Более 1000 лет хаджа: Из истории Кавказа, Поволжья и Крыма…

В этом месяце в жизнь каждого мусульманина вновь вторгается тема хаджа. Так, буквально, на прошлой неделе из российских регионов начали вылетать первые группы паломников для совершения хаджа в Мекке и Медине.

В общем, в 2014 году для жителей России выделено 16,5 тысяч путевок на хадж. Все они были выкуплены досрочно. Это говорит о растущем спросе среди мусульман России на паломничество в Мекку.

Хадж, традиционно, занимает достаточно значимое место в жизни наших верующих земляков. Однако о том, насколько он, начиная с раннего средневековья, глубоко вошел в нашу родную культуру и духовное наследие нам известно не так много.

Смысл хаджа

Хадж – совершение паломничества в священную для мусульман Мекку. Это паломничество является одним из пяти основных столпов ислама, среди которых:

1.​ Засвидетельствование Единобожия

2.​ Совершение пятикратной ежедневной молитвы

3.​ Ежегодный пост в месяц Рамадан

4.​ Выплата ежегодного закята с имущества

5.​ Совершение хаджа один раз в жизни

Совершить хадж хотя бы один раз в жизни предписано каждому мусульманину или мусульманке, достигшим совершеннолетия и имеющим необходимые для этого возможности.

Обязательность хаджа для каждого мусульманина вытекает из аятов Корана: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому(Каабе в Мекке), если они способны проделать этот путь»(Коран, сура 3, аят 97).

Кааба, или как ее еще называют «Древний дом», или «Дом», согласно мусульманскому вероубеждению - это первый храм Единобожия на Земле. Хадж - это место встречи мусульман всего мира. Это такой, своеобразный, ежегодный съезд мусульман со всех стран и континентов.

Один из его смысл — собрать в Мекке мусульман всех национальностей, рас и континентов. Кроме того, хадж уравнивает у Каабы и богатых и бедных. Паломники меняют свою обычную одежду на одеяние хаджа, которое является одинаковым для всех.

Таким образом, хадж воспитывает в мусульманах братство, устраняет гордыню, расовые, национальные и социальные предрассудки. Кроме того, хадж требует от верующего совершенствовать свою нравственность и поведение.

Как сказал Пророк Мухаммад (мир ему): «Тот, кто совершил хадж, не сквернословя и не допустив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был в день, когда родила его мать». То есть, с прощенными Всевышним грехами.

Имеют ли наши народы отношение к хаджу?

Ислам – это религия единобожия, которую несли всем народам Земли пророки с начала времен. Согласно вероучению ислама, не было народа на Земле, к которому Всевышний не отправил бы пророка с учением единобожия.

В Коране на этот счет есть слова Всевышнего: «…И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель». (Коран, сура 35, аят 24). То есть, согласно исламу, все народы Земли получили в свое время своего пророка.

Всего за историю существования человечества Всевышним ко всем народам земли было отправлено около 124 тысяч пророков. И все они учили свои народы именно единобожию.

Оттого, согласно вероучению ислама, Кааба является храмом единобожия для всех народов Земли. Поскольку пророки, посланные каждому народу, призывали их к единобожию и к почитанию храмов единобожия.

Таким образом, согласно исламу, все мусульманские народы России и всего остального мира — все состоят в огромной мусульманской семье, центром единения которой является Кааба в Священной Мекке.

Паломники Кавказа и Поволжья

Наши предки втянулись в орбиту хаджа достаточно рано. Стоит напомнить, мусульмане впервые вошли в дагестанский Дербент в 642 году, а первое кавказское государство - Кавказская Албания вошла в состав исламского Халифата в 667 году.

Первое же государство Поволжья приняло ислам в 922 году после обмена посольствами с багдадским халифом Муктадиром. С 13 века начинается освоение Крыма мусульманами. Первые данные о хадже булгар даны у арабского историка ибн аль-Джаузи в 1041/1042 гг.

Именно в эти периоды истории и началось стремительное ознакомление кавказских, поволжских народов и Крыма с духовными ценностями и предписаниями исламской религии, а также с интеллектуальным потенциалом новой цивилизации.

Вполне естественно, что знакомство с исламом для народов Кавказа, Поволжья и Крыма началось с массового возведения мечетей, медресе, появления в этих землях первых проповедников, преподавателей мусульман, первых интеллектуалов и ученых.

