Новая стратегия США и афганско-пакистанские отношения

Об авторе: Хабибулла Кухманд – советник губернатора провинции Балх по экономическим вопросам.

В марте 2009 года была обнародована новая комплексная стратегия США в отношении Афганистана (ИРА) и Пакистана (ИРП). Параметры этой стратегии сегодня интенсивно обсуждаются в экспертном сообществе западных стран, а также в Афганистане.

Можно со всей определенностью сказать, что новая американская стратегия основана на анализе неутешительных итогов восьмилетней операции сил НАТО в Афганистане: несмотря на усилия западного контингента, целые регионы Афганистана, оставаясь неподконтрольными НАТО или официальному Кабулу, являются сегодня убежищем для вооруженных боевиков движения «Талибан». Силы международной коалиции до сих пор также не приблизились к поимке лидеров террористов, в том числе первого лица «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена.

Новая американская стратегия, как подчёркивалось представителями администрации президента Барака Обамы, подразумевает более активные, - в первую очередь, дипломатические - усилия по стабилизации ситуации в регионе.

В части ослабления позиций «Аль-Каиды» и «Талибана» американская стратегия Барака Обамы строится на концепции Афганистана и Пакистана как единого поля («стратегия АфПак»), и ориентируется на достижение успеха на трёх ключевых направлениях: Афганистан, Пакистан, «контактная группа». Такой комплексный подход предполагает координацию усилий, предпринимаемых американскими союзниками, сразу на всех трех полях.

Война с Талибаном – часть проекта афганской модернизации

По мнению авторов новой американской стратегии, в Афганистане борьба с «Аль-Каидой» и движением «Талибан» должна вестись параллельно - и одинаково активно - с развитием афганской социально-экономической инфраструктуры и армии.

Исходя из этих задач, стратегия для Афганистана включает в себя, в первую очередь, удвоение военного контингента США до конца текущего года (к моменту обнародования новой стратегии США общая численность сил НАТО в Афганистане превышала 60 тыс. военных из 42 государств, в том числе около 29 тыс. американцев. Сейчас численность иностранных войск перевалила за 100 тыс. человек – «Афганистан.Ру»). Число военнослужащих было значительно увеличено с целью обеспечения безопасности на период проведения президентских выборов в Афганистане.

Вновь прибывшие в Афганистан подразделения американских сил будут применяться в ходе боевых операций против отрядов боевиков на юге и востоке страны. Новыми резервами США планируется также усилить афганско-пакистанскую границу.

Для повышения боеспособности афганских национальных сил безопасности планируется отправка военных инструкторов для Афганской национальной армии (АНА) из числа опытных офицеров армии США. Это - дополнение к обязательствам США, провозглашенным президентом Обамой в феврале 2009 года. Цель дополнительного проекта - подготовка 130 тыс. военнослужащих АНА, а также тренинг оперативного состава Национальной афганской полиции (НАП). В настоящее время численность АНА составляет 89,5 тысяч солдат и офицеров.

Для решения задач социального развития страны по программе восстановления и реконструкции регионов, из США в Афганистан планируется отправка гражданских экспертов.

Следует отметить, что новая стратегия США получила полную поддержку правительства Афганистана. Афганский лидер Хамид Карзай отметил новую американскую инициативу как достаточно сбалансированную: «Это именно то, чего ждали, то, на что надеялись афганцы, и потому мы полностью поддерживаем новую стратегию, которая включает все аспекты развития Афганистана и успешной войны против терроризма».

Однако афганская общественность восприняла некоторые принципиальные положения новой американской стратегии менее оптимистично: согласно уличным опросам, афганцы весьма прохладно относятся к присутствию иностранных военных в Афганистане и не верят в результативность стратегии Барака Обамы.

Пакистанский «фронт» в борьбе с талибами

Второе ключевое направление новой стратегии США - Пакистан. Уже обнародовано предложение Барака Обамы о значительном увеличении американской помощи пакистанскому гражданскому правительству. $7,5 млрд. финансовой помощи могут быть предоставлены Пакистану в течение ближайших 5 лет, если этот законопроект будет одобрен Конгрессом США.

Развитие Зон Возможностей Восстановления и Реконструкции (Reconstruction Opportunity Zones), расположенных с пакистанской стороны вдоль «линии Дюранда», также является частью предложенной командой Обамы стратегии. Акцент при этом делается на поддержку и развитие проблемных районов в «Зоне племён», находящихся на территории Пакистана.

Взамен Пакистану придётся продемонстрировать внутриполитическую твёрдость и ощутимые результаты в борьбе против терроризма и боевиков «Талибана» и «Аль-Каиды» на своей территории.

Как известно, на юге Афганистана, в частности, в граничащей с Пакистаном провинции Гельманд, расположены основные плантации опийного мака. В настоящее время из 13 уездов этой провинции четыре находятся под полным контролем талибов. Несмотря на усилия военного командования НАТО и АНА, переломить ситуацию пока не удается.

Так, операция «Кинжал», проводившаяся американскими и британскими войсками в Гельманде, была названа самой крупной со времени объявления новой стратегии США в Афганистане. Для содействия проведению этой операции Пакистан разместил дополнительные армейские подразделения вдоль границы с Афганистаном, с целью пресечь попытки боевиков укрыться на пакистанской территории. Однако операция «Кинжал», авторы которой рассчитывали на скорость удара и слаженность действий всех ее участников, затянулась и успехом не увенчалась – в результате значительная часть талибов беспрепятственно покинула район проведения операции, избежав «кинжального» удара.

