Операция «Раскол»

«Для чего существуют правила? Чтобы их нарушать». Видимо, именно такого принципа придерживаются руководители Централизованного духовного управления мусульман Пензенской области (ЦДУМ ПО), виртуального муфтията во главе с Асиятом Уразаевым, 29-летним уроженцем села Средняя Елюзань.

ЦДУМ ПО, находящееся в составе Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), было создано на основе трех местных мусульманских религиозных организаций с.Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области Централизованной религиозной организации «Духовное Управление мусульман Ставропольского края», получивших наименование «Мечеть №1», «Мечеть №2» и «Мечеть №3». Данный муфтият был зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области в конце лета–начале осени 2012 года. Причем произошло это в кратчайшие сроки. Чудесным образом документы были оформлены, как указано на сайте Управления, с 23 августа по 3-7 сентября, тогда как такие заявки в минюсте рассматривают не менее месяца.

Уже тогда к новоиспеченному муфтияту возникло немало вопросов. Каким образом он смог получить регистрацию всего за 10-12 дней? Какое отношение имеет ДУМ Ставрополья к Пензе и с каких пор региональные духовные управления учреждают приходы в других субъектах Федерации?

Все эти странности за последние месяцы не раз становились предметом обсуждения в мусульманском сообществе. Посему о том, что среднеелюзанские махалли Уразаева каким-то образом зарегистрированы как махалли Ставропольского края, пожалуй, сегодня не знает только ленивый. Разумеется, в курсе таких «национальных особенностей» и пензенское Управление Минюста РФ, раз зарегистрировало организацию. А вот о еще более серьезных нарушениях пока мало кому известно.

Не знал до недавнего времени о махинациях своих земляков и Рафик Бибарсов, молодой имам-хатыб мечети №8 села Средняя Елюзань, входящей в состав ДУМ ПО под руководством Исляма Дашкина. Не знал до тех пор, пока не увидел свою фамилию (и свои паспортные данные) в списках учредителей двух из трех махаллей уразаевского духовного управления – «Мечети №1» и «Мечети №3». Кроме того, ФИО Бибарсова красовались и на протоколе учредительного собрания «Мечети №1» как секретаря, который якобы вел протокол собрания, а дополняли данные «пособия по криминалистике» его поддельные подписи. Причем авторы этих фейк-загогулин даже не потрудились толком их подделать, нарисовав совершенно разные буквы, что сразу бросается в глаза.

Но и это не все. Сегодня, чтобы учредить муфтият, достаточно создать три местных религиозных организации, каждую составом в 10 (или более) человек. Все эти люди должны присутствовать при учреждении местной религиозной организации, в ходе собрания должен составляться протокол, а всем присутствующим необходимо поставить подписи в списке учредителей.

Уразаевцы, по всей видимости, решили не утруждать себя соблюдением таких «формальностей». В итоге для создания трех махаллей им хватило 20-ти человек вместо 30-ти, причем как минимум один из них, Рафик Бибарсов, не имеет к учреждению этих приходов никакого отношения. Думается, правоохранительные органы скоро выяснят, сколько же всего было таких фальшивых учредителей из 20 заявленных.

К тому же, как оказалось, все три «мечети», на которых держится муфтият, вовсе и не мечети, а просто частные жилые дома, расположенные в Средней Елюзани. Неудивительно, если обитатели этих домовладений и понятия не имеют, что живут в «храмах».

Итого мы имеем: подделка подписей, использование заведомо ложных персональных данных в учредительных документах, другие хитрости и обманы. Как следствие – фальсификация учредительных документов (дело нешуточное, которое может привести не только к ликвидации поправшей букву закона организации, но и к лишению свободы злоумышленников).

Каким же образом при наличии стольких огрехов и нарушений был зарегистрирован муфтият Уразаева? Как правило, при регистрации религиозных организаций, даже при отсутствии противостояния со стороны недоброжелателей, чиновники не упустят возможности помучить людей своими фирменными бюрократическими придирками, затягивая процесс – то запятая не в том месте, то точка не там, то печать недостаточно круглая, то недостаточно квадратная… В случае с ЦДУМ ПО, похоже, все было настолько «идеально», что в виде исключения организацию зарегистрировали в три раза быстрее, чем обычно.

