Бангладеш планомерно уничтожает исламскую оппозицию

После казни Абдул-Кадира Муллы в центральной тюрьме Дакки 12 декабря 2013 года правящий режим Бангладеша приговорил к смертной казни еще одного высокопоставленного лидера Джамаат-э-Ислами Мухаммада Камаруззамана. Он был казнен в той же тюрьме 11 апреля 2015 года.

К смертной казни в настоящее время приговорено еще несколько высокопоставленных лидеров, и их апелляции находятся на рассмотрении в верховном суде страны.

И Муллу, и Камаруззамана обвинили в совершении преступлений против человечности во время войны между Индией и Пакистаном в 1971 году. В результате конфликта Восточный Пакистан отделился от Западного Пакистана и превратился в Бангладеш.

Бенгальский народ Восточного Пакистана боролся за самоопределение, будучи маргинализованным со стороны небенгальского бюрократическо-военно-политического руководства, что привело к зверствам армии Западного Пакистана и мукти бахини («борцов за свободу»). Пакистанские солдаты поубивали десятки тысяч бангладешцев, тем временем, мукти бахини зарезали бесчисленное количество уроженцев Западного Пакистана, известных как бихарцы и живших в Бангладеш.

На протяжении войны 1971 года старейшины Джамаат-э-Ислами продвигали идею единства обеих частей Пакистана, поскольку опасались гегемонии Индии и ее возможных последствий для Бангладеш. Сейчас жители Бангладеш считают, что лидеры исламской партии в 1971 году опасались именно того, что стало реальностью сегодня.

Однако со временем политические взгляды Джамаата подверглись демонизации, особенно после 2010 года, когда лидеров партии сделали козлами отпущения за убийства, совершенные пакистанской армией.

С тех пор, как в 2009 году к власти пришло нынешнее правительство, вопрос о событиях 1971 года всплыл на поверхность и приобрел драматический поворот.

Пока правящая элита запускала политическую и юридическую кампанию с целью покарать лидеров Джаммат-э-Ислами, местные и международные СМИ, не разделявшие политики партии, стали напоминать общественности об ужасающих зверствах 1971 года и ассоциировать лидеров Джамаата с этими событиями.

На ум приходит аналогия – точно так же рассуждают о трагедиях Холокоста и ошибочно показывают пальцем на палестинцев. Лидеры Джамаат-э-Ислами были так же далеки от преступлений войны 1971 года в Бангладеш, как палестинцы от Холокоста.

Во время войны 1971 года Абдул-Кадир Мулла был 23-летним студентом университета Дакки и жил в общежитии вуза. Из-за войны ему пришлось освободить общежитие и вернуться на родину в Фаридпур. После войны он вернулся в университет, окончил его и позже стал преподавать в местных учебных заведениях. Он также работал в Исламской ассоциации Дакки, занимался журналистской деятельностью и со временем стал одним из лидеров партии Джамаат.

Мухаммаду Камаруззаману во время войны 1971 году было 19 лет, он был студентом колледжа. Позже он окончил факультет массовых коммуникаций и журналистики в университете Дакки и сдал экзамен в магистратуре с наивысшим результатом. Позже Камаруззаман стал лидером студенческого крыла Джамаата, работал журналистом и добился репутации одного из самых компетентных молодых политиков страны.

Медийная пропаганда против Джамаата забыла о многих вещах: если бы Мулла и Камаруззаман были военными преступниками, то они бы не смогли учиться в ведущем вузе страны. Если бы Мулла в 1971 году совершал преступления против человечества, его бы не взяли на работу в лучшие школы Дакки или в Исламскую ассоциацию, спонсировавшуюся государством.

Если бы лидеры Джамаата были преступниками, то зачем премьер-министр и лидеры ее партии сидели с ними за одним столом и запускали совместные политические движения в 1980-х и 1990-х гг? Если они военные преступники, то почему на предъявление им обвинений потребовалось 40 лет?

К сожалению, Бангладеш – не единственный пример репрессий в отношении политического инакомыслия. Еще один яркий пример подавления общественного мнения – Египет. Единственная разница в том, что из-за коррумпированной журналистики события в Бангладеш не попадают в международные СМИ.

Абдулла Аль-Ахсан, профессор истории и цивилизации из Малайзии



комментариев