«Аль-Каида» против ХАМАС. Крепкий орешек сектора Газа

Как мы писали ранее, идеологический конфликт, подобный тому, что мы имеем в случае с «лесными» и умеренными мусульманами России, в точности воспроизводится и на глобальном уровне между «Аль-Каидой» и движением «Братья-мусульмане». «Аль-Каида» (здесь мы имеем в виду не полумифический медиа-фантом американских СМИ, а конгломерат крайних групп, имеющих схожую идеологическую базу), как указывалось, строит свою доктрину в значительной степени, противопоставляя себя доминирующему в исламском мире подходу политического возрождения Ислама, принадлежащему «Братьям-мусульманам». Более того, активисты-радикалы в своей пропаганде активно критикуют и обвиняют «Братьев».

Однако «Аль-Каида» никак не ожидала, что самый серьезный идеологический оппонент и конкурент, с которым она не может справиться и по сей день, как раз таки вызреет изнутри самого движения «Братьев». Речь идет о Движении исламского сопротивления (ХАМАС), которое в противостоянии израильской оккупации взяло под свой контроль сектор Газа, начало консолидацию своей власти и последующее усмирение ориентирующихся на «Аль-Каиду» группировок.

«Братья» и «Аль-Каида»: очарование ХАМАС


Движение ХАМАС было создано в декабре 1987 года, когда палестинский филиал иорданских «Братьев» отделился и образовал самостоятельную группу. Отход от «Братьев» ХАМАС создавал видимость того, что он сближается с палестинским лагерем национального сопротивления израильской оккупации. Однако ХАМАС, который позиционировал себя как исламское движение, а не национальное, избегал Организации освобождения Палестины (ООП), в которой доминирующую роль играло движение «Фатх», и которое воспринималось ХАМАС, как слишком светское.

При этом главной целью ХАМАС, а также тех представителей более широкого движения «Братьев-мусульман», которые поддерживали ХАМАС, было и остается сопротивление израильской оккупации, ведение против «Израиля» джихада. Антиизраильская риторика ХАМАС и практика ведения джихада стала для «Братьев», которые после репрессий 60-х годов целиком сфокусировались на социальной работе, одним из главных путей, через который они мобилизовывали и рекрутировали самоотверженную исламскую молодежь в свои ряды.

Изначально использовать в собственных целях фактор ХАМАС пыталась и «Аль-Каида». В августе 1996 года Усама бин Ладен пообещал освободить Саудовскую Аравию от «оккупации неверных» и объявил джихад против Соединенных Штатов. В тот период крайние группы пытались обозначать свое участие и в палестинской проблеме, а Бин Ладен даже выступил с похвалой в адрес лидера ХАМАС шейха Ахмада Ясина за отказ от мирных соглашений, подписанных между «Израилем» и Организацией освобождения Палестины.

После того, как ХАМАС начал широко использовать против «Израиля» своих бойцов, готовых пойти на смерть в стремлении нанести урон врагу, «Аль-Каида» начала подражать тактике посмертных обращений палестинских бойцов.



Неудачи «Аль-Каиды» на палестинском театре

Однако «Аль-Каиде» так и не удалось вовлечь ХАМАС в свою орбиту, сделать это движение элементом своей глобальной сети, а палестинский джихад - одним из собственных фронтов глобального противостояния «миру куфра» - неверия. Вообще, палестинские движения, как национальные, так и исламские, оказались удивительно консолидированными, жестко ориентированными на борьбу с израильской оккупацией и не поддающимися внешнему влиянию, будь то со стороны «Аль-Каиды» или других движений.

Специалистами отмечается, что до сего дня «Аль-Каида» смогла рекрутировать лишь несколько лиц палестинского происхождения. Причем каждый из них был рожден и вырос не в Палестине, а в Персидском заливе. «Аль-Каида» долго пыталась охватить своим влиянием Палестину и самоотверженных палестинских бойцов, но также долго не могла понять причину своих неудач.

После американского вторжения в Ирак в 2003 году Абу Мусаб аз-Заркави, один из крайних идеологов пытался убедить единомышленников начать укрепляться в Иордании, чтобы, в конечном итоге, выйти на палестинский театр военных действий и атаковать израильские цели. Однако активность в Ираке не позволила осуществить эту стратегию.

Тем не менее, когда Аз-Заркави все же удалось частично охватить своими сетями Иорданию и атаковать ракетой израильскую территорию, для самих палестинцев это оказалось не самым удачным временем и подспорьем. Поскольку ХАМАС в то время был занят тем, чтобы максимально использовать односторонний уход Тель-Авива из сектора Газа. В итоге палестинцы публично выразили возмущение самовольными провокациями Аз-Заркави.

«Аль-Каида» атакует ХАМАС

В январе 2006 года, когда ХАМАС заявил о готовности участвовать в политических выборах в палестинский парламент и даже выдвинул своих кандидатов, радикалы целиком развернули собственный пропагандистский аппарат против движения. Даже уже упоминавшаяся книга второго человека в «Аль-Каиде» Аймана аз-Завахири «Горький урожай» с жесткой критикой политики «Братьев» была использована уже против ХАМАС.

«Аль-Каида» обвинила ХАМАС в непозволительном участии в «неисламских политических процессах», как политические выборы в парламент. Пропагандисты заявили, что вовлечение движения в палестинских выборах было равносильно признанию израильского государства, поскольку палестинские институты по проведению выборов были продуктом соглашений между Тель-Авивом и ООП.

Идеологические нападки «Аль-Каиды» на ХАМАС вновь усилились, когда ХАМАС сформировал правительство. Атака достигла апогея, когда в феврале 2007 года король Саудовской Аравии поддержал соглашение между ХАМАС и его конкурентом в лице «Фатх» в Мекке.



Но стоило ХАМАС вытеснить «Фатх» из сектора Газа в июне 2007 года, как «Аль-Каида» выразила поддержку этому шагу, поскольку она воспринимала сторонников и активистов «Фатх», как «отступников от Ислама». После этого радикалы потребовали, чтобы ХАМАС объявил в секторе Газа создание Исламского имарата. Но ХАМАС начал управлять Газой в соответствии с собственной логикой и последовательностью политических шагов, и это с новой силой разогрело идеологический конфликт между сторонами.

Продолжение следует…

Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат политических наук



комментариев