Белый пиар

Впрочем, кажется, что факты многочисленных нарушений закона представителей РАИСа мало беспокоят, иначе этот свежеиспеченный муфтият не стали бы так активно рекламировать во всевозможных СМИ, вводя в заблуждение читателей и зрителей, и преподнося Асията Уразаева в образе важного и вызывающего доверие мусульманского руководителя.

Так, например, сразу после праздника Курбан-Байрам 2012 года один из пензенских информационных сайтов представил сюжет, в котором было показано богослужение в среднеелюзанской мечети, где имам-хатыбом служит муфтий ДУМ ПО Ислям Дашкин, после чего картинка сменилась одухотворенным лицом Асията Уразаева, который поздравил мусульман с днем жертвоприношения. Разве могут после этого верующие представить, что у нового муфтията нет даже молельного дома?

Сам Асият также старательно поддерживает свое амплуа, позиционируя себя опытным муфтием, разбирающимся в вопросах религии, политики и общества. В частности, он уже успел дать интервью нескольким информационным сайтам, где излагал свое видение существующих проблем. Самое интересное, что в своих речах Асият говорит красивые слова о том, что мусульманам надо стремиться к единству, в коем, дескать, наша сила. При этом он сам же и является главным раскольником среди мусульман Пензенской области. Что это, наивность или признак лицемерия?

Говоря об Асияте Уразаеве как о претенденте на роль «важного религиозного деятеля», уместно вспомнить и о ступенях его карьерной лестницы. Он, закончивший медресе в Альметьевске, успел поработать и в ЕДУМ под руководством покойного Аббаса Бибарсова, и в муфтияте Абдуррауфа Забирова в качестве то советника, то зама по вопросам просвещения… Хотя этот амбициозный молодой человек не успел отметиться за время работы какими-либо крупными и значимыми делами, все же, видимо, ему захотелось сменить второй план на первый.

Стоит отметить, что изначально Уразаев «не планировал» создавать духовное управление. Несколько недель в среде пензенских мусульман упорно циркулировали слухи, что, мол, Асият решил открыть собственную татарскую общественную организацию, для этого искались единомышленники, собирались паспорта... После чего вдруг стало известно о регистрации Уразаевым… муфтията. Теперь уже понятно, что разговоры об «общественной организации» были своего рода дымовой завесой.

В итоге, Асият не только получил определенные полномочия, но и переплюнул своего вчерашнего начальника Абдурауфа Забирова, который до сих пор не может официально перерегистрировать свое духовное управление.

После всего этого Уразаев, не моргнув глазом, утверждает, что мусульмане Пензенской области разобщены: «Эгоизм, алчность и зависть охватили нас. Жажда власти и любовь к богатству одурманивает некоторых мусульман и их лидеров». (Не о себе ли он говорит?)

Возникает вопрос - почему Асият, как истинный мусульманин, желающий своим братьям рая, не подошел и не попробовал наставить их на пусть Истины? Почему не предложил помощь? Почему не разобрался в причинах разобщенности? Вместо этого он во всех комментариях в СМИ заявляет о погрязших во лжи и жажде власти единоверцах, причем людях, которые существенно старше его по возрасту и в несколько раз превосходят по знаниям. Стоит ли говорить, что это как минимум некрасиво?

Уразаев заявляет: «Раз сложилась такая ситуация, что исламских лидеров у нас в Пензенском регионе много, то необходимо каждому из них помнить, что здравая конкуренция в благих делах приветствуется исламом, а зависть и ненависть губит веру в сердце и приводит порокам и раздору».

Во всем вышесказанном наибольший интерес представляет фраза «раз сложилась такая ситуация»… А кто ее «сложил», «такую ситуацию»?

«Ручной муфтий»

Атака на целостность и единство мусульманской общины Сурского края началась не сегодня. Провокации, палки в колеса последователей Ислама, разногласия сопровождают процесс возрождения уммы региона вот уже несколько лет. Связано это с возрастающей активностью местных последователей ислама, что, естественно, далеко не всем нравится.