С появлением уже в среде самих местных народов значительного числа верующих многие из них вслед за молитвой потянулись и к исполнению хаджа. В раннее и позднее средневековье для верующего совершить хадж было сродни тому, как прожить новую, насыщенную жизнь.

Поскольку добраться, к примеру, из земель Кавказа, Поволжья или Крыма в аравийские земли – было целой экспедицией, достаточно продолжительной и насыщенной, а также сопряженной со многими опасностями и испытаниями.

Отправившийся в хадж верующий в то время пересекал несколько стран – средневековые государства Восточного Кавказа, Средней Азии, Иран, Шам, зачастую посещал города Баб уль-Абваб (Дербент), Шемаху, Ардебиль, Исфахан, Багдад, Стамбул, Дамаск, Мосул, Медину и, наконец, Мекку.

Обогащение хаджа

Если отправившийся в паломничество был человеком, жаждущим знаний, он по пути посещал медресе, научные кружки при крупных мечетях, встречался с учёными и мыслителями своего времени, знакомился с общественной жизнью огромного количества стран и городов.

Паломничество в Мекку, в жизни образованных мусульман Кавказа, Поволжья и Крыма того времени играло невероятно большую роль. Хадж часто помогал им подняться на ещё более высокую ступень знаний, образования, поклонения и творчества.

Паломники за время хаджа не только знакомились с новыми странами, но и встречались с выдающимися учёными и политическими деятелями, участвовали в научных диспутах выдающихся философов и религиозных деятелей.

Дорога в Мекку и обратно в те годы могла занять у человека год, а то и два. Зачастую во время хаджа в таком длинном путешествии формировались группы паломников по интересам.

Они могли со временем превращаться в отдельные научные кружки, поскольку образование и интеллектуальные дискуссии паломников продолжались все время их путешествия. За год-два хаджа человек мог переосмыслить свой жизненный путь, наметить новые цели и планы на жизнь.

Такое масштабное ежегодное передвижение большого количества людей по всем землям мусульманских народностей имело колоссальный эффект в деле распространения исламских знаний, грамоты, науки и формирования единой мусульманской уммы.

К примеру, вот как описывает биограф изменения в жизни поэта Али Ширвани после совершения им хаджа: «Он вернулся из хаджа умудренный увиденным, пережитым и передуманным; его поэтическая и философская мысль обрела новую глубину зрения, зрелую независимость и решимость”.

История и современность

В последующие века хадж совершали все значимые и вошедшие в историю духовные и политические деятели наших народов. К примеру, хадж совершали и духовный лидер горцев Восточного Кавказа Мухаммад Яраги.

А также имам и правитель Ширвана Хаджи-Давуд, и имам Дагестана и Чечни Шамиль. Историк Абдулаким Бутаев пишет, что именно после совершения паломничества в Мекку Хаджи-Давуд стал самой влиятельной духовной и политической фигурой 18 века на Восточном Кавказе.

Совершал хадж и основоположник татарской литературы, одинаково чтимый и башкирами, Кул Гали. Со временем у татар заметки и описания хаджа «Хадж-наме» превратились в целый литературный жанр.

Интересно также, что до Октябрьской революции из России хадж совершали почти в два раза больше людей, чем сегодня. Если в этом году, хадж совершат 16,5 тысяч мусульман, то в 1901-1902 годах по разным данным хадж совершали более 25 тысяч мусульман из Российской империи.

В советский же период хадж стал практически недоступным для мусульман СССР. Поскольку, при численности мусульманского населения в 50-60 миллионов человек, СССР выпускал на хадж только 25 человек в год.

Из этих 25 мест только 5-8 мест доставалось РСФСР. Однако с крахом Союза все изменилось. Десятки тысяч мусульман ежегодно начали выезжать к святыням ислама.

И в наши дни совершение хаджа становится популярным не только в среде верующей молодежи, и даже чиновников и лидеров республик с мусульманским населением.

Так, хадж уже совершали глава Дагестана Магомедсалам Магомедов, глава Татарстана Минтимер Шаймиев, глава Чечни Рамзан Кадыров. В этом году в хадж планирует отправить глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

Фарида Санджах



комментариев