Что думает раввин о Пророке Мухаммаде

Я впервые познакомился с Исламом, когда учился в университете Лос-Анджелеса почти 50 лет назад. Потом я снова с ним столкнулся, когда учился в школе раввинов. Все эти годы я продолжать читать Коран и другие исламские книги. Я читал эти книги «не как верующий, но и не как неверующий», как и говорил Пророк своим последователям. Что это значит? Коран, разумеется, является священным Писанием для мусульман. Ученик Мухаммада по имени Абу Хурайра передал: «Люди Писания читали Тору на иврите, а потом объясняли ее мусульманам на арабском. Посланник Аллаха сказал: «Не верьте людям писания, но и не считайте их лжецами, и говорите - мы уверовали в Аллаха». Как и говорил Мухаммад, я не то чтобы верю в Коран, но и не то чтобы не верю в него. Если бы я верил в Коран, тогда я был бы членом мусульманской уммы. Но, в то же время, я не могу не верить в Коран, потому что я согласен, что Мухаммад – пророк, и я уважаю Коран как родственное нам откровение, ниспосланное родственному народу на родственном языке.

Я бы хотел поделиться своим пониманием нескольких хадисов, которые дали мне урок о моей собственной религии. Все эти хадисы от Бухари.

Передает Абу Хурайра. Пророк сказал: «Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает ее усложнять, она обязательно одержит верх над ним. Посему не впадайте в крайность, старайтесь правильно исполнять свои обязанности, радуйте людей и просите помощи у Аллаха».

Пояснение: Этому утверждению, направленному против экстремизма, необходимо обучать в каждом молитвенном доме планеты. Это относится как к политическим, так и к религиозным экстремистам, которые всегда предпочитают более строгий путь смягченному. Например, и Ислам, и Иудаизм учат людей важности богоугодного забивания животных на мясо, и учат избегать употребления определенных видов животных в пищу. В Исламе эти правила проще, и их меньше, чем в ортодоксальном иудаизме. Большинство либеральных реформистских раввинов считают ограничительные тенденции в сфере кашрута, особенно на иудейскую Пасху, нецелесообразными, излишне обременительными для людей. Разрастание ограничений на занятия людей в шаббат (субботу) на протяжении веков тоже считается большинством раввинов-реформистов неэффективным и портящим радость шаббата явлением. А Мухаммад мудро проводит границу между экстремизмом и стремлением к совершенству.

Передают со слов Аиши и Ибн Аббаса, что перед самой своей смертью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал накидывать на лицо покрывало, а когда ему стало трудно дышать, он убрал его с лица и сказал: "Да проклянёт Аллах иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места для совершения молитв!» Тем самым он предостерегал мусульман от повторения того, что делали эти люди".

Пояснение: Посланник Аллаха жестко отверг поклонение или почитание кого-либо другого, кроме Бога. Христиане и даже иудеи в свое время начали поклоняться могилам святых и пророков. Хотя на словах они заявляли, что поклоняются только Богу, они считали, что молитва, совершаемая в таких местах, лучше и эффективнее – эту позицию проклял Мухаммад. Спустя века некоторые мусульмане тоже начали поклоняться могилам святых и строить места поклонения возле их могил. Раввины-реформисты тоже согласны с тем, что подобные действия на могилах подлежат осуждению или даже проклятию. Посланник Аллаха, конечно же, понимал, что и в мусульманском сообществе появятся люди, чье стремление к религии может привести их к подобным ошибкам, и на той же самой странице в сборнике хадисов приведен следующий:

Передано со слов Абу Саида. «Пророк сказал: «Воистину, последуете вы пути тех, кто был до вас, даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними». Мы спросили: «О посланник Аллаха, ты имеешь в виду иудеев и христиан?», а он ответил: «А кого же еще?»

Пояснение: Мухаммад критиковал ошибки многих членов иудейского и христианского сообществ, но понимал, что это просто люди, которые не способны научиться на чужих ошибках. Он надеялся, что мусульмане сохранят изначальную чистоту своей религии, но предвидел неизбежное.

