Шейх Мухаммад Садык о насущных проблемах уммы

Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф – человек легендарный. Он один из очень немногих в ряду исламских деятелей постсоветского пространства, кого действительно можно назвать алимом, т.е. исламским богословом. Будучи принципиальным и последовательным противником любого радикализма под исламскими лозунгами, он всегда оставался тверд в принципиальных вопросах. Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф был муфтием независимого Узбекистана, но потом много лет в 90-е прожил в Саудовской Аравии.

В России он более всего известен тем, что в советское время стал учителем и наставником для многих тех, кто потом возглавил исламские структуры в нашей стране. Именно в Узбекистан тогда съезжались все, кто хотел получить серьезные религиозные знания.

Сейчас шейх проживает в Узбекистане. Он не занимает никаких официальных должностей, но остается духовным лидером для многих не только на родине, но и за ее пределами, в том числе в России. Мухаммад Садык – автор многочисленных серьезных трудов по мусульманскому богословию и практике. Сейчас его книги переводятся и выпускаются на русском языке специально созданным для этого издательством.

Если уж говорить о человеке, который мог бы возглавить некий консультативный орган мусульман СНГ, то речь, безусловно, по праву должна идти, прежде всего, о Мухаммаде Садыке.

На курсах повышения квалификации для мусульманских журналистов России в кувейтском центре "Аль-Васатыя", которые мне удалось посетить в прошлом году, встреча с шейхом запомнилась особо. Общение шло в режиме вопрос-ответ. Ниже привожу его мысли по поводу различных проблем, которые подняли в разговоре сотрудники русскоязычных исламских СМИ.

О современной мусульманской журналистике и культуре

По мнению шейха, сейчас идет интенсивное развитие русскоязычного исламского понятийного аппарата, а мусульманская журналистика России – наиболее передовая в СНГ. Но многое еще предстоит сделать.

Вообще Мухамада Садык советует работать активнее, развивать исламскую мысль на русском языке. Проблем еще очень и очень много: например, нет до сих пор даже полностью удовлетворяющего высоким требованиям перевода смыслов Корана на русский язык, не говоря уже о СМИ.

С другой стороны, богослов отмечает, что важнейшей задачей сегодня на всем постсоветском пространстве остается – формирование собственной исламской культуры, т.е. современного мировоззрения и моделей поведения и практики в каждой конкретной ситуации, пусть даже очень сложной, в соответствии с Шариатом и исламской нравственностью.

Главное правило да'ава (исламского призыва), подчеркивает Мухамада Садык, - нельзя делать то, что вредит мусульманам, ухудшает их положение, бьет по их интересам. Если же что-то, в том числе нововведение (кроме как в области вероучения), приносит пользу – оно допустимо и желательно. При этом богослов со ссылками на Сунну отмечал, что Ислам учит анализировать, оценивать и прогнозировать ситуацию, чтобы в различных условиях можно было делать правильный выбор.

Объединение мусульман

Шейх поддерживает идею объединения, большей координации и консолидации усилий мусульман, в том числе официальных исламских организаций, в России и на всем постсоветском пространстве. Это очень хорошо, но данный процесс не будет, по мнению Мухаммада Садыка, быстрым и простым. Он растянется на довольно длительное время и потребует много усилий. Но тем не менее объединение неизбежно.

По поводу избрания несколько лет назад главой исламского консультативного органа СНГ руководителя Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Паши-заде шейх не стал углубляться. Единственное, он заметил, что его на конференцию, где это произошло, не пригласили, однако с ситуацией он знаком.

Суфизм

Суфизм – третья часть исламской религиозной системы (дин). Это область мусульманского знания и практика, направленная на воспитание ихсана (искренности в служении Творцу). Такое понимание суфизма вытекает из известного хадиса Пророка (мир ему) о составляющих дина.

В то же время шейх подчеркнул, что суфизм должен быть в рамках Шариата. Именно суфизм в таком понимании является правоверным суфизмом, суфизмом Корана и Сунны. Например, как отметил Мухаммад Садык, право на наставничество не может быть наследственным, от отца к сыну, как иногда практикуется.

О подлинном суфизме, по словам богослова, сейчас крайне мало информации. Одной из причин того, что суфизм плохо известен и мало понятен является наличие огромного числа вредных нововведений, искажений и заблуждений в среде тех, кто называет себя приверженцами тасаввуфа.

Поэтому то, что называется суфизмом сегодня, необходимо очистить от суеверий и отклонений от Ислама. Но делать это следует правильно, чтобы не навредить, т.е. требуется время.

"Сначала Шариат, потом тарикат", - заключил Мухаммад Садык.

Радикализм и сотрудничество с властями

В решении проблемы радикализма и крайностей в мусульманской среде Мухаммад Садык настаивает на том, что в целом необходимо избегать навешивания ярлыков и обвинений. Не надо клеймить, а следует разъяснять истину, то, как оно есть на самом деле по Исламу. Если показать дин во всей его полноте и красоте, уверен теолог, то заблуждение уйдет само собой. По словам шейха, в мире есть масса положительных примеров применения именно такой стратегии в преодолении экстремистских настроений.

По поводу сотрудничества с властями Мухаммад Садык придерживается избирательного подхода. Если это ведет к пользе для Ислама и мусульман, то оно необходимо, если в нем вред – то, наоборот, следует к вопросу подойти с особой осторожностью. В пример он привел великих имамов Абу Ханифу и его ученика Абу Юсуфа. Первый избегал сближения с чиновниками, за что пострадал, второй, наоборот, принял предложение стать верховным судьей государства.

Зиярат в Иерусалим и хиджра из немусульманских стран

Зиярат (посещение) к святым местам в Иерусалиме сейчас недопустимо. Это поддержка оккупации. На данный счет есть масса мнений видных исламских богословов. По словам шейха, необходимо повременить с зияратом, пока не придет освобождение Святой земли.

Что касается хиджры (переселения, эмиграции) из немусульманских стран, то, как заметил Мухаммад Садык со ссылкой на иджму (согласованное мнение) современных улемов, если есть возможность соблюдать фард айн (индивидуальные шариатские обязанности), то об обязательности хиджры речи вестись не может.

Шариат "по-британски"

По мнению шейха, та модель интеграции Шариата и светского законодательства, как это было предпринято в Британии (применение в рамках британской правовой системы гражданского, семейно-брачного и экономического исламского законодательства), вполне допустима сегодня, особенно в таких странах, где мусульмане составляют значительное меньшинство. По словам Мухаммада Садыка, эта же модель, которая, кстати, действует почти во всех мусульманских странах, может быть использована и на постсоветском пространстве.

Как считает шейх, применение Шариата в таком формате даст положительный эффект как в борьбе с крайними настроениями, так и не только для мусульман. Например, британский опыт показал, что в гражданские товарищеские шариатские суды обращаются нередко и немусульмане.



комментариев