Мусульмано-американцы на перепутье

День 11 сентября 2001 года, действительно, стал переломной датой не только в истории американской нации, но и в жизни американских мусульман. О том, как изменилось отношение к мусульманам внутри американского общества, как ужесточились правила проверок, предоставления гражданства, возросла нетерпимость, писало уже много авторов.

Однако в статьях и репортажах о жизни мусульман в США зачастую за кадром и за рамками статей остаются более насущные проблемы мусульманской общины, связанные с ежедневными испытаниями, искушениями, соблазнами и невероятно трудными поисками своего места в американском обществе.

Разница между общинами

Положение мусульман в американском обществе отличается и от российского, и от европейского случая. В России мусульмане, преимущественно, являются коренным населением, в Европе, преимущественно, представляют собой общины иммигрантов из стран, бывших некогда европейскими колониями. В то время как в Соединенных Штатах, несмотря на то, что они сами являются страной иммигрантов, треть мусульман уже можно назвать «коренными».

Данная треть представлена афро-американской мусульманской общиной, которая ведет свое происхождение от темнокожих рабов-мусульман, завезенных на североамериканский континент из Африки. Среди них также немало афро-американцев, принявших Ислам в результате активного призыва, который был развернут в середине 20-го века такими организациями темнокожих мусульман, как «Нация Ислама». Данная община практически всеми признается, как наиболее успешно интегрировавшаяся в американское общество.

Остальные две трети мусульманского населения США представлены сравнительно недавно иммигрировавшими в США выходцами из самого широкого ряда мусульманских стран. В их же число входят и потомки иммигрантов «второй мусульманской волны», прибывших в США в начале 20-го века из Османского Султаната и осевших центральных и западных районах Америки. Если мусульмане этой волны, в основном, также успешно интегрировались в американское общество и жили на протяжении всего этого времени как «тихое меньшинство», то остальные общины иммигрантов пока еще находятся в процессе своей интеграции.

При этом, в отличие от Европы, в которой значительная часть мусульманского населения, прибывшая из бывших колоний, все еще достаточно маргинализирована в политическом, экономическом и культурном отношении, вытеснена на обочину общественной жизни и даже проживает в бедных кварталах и пригородах, ситуация в США несколько иная. Прибывающие в США во второй половине 20-го века мусульманские иммигранты были, в основном, хорошо образованными и наиболее одаренными выходцами из своих стран.

Кроме того, на сегодняшнем этапе североамериканские мусульмане по сравнению со своими европейскими собратьями, лучше образованы и живут более состоятельно. Это, по мнению многих экспертов, приводит к тому, что мусульмане США менее склонны к жестким постановкам вопросов справедливости, ответственности Запада за отсталость мусульманских народов. Хотя в последние годы, из-за чудовищной войны, развязанной США в Ираке, данная умеренность, лояльность и терпимость североамериканских мусульман подвергается очень серьезным испытаниям.

Ограничения в стране свободы

То, что США являются воюющей страной, и воюющей именно с мусульманами, является чрезвычайно важным фактором, который определяет, как будут дальше складываться не только отношения США с мусульманским миром, но и отношения между мусульманами и немусульманами внутри страны.

Мусульман очень сильно заботит тот негатив, который в последние годы изливается на общину с экранов телевизора, газетных полос и политических трибун. На их взгляд, в общественном и информационном пространстве ощущается острая нехватка положительной информации о вкладе мусульман в американскую культуру, благосостояние и политику. Мусульманка Сальма Анвар говорит: «Думаю, важно показывать, как мусульмане вовлечены в общественные дела, как они вносят посильный вклад в развитие американского общества».

Недостаточно полно и широко освещается жизнь наиболее интегрированных в американское общество афро-американских мусульман. Фатима Али, 21-летняя студентка из Бруклина, Нью-Йорк, выражает по этому поводу свое сожаление: «Как афро-американская мусульманка, я разочарована тем, что не достаточно широко освещается наша история, деятельность таких наших ключевых фигур, как Малкольм Икс, Мухаммад Али и Луис Фаррахан».

Достаточно малоосвещаемой, малообсуждаемой, а иногда и, фактически, закрытой темой в американском обществе является тема, касающаяся позиций и мнений мусульман по поводу ближневосточного конфликта и войны в Ираке.

Сюда же можно отнести проблему уровня дискриминации и преследования мусульман после 11 сентября. Случай со студентом-мусульманином по имени Усама, который стал мишенью для нападок только из-за своего имени, унизительные проверки в аэропортах, подозрительность соседей – лишь некоторые, самые известные примеры из этого ряда.

В «самом демократичном государстве мира» складывается опасная и тревожная ситуация, когда власти настолько блокируют неугодную им информацию, что для того, чтобы заработать имидж «хорошего американского мусульманина» и приглашаться властями к диалогу, нельзя критиковать политику США на Ближнем Востоке или американскую поддержку Израиля.

Культурный разрыв

Однако на фоне всех этих, несомненно, актуальных проблем без внимания политиков и журналистов остаются более глубинные проблемы, которые уже не одно десятилетие разрывают сознание американских мусульман.

Речь идет о проблеме сохранения своей мусульманской идентичности, преданности своей религии, должного исламского воспитания в условиях общества, отличающегося совершенно иными культурными и нравственными стандартами.

Конечно, американские мусульмане могут бесконечно увеличивать и наращивать свой вклад в процветание американского общества, участвовать в политике, проповедовать терпимость и взаимодействие с немусульманскими членами обществами.

Но при этом вопросы должного воспитания дочерей и сыновей в обществе самого широкого распространения наркотиков, малолетней преступности, добрачных связей, сексуальной вседозволенности продолжают стоять перед мусульманами во всей своей остроте.

Правительство и общество предпочитает не замечать этих проблем, которые продолжают очень глубоко волновать мусульман и которые в некоторых случаях даже ставят под большую угрозу степень лояльности мусульман американской культуре и образу жизни.

Правительству и обществу куда удобнее думать, что мусульмане рано или поздно станут довольными американским образом жизни, стремящимися к американской мечте членами общества всеобщего потребления, которые разделяют стандартный набор американских ценностей.

А как быть с упорным нежеланием мусульман полностью растворяться в американском культурном коктейле вседозволенности и разврата? Как быть с мусульманами, по отношению к которым их родина поступила более чем вероломно, обвинив в несуществующих связях с террористами и бросив в тюрьмы? Как быть с теми мусульманами, которые не боятся спрашивать о политике США в мусульманском мире и бездуховности американской массовой культуры?

Выпускница Бруклинского колледжа при Университете Нью-Йорка Амина Хан, осознавая чрезвычайную важность данный проблем, стоящих сегодня перед американскими мусульманами, формулирует этот разрыв в культурной самоидентификации мусульман предельно четко: «Необходимо говорить о том, как гражданам США урегулировать конфликт между необходимостью быть американцами и частью более крупной мусульманской уммы».



комментариев