Индивидуалисты ли верующие?

Нередко можно столкнуться с оценкой верующих, как индивидуалистов по сути. В том смысле, что соблюдающие постулаты, оставаясь один на один со Всевышним, "принадлежат" исключительно своему внутреннему миру. Возможно, основа данного взгляда исходит из личной ответственности верующих за содеянное непосредственно перед Богом, В библейском формате (Ветхий Завет) данный ракурс высвечивается в предупреждении Господа: "Буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его". (Иез 18: 30). В Новом Завете эта мысль звучит таким образом, что каждый "за себя даст отчет Богу" (Римл. 14: 12). Коран констатирует, что "ни одна душа не понесет чужого бремени", т. к. Всевышний всем поведует о совершенном ими ("Толпы": 7). Следовательно, верующие действительно несут личную ответственность перед Всевышним за свои деяния или бездействие. Как отмечал русский экономист, философ XIX-XX вв. Петр Струве, "трудно человеку глубоко религиозному поклоняться просто человеческой личности или человечеству"(1).

Но можно ли назвать это показателем индивидуализма, если последнее понятие в некоторой степени может восприниматься как освобождение себя от общепринятых правил, норм (кто-то скажет, условностей)? Французский философ ХХ в. Рене Генон под этим термином подразумевал "отказ от всякого авторитета, превышающего границы индивидуальности"(2). Но ведь для любого верующего в Боге воплощается незыблемый авторитет на все времена.

Энциклопедические словари под индивидуализмом в основной массе определяют приоритет личностных целей и интересов, выражающихся в свободе индивида от общества. Но и здесь происходит нестыковка в аспекте взаимоотношений верующих со своим окружением. Ветхий Завет констатирует, насколько хорошо и "приятно жить братьям вместе!" (Пс 132: 1). В свою очередь, Коран, также называя верующих братьями ("Комнаты": 10), наставляет их крепко держаться "за вервь Аллаха", не распадаясь. При этом Господь актуализирует наличие внутри социума группы людей, должных "призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное" ("Семейство Имрана": 104-105). Значит, "чистого" индивидуализма не предусматривается никоим образом.

Безусловно, взаимоотношения человека с Богом несут индивидуальный оттенок. Новый Завет констатирует: "Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись" (Мф. 6: 6). В мусульманском Откровении засвидетельствовано, что Аллах "близок" и отвечает «на зов молящегося, когда он взывает» к Нему ("Корова": 186). Но при этом однозначно высвечивается и ракурс коллективизма, ведь "мы сделали вас общиной" ("Корова": 143). Поэтому Всевышний обращается к своим созданиям во множественном числе: "не нарушайте", "помогайте друг другу", "состязайтесь в добрых делах", "стремитесь к прощению от Господа" и т. д. Т. е. речь - о единстве уммы.

Тем самым, "режим" верующего можно охарактеризовать как проявление индивидуально-коллективистского почерка. Да, путь к истине у каждого свой. В наших ежедневных намазах, деяниях, внутренних переживаниях и сомнениях мы находимся в "общении" со Всевышним напрямую. Аналогично происходит и на поле познания мира, себя, своего места в нем.

Но в глобальном контексте (принятие постулатов, согласие с вероуставом) верующие оказываются в коллективе единомышленников. Именно здесь просматриваются корни пятничного намаза, осуществляемого приверженцами Ислама, стоящими тесными рядами. Во время хаджа творения Бога также оказываются плечом к плечу. Ифтар в период поста очень часто проходит в многочисленном составе.

Такая ситуация проявляется практически во всей жизнедеятельности человека, лейтмотивом которой видится создание условий для своей счастливой жизни как в семье, так и внутри общества единомышленников, но не за счет ущерба для кого-либо. Именно на достижение этой обстановки направлены все предусмотренные Исламом социальные "проекты", будь то ракурс благотворительности, милостыни, милосердия, закята. В основе чего - поддержание баланса мироздания, созданного для нас Великим Творцом.

1.Струве П. Patriotica: политика, культура, религия

http://society.polbu.ru/political_science/ch55_i.html

2.Рене Генон. Кризис современного мира

http://rudocs.exdat.com/docs/index-90830.html?page=4

Теймур Атаев, политолог Азербайджана



комментариев