Грубость при общении - как один из факторов ослабления уммы

Сегодня в мусульманском сообществе нередко фиксируются отрицательные тенденции в контексте следования сложившемуся этикету. Одним из основных проблематичных вопросов здесь вырисовывается неуважение друг к другу, доходящее до взаимной грубости. Речь, прежде всего, о дозволении отдельными братьями, считающих себя "наиболее верующими", снисходительного, если не сказать пренебрежительного (свысока), поведения с другими мусульманами.

К сожалению, такой формат взаимоотношений вызывается неким самолюбованием отдельных приверженцев Ислама - убеждением в собственной "непорочности". Однако, при этом забывается констатация Всевышним предоставления Им последней обители для нежелающих "превозноситься на земле" ("Рассказ": 83), т. к. последние для Него идентичны гордецам, не верующих "в День расчета" ("Верующий": 27).

Мало этого, Аллах обещает отвратить от Его знамений возгордившихся "на земле безо всякого права на то" ("Преграды": 146).

Правда, не исключено, что мусульмане, пренебрежительно относящиеся к своим собратьям, посчитают возможным объяснить свое поведением ошибками последних. Но разве Аллах не назвал Его "рабами" ступающих "смиренно", которые, "когда невежды обращаются к ним", употребляют "благие слова" ("Различение": 63)? Здесь же можно сослаться и на аят, призывающий верующих идти "размеренной поступью", понижая "свой голос" ("Лукман": 18-19).

Т. е. ни грубость, ни неуважительное обращение или форма беседы между собратьями Откровением не то, что не поощряются, а противоречат постулатам Господа. Не случайно, согласно одному из красивейших хадисов, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) банкротом в умме определил тех, кто "в День воскресения" хотя и "принесет с собой молитвы, посты и закят", но при этом выяснится, что он (в т. ч.) "кого-то оскорбил". Причем данный аспект приравнивается Посланником к клевете и присвоению чужого имущества.

Вместе с тем, в свете вышеотмеченного, просматривается такой нюанс, что относящиеся свысока к собратьям сами, мягко говоря, не застрахованы от ошибок или терний на пути истины. Как писал еще на рубеже XI-XII вв. известный исламский богослов, правовед, философ Абу Хамид аль-Газали, наиважнейшей из всех называвшей науку "о качествах и свойствах сердца", человек "не свободен от порицаемых качеств", среди которых помещаются гордыня и самолюбование. В связи с чем призывал отстраняться от занятий "тем, что облагораживает других, до исправления себя самого"(1). К слову данная мысль сродни библейскому: "Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего" (Матф. 7: 5).

Кроме того, в контексте обсуждаемого высвечивается еще одна тонкость. Отношения между верующими, в случае невыстраивания их с точки зрения взаимоуважения, гарантированно способствуют возникновению межличностного конфликта в умме, как первого шага к расколу мусульманского сообщества. Так, известный мусульманский правовед ХХ века, шейх Абд Ар-Рахман Ас-Саади, в комментарии к аяту: "По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя" ("Семейство Имрана": 159), фиксировал, что Аллах оказал пророку великую милость, научив его "быть добрым и снисходительным к окружающим". Именно вследствие учтивости посланника с людьми, они сплотились вокруг Мухаммада, в случае же присущности ему жестокосердности - отвернулись бы от него, "поскольку дурной нрав отдаляет окружающих", вызывая в них отвращение(2).

В этом ракурсе представляется целесообразным обратить внимание на замечание знаменитого американского педагога, психолога, писателя, разработавшего концепцию бесконфликтного и успешного общения, Дейла Карнеги. Так, "умение вести себя с людьми" он называл одной из важнейших проблем не только делового человека, но практически представителей всех специальностей, будь то архитектор или домохозяйка. Даже в инженерном деле, фиксировал ученый, лишь около 15% достигаемого сотрудником финансового успеха "следует отнести на счет чисто технических знаний", а почти 85% попадают на его искусство "в человеческой инженерии", т. е. личные способности характера и способностей руководить людьми(3).

В целом, каждый из нас, наверняка, пронес через себя неоднократные призывы Всевышнего говорить друг с другом по-доброму. Остается лишь стараться следовать им, как и другим кораническим постулатам, в практической жизни, не забывая, что "самый почитаемый перед Аллахом" - это не превозносящийся или кичливый, а "наиболее богобоязненный" ("Комнаты": 13)

1.Абу Хамид аль-Газали. Возрождение наук о вере

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Persien/XI/Gazali/text42.phtml?id=7538

2.Толкование Священного Корана шейха ‘Абд ар-Рахмана ас-Са‘ди

http://qurani-kerim.narod.ru/sady/003_1.htm

3.Карнеги Дейл. Как приобрести друзей и оказать влияние на людей

http://tululu.org/b53238

Теймур Атаев, политолог Азербайджана

teymur-ogtay@rambler.ru



комментариев