы к сдаче и уже через три-пять лет на эти курорты надо будет привлекать туристов и «отбивать» вложенное, нужно понимать, что к дикарям и боевикам отдыхать никто не поедет. Я думаю, причина в этом. Но в чем бы она ни была, я буду только рада, если образ врага изменится. У меня много друзей с Кавказа, я буду только рада, если мои близкие перестанут ежиться, глядя на моих гостей», – рассказывает историк.

Стратегическое планирование

Согласно данным Росстат, за июнь 2013 года около 42% москвичей были против проживания на одной территории с представителями тех или иных национальностей, в 82% случаев в качестве нежелательных соседей указывали представителей кавказских национальностей. Согласно последним данным, делить город с приезжими готовы уже больше 69%. Причем кавказцев среди них не желают видеть чуть больше 62%.



комментариев