Ненавистники ислама прекрасно понимают, что единая мусульманская община – это сильная община, а значит, необходимо ее ослабить, чем они старательно и занимаются. Уже сегодня на регион мы имеем четыре муфтията и одно ахундство – не перебор ли?

Для раскачивания ситуации в последнее время стало модным пускать в ход метод под условным названием «ручной муфтий», с помощью которого можно не только сеять фитну, разобщая верующих, но и продвигать свои интересы и манипулировать сознанием людей. Простой пример – Республика Мордовия, где в 2008 году, неожиданно для всех, путем тайного вывода трех махаллей из состава других духовных управлений был зарегистрирован новый муфтият, ставший одним из четырех учредителей РАИСа.

В случае с Сурским краем картина до боли похожая. Ускоренная регистрация ЦДУМ ПО, поддельные данные и масса ухищрений… Вряд ли все это завершилось бы выдачей документов, не будь у этой организации своего покровителя. Как заметил один из пользователей сети, «за красивые глазки на такую должность не поставят».

Действительно, в пропаганде «деятельности» ЦДУМ ПО особое место занимают весьма теплые взаимоотношения Уразаева с местными властями. Об этой теплоте не раз рассказывал сам Асият, тем самым пытаясь поднять свой авторитет среди мусульман. Наличие особых отношений подтверждают и факты. Муфтий регулярно посещает мероприятия с участием чиновников самого разного ранга, получает поздравления и благодарственные письма от первых лиц региона...

И, «разумеется», никто из власть предержащих ни сном, ни духом, что ЦДУМ ПО работает незаконно. Мало того, они сами прилагают усилия для того, чтобы отпрыск ставропольского муфтията пустил на сурской земле свои корни. А в этом деле, видимо, все средства хороши.

За примером далеко ходить не надо. Так, в декабре прошла информация о том, что глава Городищенского района срочно приехал с визитом в село Верхняя Елюзань, где недавно была построена новая мечеть, не успевшая войти ни в одну крупную религиозную структуру. В ходе своего визита г-н Березин, мягко говоря, потребовал от мусульман выбрать в качестве будущего головного органа муфтият с наиболее «перспективным руководителем», то есть Уразаевым. Точно такая же история случилась этой зимой и в Сосновоборском районе Пензенской области. А в Лопатинском районе мусульман даже пытались подкупить деньгами.

Будь этот горе-муфтий столь перспективным, как его нахваливают, разве пришлось бы подключать власти для того, чтобы пополнить его управление местными общинами? Разве пришлось бы вгонять людей в страх, предлагая в добровольно-принудительном порядке присоединиться к липовой организации? Или, напротив, заманивать сладкими обещаниями?

Интересы ЦДУМ ПО в регионе лоббируют и представители областного правительства, и даже работники некоторых федеральных структур. В частности, чиновник, занимающийся вопросами охраны исторического и культурного наследия, известный среди пензенских татар Зуфар Бибарсов, который всюду появляется бок о бок с Асиятом Уразаевым.

Как оказалось, усадить молодого елюзанца на «солидный пост» инспектор Управления Росохранкультуры в ПФО пытался уже давно. (И вот, его мечта свершилась.) Идейными вдохновителями Зуфара Бибарсова в этом деле стали крупные татарские бизнесмены: один из них – саратовец, член Всемирного Конгресса татар, а другой - руководитель региональной национальной организации в самой Пензенской области. Причем последний вот уже на протяжении почти года заявляет, что направлен (почему-то) Конгрессом татар в Пензенскую область, дабы курировать здесь вопросы ислама.

Как же простой чиновник смог реализовать задуманное, пусть и с поддержкой бизнес-элиты, было бы неясно, если бы не один небольшой нюанс. Зуфар Бибарсов ведет давнюю дружбу с рядом представителей полномочного представительства президента РФ в ПФО.

И ведь далеко не секрет, что ни один проект, влияющий хоть сколь мало на общественно-политическую обстановку в регионе не может обойтись без соответствующего одобрения или указки «сверху». А в планах полпредства на будущее такого пункта, как «развитие ислама», видимо, нет…



комментариев