Разговор о закяте: оправдания против самих себя

Мы много говорим об исламе, о том, чего нам не хватает для того, чтобы отправлять свои религиозные обязанности, чтобы воспитывать детей в духе ислама, получать образование, вести бизнес и так далее. Но при этом, когда речь заходит об одной из наших обязанностей, об одном из механизмов, который предназначен для решения огромного пласта проблем — когда речь идет о закяте — мы, к величайшему сожалению, словно перестаем быть покорными Всевышнему — мусульманами, и порою начинаем всячески ухищряться и находить лазейки, лишь бы не заплатить закят, либо уменьшить его долю.

Удивительно, насколько глубоко в нас сидит все еще это советское мышление, законы которого гласят «пусть платят другие, но не ты», «как бы проехать зайцем», «если получил бесплатно — ты молодец!»

Закят — это наша обязанность, которая, наряду с молитвой, очищает и возвышает нас, дает нам возможность избавиться от зависимости от всего мирского и почувствовать в себе благодать дающего милостыню. Ведь сказано в хадисах пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что рука дающего лучше, чем рука берущего. Но сатана рисует нам картину бедности (Св. Коран, 2:268), и мы наивно полагаем, что, оставив себе имущество, которое подлежит выплате в качестве закята, мы обезопасим себя от нищеты. То, что подлежит выплате, уже не является нашей собственностью: «фи амвалихим хаккун маглюм» — «в их имуществах известная доля…» (Св. Коран, 70:24) Поэтому, не выплачивая закят, мы лишаем многих возможностей и прав нашу умму.

Давайте вспомним аят, где говорится, что Всевышний «купил у верующих их души и их имущество в обмен на рай» (Св. Коран, 9:111). О торговле душами есть интересный материал на «Ансаре».

Неужели мы не хотим поменять то, что у нас есть — тленное и временное — на райские блага? Неужели мы выбираем самообман? И, уже сделав шаг в направлении Рая, отворачиваемся от него и бежим к дунье.

Вопросы о закяте со стороны российских мусульман обнажают глубокую проблему нашей веры. Часто наблюдается такая картина. Со стороны верующих, к сожалению, редко задаются вопросы о том, куда отдать закят и можно ли заплатить больше минимума. Но, напротив, часто задаются вопросы из серии: «А можно ли освободить себя от выплаты закята?».

Но ведь речь идет о всего лишь 2,5%! Ничтожно малой доле того, чем мы пользуемся, забывая о Том, Кто дает нам эти блага и властен в любой момент лишить их: «Неужели вы не благодарны?» (Встречается во многих аятах Корана).

Одни начинают рассчитывать, сколько съедает инфляция, другие — свои налоги, третьи — будущие расходы на детей, другие — оправдываться накоплением на жилье. Кто-то сетует на недостаток благ, а кто-то имеет жесткое «алиби», дескать, я все трачу, и к концу года ничего не остается. Но часто человек не забывает при этом прикупить третий по счету ноутбук за последние два года за 80 тысяч рублей в придачу к айфону последней модели.

Только вот, для кого это алиби? Выходит, против самих же себя. Все блага, которыми мы пользуемся — от Всевышнего. Наши навыки, знания, способности, наследство, сбережения — все это есть и приносит плоды только лишь с Его соизволения. Если Он захочет, мы лишимся всего, а если Он пожелает — у нас будут неисчислимые блага. Мы же цепляемся за каждую копейку и думаем, что мы можем все рассчитать, не забыв воспользоваться ставкой дисконтирования. Только вот наши расчеты не абсолютны. В любой момент Всевышний сам заберет то, что полагается. А мы, увы, будем сетовать на судьбу (стукнули машину, украли документы, обесценилась валюта) и лишь еще больше накапливать и зажимать оставшееся имущество.

Мы придумываем отговорки и оправдания, а фактически этим самым отделяем себя от Рая. Как же скверны эти оправдания! Дать часть имущества на благие цели, зная, что это твоя обязанность перед Создателем и перед уммой, понимая, что чем больше будет твой вклад, тем больше блага будет для уммы и для тебя самого, жертвовать, понимая всю благость и пользу этого процесса и его последствий, поддерживая общины и мечети, нуждающихся и ищущих знаний, без каких-либо расчетов, попреков и сожалений — какое это прекрасное чувство, чувство дающего закят, расходующего на пути Всевышнего, и дай Аллахй испытать это благо каждому верующему!

Как передается нам в одном из хадисов, наше богатство — это лишь только то, что мы съели, или износили.

Имам Ахмад передал слова отца Абдуллаха ибн Шиххира: «Я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он говорил: «Страсть к приумножению увлекает вас», сын Адама говорит: «Моё богатство, моё богатство». Но разве принадлежит тебе из твоего богатства (что-нибудь), кроме того что ты съел, уничтожив его, или износил из одежды, или дал в качестве милостыни (садака), сохранив его (для вечности) (Муслим 2201; Тирмизи 2342, 3354; Насаи).


комментариев