Очевидно, что силовые акции военного контингента США и армии Пакистана, в частности, бомбардировки отдельных населённых пунктов, зачастую приводят лишь к гражданским жертвам, ухудшению гуманитарной ситуации и, как следствие, к росту протестных настроений среди местного населения. А такая тенденция лишь укрепляет военно-политические позиции талибов.

Есть контакт?

Для комплексного решения проблем региона («АфПака») новая американская стратегии предусматривает создание и работу новой «контактной группы», включающей в себя Афганистан, Пакистан, Индию, Иран, Китай, Россию, другие страны Центральной Азии и Персидского Залива. В таком формате привлекаемые в «контактную группу» страны могут оказать поддержку США и НАТО в решении военных, политических, экономических задач в Афганистане.

Создание «контактной группы» - как стратегическое направление нового американского подхода - получило поддержку России. Так, в ходе визита президента США Барака Обамы в Москву 4-6 июля 2009 года было достигнуто соглашение между правительствами двух стран «О транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию РФ в связи с участием Вооруженных сил США в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан». Российско-американское соглашение предполагает активное использование возможностей транзита через территорию РФ для доставки грузов, предназначенных для коалиционных сил в Афганистане.

Президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама также сделали совместное заявление, в котором высказались в поддержку участия других государств в мероприятиях по стабилизации Афганистана. В заявлении особое внимание уделено активизации борьбы с наркотрафиком из Афганистана, созданию и развитию альтернативных источников существования для афганских крестьян, занятых сегодня выращиванием опиумного мака, а также мерам по противодействию наркоторговле и предотвращению поставок прекурсоров в Афганистан.

Необходимо отметить, что активное участие Пакистана в борьбе с наркотрафиком является одним из ключевых условий достижения успеха, учитывая массовые поставки прекурсоров с химических заводов в Пакистане, которые были организованы в первые годы после падения режима талибов в Афганистане.

Ещё один немаловажный аспект - твёрдость пакистанских властей в борьбе с террористическими формированиями. 21 июня 2009 года в интервью телеканалу «Евро-Ньюс» президент Пакистана Асиф Али Зардари подчеркнул, что в данный момент он «сосредоточен именно на борьбе с талибами», отметив, что во время правления Первеза Мушаррафа «этой проблеме не уделялось должного внимания». Президент заверил, что сегодняшний Исламабад ни в коей мере не поддерживает никакие экстремистские силы. Очевидно, крайне важно, чтобы слова пакистанских политиков не расходились с реальными делами.

Значительной проблемой для реализации американской стратегии остаётся дефицит доверия между партнерами по глобальной войне с террором. По-прежнему в отношениях между Пакистаном и США, Пакистаном и Афганистаном, Пакистаном и Индией нет необходимого уровня открытости и должного понимания. Без такого доверия и открытости деятельность «контактной группы» вряд ли будет эффективной.

«Плавильный котел» Пуштунистана

Афганистан расположен на Среднем Востоке, в самом сердце Евразийского континента. Он граничит с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном на севере, с Ираном на западе, Пакистаном на юге и востоке, а также с Китаем. Это чрезвычайно выгодное геополитическое расположение издавна определяло важную роль страны в политических, экономических, миграционных и культурных процессах в регионе.

Влияние обстановки в Афганистане на общественно-политическую ситуацию в Центрально-Азиатском регионе можно назвать определяющим. Тем более что население Афганистана состоит из различных этнических групп, весьма значительных по численности. Около 40% населения страны составляют пуштуны, более 30% - таджики, 9 - 10% - узбеки, примерно столько же хазарейцы и около 5% - малочисленные племена.

Смешение наций и народностей, проживавших на территории современного Афганистана, было определено рядом факторов ещё в XIX веке, в том числе завоевательными войнами афганских эмиров, внешнеполитическим давлением, исторически сложившимся образом жизни и территорией проживания племён.

В конце XIX века часть территории Афганистана, где проживала значительная часть пуштунских племён, так называемого Пуштунистана, была отрезана и присоединена к Пакистану (ныне это Северо-Западная провинция Пакистана). Необходимо отметить, что сформировавшееся в таких условиях восприятие административно-территориальной границы и по сей день обусловлено, в первую очередь, границами проживания племён. Афганско-пакистанская пограничная линия - так называемая «линия Дюранда», по сути, была лишь линией прекращения огня, установленной договором 1893 года о разделении британских владений в Индии и территорий, принадлежавших афганскому эмиру Абдуррахман-хану. Эта линия разделила традиционно совместно проживавшие пуштунские племена, никогда не признававшие её границей.

Очевидно, что в таких условиях режим государственной границы может быть обеспечен лишь строгим государственным контролем. Впрочем, здесь уместно вспомнить инициативу правительства Первеза Мушаррафа о минировании пакистано-афганской границы. Такой «минный» контроль может способствовать только усугублению конфликта, а отнюдь не установлению законности и спокойствия в пограничной зоне.

***

В течение последних лет поиску решения политических и социальных проблем Афганистана посвящены многие усилия международного сообщества. Какой должна быть комплексная стратегия развития Афганистана, какие международные организации и страны должны оказывать помощь, по каким направлениям она должна осуществляться и как нужно определить границы этой помощи – все эти вопросы частично находят свои ответы.

Однако, вызовы, с которыми сталкивается процесс общественного и государственного строительства в Афганистане, порождают новые вопросы. Укрепление государственности в Афганистане, отпор терроризму, развитие экономики, общественная безопасность - решение этих проблем видится в комплексном взаимодействии многих стран и международных организаций.



комментариев