Передано со слов Абу Хурайры: Как-то раз два человека, один из которых был мусульманином, а другой — иудеем, поругались друг между собой. Мусульманин сказал: «Клянусь Тем, кто избрал Мухаммеда среди всех людей!», на что иудей ответил: «Клянусь Тем, кто избрал Мусу (Моисея) среди всех людей!». Тогда мусульманин разозлился и ударил иудея по лицу, а иудей пошёл к Пророку и рассказал ему о том, что произошло между ним и мусульманином. Посланник Аллаха сказал: «Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой, ибо, в День воскресения люди будут поражены насмерть, и я буду поражён вместе со всеми, однако я оживу первым и увижу Мусу, который будет держаться за край престола Аллаха. И мне неизвестно, будет ли он поражён, подобно другим, и оживёт ли раньше меня, или же он будет среди тех, для кого Аллах сделает исключение».

Пояснение: Посланник Аллаха был так известен своей справедливостью, что даже иудей мог обратиться к нему для разрешения конфликта с мусульманином. Для иудеев вполне естественно считать Моисея лучшим, а для мусульман – считать лучшим Мухаммада. Мухаммад упрекнул мусульманина, велев ему не говорить, что Мухаммад превосходит Моисея, потому что в Судный день даже сам Мухаммад не будет знать, кто из них с Моисеем окажется в лучшем положении.

Многие американцы, с которыми я общался, удивляются таким либеральным и гибким утверждениям, проистекающим из религии, которая кажется им такой резкой и фанатичной. Однако политизированный Ислам, который сейчас привлекает к себе столько внимания - продукт ряда современных факторов. Один из них – антизападная реакция, тенденция к поиску «козлов отпущения». Такая реакция стала следствием многовекового социально-экономического спада, имевшего место на Ближнем Востоке. При этом в иудаизме и христианстве уже были реформистские движения, а Ислам же только начинает процесс возрождения и преобразования. Пророк предугадал, что на протяжении веков мусульмане тоже станут более жесткими и ортодоксальными. Абу Саид Аль-Худри передал слова Посланника Аллаха: «И вы действительно последуете за теми, кто был до вас, шаг за шагом. Даже если они полезут в норку ящерицы, вы полезете за ними». Мы спросили: «Это иудеи и христиане?» Он ответил: «А кто же еще!». Мухаммад был мудр и понимал, что даже его Умма будет подвержена историческим обстоятельствам.

Еще один важный элемент учения Корана заключается в том, что Бог решил создать человечество не единой национальности и не единой религии, чтобы каждая религия могла соревноваться с другими – которая из них произведет больше высоконравственных и любящих людей. Как написано в Коране (5:48): «Для каждого народа из вас, о люди, Мы начертали путь к истине и дали ясное направление в религии, по которому нужно идти. Если бы Аллах пожелал, Он сделал бы вас одной общиной, для которой не было бы различий в руководстве на пути веры в разные периоды. Но Он сделал так, чтобы испытать вас на верность тому, что Он ниспослал вам в шариате, соблюдение которого показывает, кто повинуется Аллаху и кто не повинуется. Пользуйтесь случаем и опережайте друг друга в сотворении добрых дел и благого. Ведь к Аллаху Единому - возвращение вас всех, и тогда Он сообщит то, в чём вы разногласили, и воздаст каждому из вас по его деяниям».

Между Иудаизмом и Исламом нет никакого конфликта, и быть не может. Конфликт между израильтянами и палестинцами – территориальный. Находятся люди, которые стремятся превратить этот территориальный конфликт в религиозный, чтобы привлечь к себе побольше сторонников. Мы должны противостоять этому.

Я как либеральный раввин-реформист убежден, что Мухаммад был Пророком, посланным арабскому народу. Я верю, что Коран является истиной для мусульман, так же как и Тора для иудеев.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.ру

Мнение редакции Ансар.ру может не совпадать с мнением автора



комментариев