Осетия, Московская патриархия и мусульмане

Происходящие в Северной Осетии события вокруг кадрового решения правящего архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы выявили неожиданную закулисную концепцию, которая предсказуемо приведет к полномасштабному конфликту между двумя крупнейшими конфессиями Российской Федерации – православием и исламом.

Архиепископ Зосима принял решение о переводе настоятеля Аланского Успенского мужского монастыря в с. Фиагдон архимандрита Антония (Данилова) на новое место служения в Дагестан. Это вызвало острую, негативную реакцию со стороны местного православного населения и привело даже к резким заявлениям в адрес правящего архиерея со стороны аппарата главы республики Т. Мамсурова. Однако это – лишь одна сторона конфликта.

Близкий к Московской патриархии ресурс "Интерфакс-религия" 16 ноября опубликовал на главной странице сайта выдержки из заявления "Ассоциации православных экспертов" по поводу сложившейся ситуации. В заявлении, в частности, подчеркивается, что против архиепископа Зосимы "злоумышляют силы, стремящиеся сорвать новую христианизацию российского Кавказа, сорвать священную православную миссию…".

Таким образом, из этого эмоционального документа, поддержанного и распространенного по линии про-патриархийного ресурса, становится понятным: за рядовым, казалось бы, кадровым конфликтом стоит глобальная концепция РПЦ МП "христианизации" кавказских мусульман.

Этот вброс информации вполне согласуется с последними, ноябрьскими откровениями (по большому счету, такими же неожиданными) сотрудника Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Р.А. Силантьева в Академии наук Татарстана о том, что Патриарх Кирилл велел усилить исламоведческое направление в деятельности РПЦ МП, что основными центрами исламоведения уже стали Казанская и Ставропольская семинарии РПЦ МП, что в России активными темпами нарастает христианизация татар, так что сам Силантьев считает чуть ли не 20% татар христианами.

Цифры, безусловно, завышены на порядок, но сама тенденция крайне опасна. Здесь надо бы вспомнить, что именно церковная политика по крещению "инородцев", поддержанная имперскими властями в 16-19 веках, привела к отчуждению мусульманского населения от Российского государства и общества, массовым восстаниям и кампаниям гражданского неповиновения в Урало-Поволжье. Последствия этой миссионерской деятельности Православной Церкви Россия расхлебывает до сих пор: представители разных наций и религий не доверяют друг другу до такой степени, что ничего не стоит раздуть между ними кровавый конфликт. Понимают ли нынешние иерархи Православной Церкви, что сегодня, в век Facebook- и Twitter-революций, их намерения крестить российских мусульман могут в одночасье опрокинуть всю российскую государственность?

Впрочем, неожиданным это направление церковной деятельности может быть признано лишь на уровне обывателей. Что же касается политических элит, они, очевидно, давно имеют полную информацию об этом странном - для нашей нецерковной эпохи - проекте. Теперь становится понятным, почему власти Узбекистана не пустили в свою страну Патриарха Кирилла, и почему президент Татарстана Р.Н. Минниханов отказался открыть в своей республике вторую епархию РПЦ МП, о чем его просил митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев).

Нет сомнений, что кадровый вопрос с архимандритом Антонием рано или поздно разрешится, и Т.Мамсуров не будет из-за этого скандала снят со своего поста, как об этом в угрожающем тоне заявил Р.Силантьев. Этот инцидент в любом случае так и останется маленьким эпизодом церковной жизни. Но не дай Бог, чтобы из теоретической в практическую плоскость перешла навязчивая и абсурдная идея РПЦ МП христианизировать Кавказ и российских мусульман – в этом случае крупномасштабный межрелигиозный конфликт в нашей стране неминуем. И тогда недавняя Чечня с нынешним Дагестаном покажутся просто цветочками по сравнению с предстоящими "ягодками"…



комментариев