Абхазская кровь на абхазской земле

Наряду с этническими разногласиями в Абхазии грозит разразиться ещё и религиозный конфликт. Что доказывают часто повторяющиеся убийства активных религиозных деятелей Абхазии. В частности, это касается представителей мусульманской общины. На фоне увеличивающегося числа репатриантов, в основе своей являющихся мусульманами, данная ситуация выглядит провокационной.

Исторически неоправданно

Для доказательства неприемлемости ныне существующих в Абхазии исламофобских идеологических направленностей, порождённых, скорее всего, на идеях сохранения этнической самобытности (своеобразного национализма), необходимо для начала провести исторический анализ.

Языческие верования не были вытеснены среди абхазов с приходом христианства в шестом веке — в то время, когда византийский император Юстиниан Первый официально утвердил христианство как религию абхазов. Почти все этнические абхазы исповедовали традиционные верования. Первой монотеистической религией, которая в массовом порядке утвердилась среди населения Абхазии, был Ислам, что отмечает известный историк Николай Веселовский. Ислам в Абхазию принесли ещё арабы в восьмом веке, а не турки, как это многими утверждается.

С присоединением Абхазии к России, которое официально произошло в 1810 году, Ислам стал насильственно вытесняться, чему способствовала Православная церковь. Вследствие этого произошло массовое переселение абхазов в Турцию. Утверждается, что в тот период мухаджирами стали около 80% населения. То есть данный исторический факт говорит о том, что традиционной монотеистической верой для этнических абхазов является Ислам, и то, что в современном мире абхазов-мусульман всё же больше, чем абхазов, исповедующих какие-либо другие религии — это число составляют потомки абхазов.

Терроризмом повеяло…

17 августа 2007 года был убит имам гудаутского молельного дома Рокки Гицба. В него и гражданина Российской Федерации Руслана Ассадулина стреляли из оружия с глушителями неизвестные лица, в тот момент бывшие в масках. Убийство можно квалифицировать как профессиональное. Такие «маски-шоу» намекают, что явно кому-то был неугоден активный мусульманский деятель. В тот момент его религиозную принадлежность не рассматривали как мотив, побудивший кого-то убить его. Но если учитывать тот факт, что немного ранее был убит ещё один абхаз-мусульманин — Даур Муцба, который также был представителем президентской охраны республики, то можно предположить, что убийства эти проходили именно по причине религиозной принадлежности вышеупомянутых лиц.

В 2010 году был заминирован автомобиль имама сухумского молельного дома Салиха Кварацхелия. Теракт удалось предотвратить после обнаружения взрывного устройства. Но через неделю был убит член ОП Абхазии Эмик Чакмач-оглы, который был также и представителем Духовного управления мусульман Абхазии.

В начале октября 2010 года при выходе из мечети была расстреляна группа мусульман. На месте был убит Арсаул Пилия. Пулевые ранения также получили братья убитого Рокки Гицба — Рустам и Рауль Гицба.

27 июня 2011 года от последствий химического отравления скончался 80-летний муфтий Абхазии. В марте этого же года от подобного рода отравления умерла его жена.

Использованы различные методы уничтожения — от расстрела до химического отравления.

Предположения и утверждения

Кто-то пытается увязать убийства с иной деятельностью умерших. Например, Гицба в девяностые был чем-то наподобие террориста, скорее даже пирата (участвовал в захвате турецкого судна), а убийство его было спланировано иностранными спецслужбами. Даура Муцба убили бандиты, так как он был представителем органов, Эмика Чакмач-оглы убили тоже бандиты, из-за его членства в Общественной палате.

Может первые две версии с Гицба и Муцба ещё и имеют какое-то право на существование, то вот последняя (с Чакмач-оглы) является несколько бредовой: как может навредить бандитам представитель структуры, которая в Абхазии, по мере влияния, может конкурировать разве что с фангруппой Pink Floyd?

Более логичным предположением выглядит то, которое увязывает все преступления в одно: целенаправленное убийство мусульман. Своего рода «минигеноцид» получается.

Вот что по этому поводу говорил бывший глава Правительства Абхазии Сергей Шамба: «Этот и предыдущие случаи, имевшие место быть, можно оценивать как попытку каких-то сил перекинуть события, происходящие на Северном Кавказе, в Абхазию. Кто-то целенаправленно хочет втянуть нас в этот конфликт. Это делают наши враги, которые хотят столкнуть нас с Россией, в первую очередь». Речь была произнесена после расстрела Арсаула Пилия и братьев Гицба.

Шамба считает, что действие направлено на подрыв отношений с РФ, а вот кто-то не очень «тонко» намекает, что, возможно, в этом повинна именно Россия.

Журналист Антон Кривлюк в одной из статей пишет такое: «С точки зрения здравого смысла, нападения на мусульман в Абхазии не выгодны ни России, ни Грузии, ни силам внутри самой Абхазии. Однако очевидно, что если в нескольких десятках километров от российского города Сочи исламисты откроют второй фронт, у России появится формальный повод значительно увеличить присутствие своих спецслужб и военных в республике». Логично, конечно, но в большей степени провокационно: такой расклад мог бы и Турции понравиться, нынче имеющий всё более нарастающее влияние на маленькую республику, да и Грузия может такими действиями «нарисовать» нового врага абхазам. Однозначно сказать нельзя.

Альтернативный вариант

Может кому-то эта дестабилизация внутри республики и может принести пользу, но точно не абхазам и их стране. Республика и так страдает от «демографической дистрофии», а эти страшные события могут напугать в первую очередь репатриантов, которым в Турции явно с таким раскладом будет лучше, а во вторую очередь может простимулировать коренных абхазов-мусульман последовать примеру вышеупомянутых турецкоподданных.

Напоминаем, что около 20% населения Абхазии считают себя мусульманами. Если они покинут свою республику, то пора будет говорить «Абхазия переехала в Турцию»; большая часть абхазов и так проживает на территории Турции, а в случае реализации вышеупомянутого переселения, разность будет намного больше, чем даже сейчас. Абхазия грозит стать страной, где абхазы в скором времени перестанут быть этническим большинством, да и на сегодняшний день вкупе армяне и грузины составляют примерно столько же от численности населения, как и сами абхазы. «Быть или не быть?» — возможно, скоро такой вопрос будут обсуждать политики Абхазии.



комментариев