Проблема: воспитание исламской личности

Если перед нами стоит задача решения какой-либо проблемы, и мы хотим решить ее должным образом, то, в первую очередь, нам необходимо обратиться к Писанию Всевышнего Аллаха Тааля и Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Потому что из 6 аята суры Аль-Хадид нам известно, что «принимать решение принадлежит только Аллаху», а ответ на любой вопрос кроется в Коране, ниспосланном нам Аллахом как Милость и руководство.

И говорит так же Аллах в 65 аяте суры Женщины: «Они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью».

Что же касается темы этой статьи, то, несомненно, единственно верным путем для нас будет руководство велениями Аллаха и Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), ведь «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (Сонмы, 21).

Как известно, с началом пророческой миссии началось целенаправленное воспитание мужественных и преданных Господу людей, целью которых являлось достижение довольства Аллаха, а критерием поступков – халяль и харам. После того, как человек осознает, что является главным в его жизни, он начинает видеть важность воспитанного нафса и заложения истинных понятий, особенно при воспитании детей. Более того, если учесть пластичность детской психики и их восприимчивость, их умение четко различать «хорошее» и «плохое», последствия неправильного воспитания ребенка исправить будет очень и очень тяжело. И мы, как состоявшиеся личности, на собственном примере знаем, насколько большой труд представляет собой исправление устоявшихся неправильных понятий, привитых нам во времена джахилиййи. Именно поэтому воспитанию детей в Исламе уделяется немалое внимание, в хадисах и аятах не раз упоминается важность обучения детей с малых лет Исламу, привитию им Исламских ценностей и понятий, дабы их голова была уже заполнена правильными понятиями к тому моменту, когда порочная окружающая среда попытается заполнить ее ложными ценностями.

Если мы обратимся к шариатским доводам, то увидим немало хадисов, содержащих повеление воспитывать детей, например:

"Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их" (Абд-ар-Разак).

“Велите детям своим молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за это, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать отдельно”» (Абу Дауд)

Некоторые родители могут говорить, оправдывая себя, что их ребенок должен сделать осознанный выбор, после того, как повзрослеет. Увы, подобные мысли исходят только от недостаточной богобоязненности, потому что человек, познавший истину, знает, что ценнее ее не найти ничего. Такой человек искренне стремится рассказать о ней всем вокруг, поделиться своими счастьем и радостью, невзирая на то, говорит он это знакомым или людям, которых он видит впервые. Что тут говорить о самых близких и родных – семье! Ведь каждый ответственен за то, чтобы воспитать из членов своей семьи исламских личностей, не тех, что плавают по жизни, как пена в море, не зная, куда податься, а тех, кто четко представляют свои цели и задачи, умело расставляя приоритеты в соответствии с решениями Аллаха.

Да, это довольно-таки тяжелая и ответственная задача, но не стоит забывать об аяте: "Быть может, вы не любите то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете". (Корова, 216)

Всегда следует напоминать себе о достоинствах правильного воспитания детей, ведь это в наших интересах – чтобы наши дети были благочестивыми мусульманами, настоящими исламскими личностями:

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «После того как человек умирает, (все) его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым смогут пользоваться (другие люди), или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим).

Передают со слов Джабира бин Самуры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, если человек займётся воспитанием своего сына, это будет лучше для него, чем раздача одного са‘ (съестного) в качестве милостыни» (Ат-Тирмизи).

Мы должны четко осознавать необходимость правильного воспитания, потому что именно родители «лепят» из ребенка личность. Только вдумайтесь в хадис:

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии /фитра/, а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми (а не изувеченными): разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!”» (Аль-Бухари).

Воспитание способно полностью изменить человека, даже привить ему то, что противоречит фитре каждого – а ведь человек вследствие этого может пропасть, потеряться, проложив себе путь к вечным несчастьям. Начало же этому пути положили любящие его родители!

Ответственность за правильное воспитание возлагается на родителей, так же, как тяжесть неправильного, ложится на их плечи:

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал хадис: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству; (итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству”» (Аль-Бухари; Муслим)

Также Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Воспитывай своего сына, поистине ты будешь спрошен за него: “Как ты его воспитал? Чему ты его обучил?” Он также будет спрошен за послушание и подчинённость тебе».

Важность обладания праведной семьей подтверждают нам и такие аяты Корана:

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни». (сура «Запрещение», аят 6).

«Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных». (Аль-Фуркан, 74)

«Господи! Одари меня потомством из числа праведников» (ас-Саффат, 100)

Мы должны объяснять нашим детям, что довольство Аллаха – превыше всех мелочей этой жизни, что Он, Господь, - Единственный, кто заслуживает беспрекословного подчинения и поклонения, чьим велениям мы должны следовать и милость чья безгранична. Он - Создатель каждой души, каждой вещи в этом мире, а счастье и благополучие человека кроется в Его довольстве.

«Обещал Аллах верующим мужчинам и женщинам сады, где внизу текут реки, — для вечного пребывания там, — и благие жилища в садах вечности. Но довольство Аллаха будет превыше этого, это — великая удача!» (Покаяние, 72)

А как же достичь довольства Аллаха? – вот на какой вопрос мы должны ответить далее.

АтТабарани передал: «Довольство Господа в довольстве родителя, и Его гнев - в их гневе»» Тухфат аль Ахвази

Следовательно, если мы привьем детям стремление к довольству Аллаха, параллельно мы привьем им и стремление к нашему довольству. Если же мы попытаемся развить в них стремление только к нашему довольству, мы лишим их стабилизирующей силы и того, что удерживало бы их от ослушания. Примером этому может служить буйный подростковый период, когда даже смирные дети могут пойти против родителей, если их не удерживает нечто большее, чем просто моральные устои. А что может случиться во взрослой жизни, ведь мы изо дня в день наблюдаем примеры издевательств или даже убийств детьми родителей за деньги или жилплощадь!

Задумайтесь, кого вы воспитываете в своем ребенке, какие понятия прививаете. Сегодня поступки большинства людей основываются на выгоде, а наши «если не помоешь посуду, не пойдешь гулять» или «пойдешь играть в футбол, если сделаешь уроки », а тем более такие слова, как «закончишь год без троек – купим тебе телефон последней модели» не что иное, как воспитание в них преследования выгоды.

Мы учим их давать сдачи с садика, при этом молчим о таком понятии, как прощение. Мы учим их искать для себя самое лучшее место, где бы они ни находились, и молчим о взаимопомощи и взаимовыручке. Просто нам кажется, что уступают только ущемленные (это потому, что только ущемленные и слабые вынуждены уступать тем, кто сильнее в этой сумасшедшей погоне за выгодой).

Но нет! На самом деле, Уступать может только сильная личность, которая на порядок выше тех, кто не может побороть собственную паранойю и преодолеть страхи, не побоявшись общественного мнения, достойная уважения.

Мы сможем воспитать сильное, возвышенное поколение только тогда, когда научим наших детей подтягивать друг друга все выше, заботиться о благополучии ближнего, а не тогда, когда все будут стремиться друг друга затоптать и опустить пониже.

Нужно бороться с воспитанием в детях выгоды, к примеру, говоря им почаще о вознаграждении праведным детям и искренним с людьми, богобоязненным праведникам. Необходимо им объяснять, что важно расставлять приоритеты, что помыть посуду – дело первоочередное, сделать уроки – аналогично. В любом деле важен порядок, наличие силы воли.

Для родителя же важно видеть в детях полноправного человека, личность, достойную хорошего отношения и уважения. Мы должны быть мудрыми и учтивыми, строгими и милостивыми при воспитании детей.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поцеловал аль-Хасана бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими, в то время, когда у него находился аль-Акра‘ бин Хабис, и аль-Акра‘ cказал: “Поистине, у меня есть десять детей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, посмотрел на него и сказал: “Не помилуют того, кто сам не проявляет милосердия (по отношению к другим)!”» (Аль-Бухари; Муслим).

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Относитесь к своим детям с уважением и хорошо воспитывайте их» (Ибн Маджа).

В заключение хотелось бы сказать, что правильное воспитание – залог счастья наших детей. Более того, впоследствии мы сами будем с радостью вкушать плоды наших усилий на этом пути, иншааЛЛах.

«Ни один отец не делал сыну подарка, который был бы лучше хорошего воспитания» (Ат-Тирмизи).

Давайте же учить наших детей Исламу, ведь сила – только в нем, давайте развивать в них сильных личностей, настоящих образцовых мусульман, на которых может положиться вся Умма и которыми будет доволен Аллах!

"Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый"



комментариев