Поколение М: Как молодые мусульмане меняют мир

«Поколение М» – это мусульмане, принадлежащие к поколению тех, кто родился в последние 30 лет, но со своими особенностями.

В отличие от американских и европейских сверстников-христиан, большинство которых поворачивается спиной к организованным формам религии, «поколение М» имеет «одну главную черту, а именно то, что они считают, что религиозность и жизнь в современном мире идет рука об руку, между этими вещами нет абсолютно никакого противоречия», — говорит автор книги «Поколение М: Молодые мусульмане меняют мир» Шелина Джанмохамед (Shelina Janmohamed).

Эта книга — первый подробный портрет этой влиятельной группы в составе наиболее быстро растущей мировой религии.

Обычно, когда говорят о мусульманах в частности и о религиозных людях в целом, получается довольно унылый образ… А молодым мусульманам отчаянно нужен рупор, чтобы заявить, "мы делаем обычные вещи, как все остальные, нам есть что сказать интересного".

Эти люди являются энтузиастами, динамичны, активны, креативны и требовательны, и одновременно они гордятся своей религией.

«Их религия влияет на все, и они хотят, чтобы мир знал об этом. Этим они отличаются от своих сверстников-немусульман. Их будет формировать этот единственный фактор, и мир, на который они влияют, должен приспосабливаться к их потребностям… Это технически подкованная, самостоятельная и молодая группа, которая считает, что их идентичность сосредоточивает в себе веру и современность».

Демография рисует головокружительную траекторию. В 2010 году в мире жило 1,6 млрд мусульман, статистические прогнозы говорят о росте на 73% в следующие сорок лет – это в два раза превышает средние темпы роста. По данным Исследовательского центра Pew Research, к 2050 году в мире будет 2,8 млрд мусульман, и они будут составлять четверть населения планеты.

Из 11 стран, которые в этом веке пополнят ряды крупнейших мировых экономик, население шести состоит, преимущественно, из мусульман, в еще двух мусульмане составляют крупную группу населения. К 2050 году наибольшее количество мусульманского населения будет проживать в Индии – примерно 311 млн человек – хотя при этом они все равно будут являться меньшинством на фоне огромной численности всего населения страны. Молоды, влиятельны и динамично развиваются мусульманские общины Британии, Европы и Северной Америки. Треть всех мусульман моложе 15 лет, две трети от оставшейся части – моложе 30 лет.

К 2030 году количество мусульман, принадлежащих к среднему классу, утроится и достигнет 900 млн, это стимулирует потребление и общественно-политические изменения. Эта группа обладает колоссальной покупательной способностью: по самым последним прогнозам, изложенным в докладе о состоянии глобальной исламской экономики (State of the Global Islamic Economy Report), к концу десятилетия стоимость пищевой отрасли и индустрии образа жизни формата халяль, составит 2,6 трлн долларов, рост исламских финансов пойдет по столь же головокружительной траектории. Объем отрасли путешествий халяль составит 233 млрд долларов. В 2014 году индустрия мусульманской моды оценивалась в 230 млрд долларов, 54 млрд тратилось на косметику для мусульман.

«Судя по этим красноречивым цифрам, росту мусульманского среднего класса, сдвигу экономического и политического могущества в сторону Ближнего Востока и Азии, где проживает большая часть мусульман мира, судя по тому, что мусульманские меньшинства действуют как влиятельные и скоординированные лидеры посредством вдохновляющей силы их религии и отказа мириться с существующим положением, "поколение М" настроено на перемены. И эти перемены произойдут», — пишет Джанмохамед.

И она очерчивает круг этих перемен. Спрос на товары халяль (дозволенные мусульманам) стимулируют рост целого ряда отраслей: пищевой, косметической, индустрий моды и путешествий. Среди десятков предпринимателей, упомянутых в книге, семья Радван (Radwan) из Оксфордшира, которая отрыла ферму органического халяла, предпринимательница Шазия Салим (Shazia Salim) со стартапом ieat – это производство готовых блюд-халяль от пастушьего пирога до лазаньи, которые теперь продаются в ведущих британских розничных сетях Asda, Sainsbury’s и Tesco, и «абсолютно новая индустрия мусульманской моды», которая объединяет онлайн-ритейлеров, видео-блогеров, организаторов показов мод и высокую моду.

Но, по мнению автора, «поколение М» хочет выйти за рамки халяла и прийти к формату «тайиб» что, в примерном переводе, значит «этический, благотворный». Они хотят добиться целостности всей производственно-потребительской цепочки. Они считают необходимым с уважением относиться к ресурсам, отказаться от эксплуатации рабочих, занятых в базовых отраслях. Принципы устойчивости и возобновляемости – часть исламской идеи о «доверенном руководстве Землей», поборниками которого являются экологически сознательные мусульмане «поколения М».

Как утверждает Джанмохамед, поколение мусульман, родившихся на стыке тысячелетий, формируют два фундаментальных фактора. Один – это события последних 15 лет, последовавших за 11 сентября 2001 года, и глобальный ответ на так называемый исламский экстремизм и терроризм, второй – это интернет, который автор называет «клеем, скрепляющим [поколение М] и создающим критическую массу, превращающую его в силу глобального влияния».

Интернет, по мнению писательницы, также «дал место [традиционно] задвигавшимся на задний план голосам общины – мусульманской молодежи и женщинам», позволив им выражать свои взгляды. При этом некоторые из них выражают разочарование и недовольство тем, что о них судят по хиджабу или считают, что религия их угнетает. Джанмохамед приводит слова 20-летней Азры:

«Я молодая мусульманка. Мой хиджаб меня не подавляет, а освобождает. Если вы этого не понимаете, это ничего, вам и не нужно… То, что вы видите в моих глазах, это мольба не о помощи, а о том, чтобы вы шли со всей своей самодовольной чепухой куда подальше».

Мусульманки не только не чувствуют себя униженными и оскорбленными – они испытывают все больше свободы в образовании, трудоустройстве, общественной жизни, браке, деторождении, говорит Джанмохамед.

«Если представить себе лицо глобальных перемен, то это, скорее всего, будет мусульманка: она принадлежит к самой крупной группе населения в странах, где изменения происходят быстрее всего, и к сегменту, где эти изменения самые сильные. А они происходят именно в жизни мусульманской женщины».

Хотя 42-летняя Джанмохамед не принадлежит к «поколению М», она во многих отношениях воплощает собой образ молодой мусульманки, который описывает.

Она родилась в Лондоне в семье иммигрантов, приехавших в Соединенное Королевство с одним чемоданом и 75 фунтами в кармане.

«Религия была важна у нас в семье. Помню, мои родители молились и постились, регулярно ходили в мечеть. Наша мусульманская община была фундаментом социальной жизни семьи. Но в школе мне приходилось прятать раскрашенные хной руки, скрывать, что дома мы едим карри, и я очень стеснялась того, что я мусульманка».

Только поступив в Оксфорд, она начала носить хиджаб.

«Для меня университет оказался освободительным опытом. Я открыла, кто я и что часть меня составляет исламская идентичность, которая так сильно подавлялась в школе».

После университета она еще обучалась маркетингу, потом год работала в Бахрейне, и это открыло ей глаза на то, как живут мусульмане в других странах. Она вернулась в Великобританию незадолго до событий 11 сентября 2001 года, а после лондонских терактов 2005 года начала вести блог, в котором «говорила о том, что значит быть британкой, мусульманкой, женщиной. Казалось, что разговор о том, кто балансирует между разными культурами и ему удобно в каждой из них, просто никто не слышит».

Из блога выросла книга под названием 'Love in a Headscarf’ (Любовь в хиджабе), напечатанная в 2009 году и рассказывающая о ее 10-летних поисках любви в традиционном договорном браке.

Джанмохамед была нанята для запуска подразделения рекламно-маркетингового агентства Ogilvy&Mather под названием Ogilvy Noor, занимающегося консультированием марок по вопросам привлечения мусульманских потребителей.

Она начала работать на Ogilvy&Mather на восьмом месяце беременности первым ребенком, а большая часть «Поколения М» была написана ею во время второй беременности и с полуторагодовалой дочкой на руках. В посвящении Джанмохамед написала: «Моим девочкам. Так как вы можете делать что угодно. Примите это от мамы».

У «поколения М» большие запросы, говорит она:

«Они хотят быть космонавтами, на Олимпиаде у нас были фехтовальщицы, на зимнюю Олимпиаду едут конкобежки, авиалинии Брунея имеют женский летный экипаж – все это молодые люди, которые сражаются с тем фактом, что их стремления могут не вписываться в реальность, которая пытается зажать их в определенные рамки».

Не все молодые мусульмане принадлежат к «поколению М», соглашается она. Эта принадлежность зависит не от дохода или уровня образования, а от наличия определенного сочетания черт: религиозности и современности.

На мой вопрос о тех, кому предназначена ее книга, она отвечает, что ее целью было создать платформу для «поколения М», «чтобы этих людей услышали. Чтобы они разобрались в собственной идентичности и укрепляли ее, в том, как они говорят друг с другом».

«И это обращение к более широкой мусульманской общине, чтобы она поняла происходящую внутри нее динамику, проблемы мусульманской молодежи и пути их решения», — добавляет она.

Но одновременно – и даже преимущественно – это книга для широкого читателя. А как маркетинговый специалист Джанмохамед хочет, чтобы глобальные бренды и мультинациональные корпорации пробудились и поняли власть «мусульманского фунта», доллара, рупии или евро.

«Бренды слишком осторожничают, — говорит она, указывая, что бизнес тоже не застрахован от стереотипов и предрассудков. — Идея о том, что мусульмане действительно что-то покупают, кажется прямо-таки радикальной. Между тем мусульмане говорят: "Привет, у нас есть деньги, и мы готовы их тратить, мы молодые и классные, поэтому относитесь к нам так же, как относитесь ко всем остальным"».



1 комментариев


  1. (16.09.2016 01:40) #
    2

    Такие книги как «Поколение М: Молодые мусульмане меняют мир» Шелина Джанмохамед (Shelina Janmohamed) необходимо переводить и выкладывать в доступном виде.

    Мы можем говорить много правильных слов: Ислам - один и един, к нему нельзя прикладывать прилагательные, разделяющие его даже по форме, считая, что это может привести к искажению сути. Справедливо считая сподвижников Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) лучшим носителями Веры, мы призываем вернуться к основам. И это правильно. Но есть многогранная реальность жизни - все то, что происходит внутри и вне Уммы - СОВРЕМЕННОСТЬ.

    Нам, простым смертным, трудно разобраться во всех сложных формах ее организации. Наша идентичность, основы которой передаются нам традиционными установками, постоянно испытывает влияние внешних форм современной жизни. От этого не уйти. Значит надо вооружаться знаниями о них. Поэтому нужны подобные книги, о которой идет речь в этой публикации.

    Не надо упрощать, думая, что упрощение приведет к сохранности чистоты Веры. Надо как раз понимать, что в реальности происходит. И, исходя из правильного понимания этой реальности, предпринимать меры по сохранению чистоты Веры.

    В этом смысле отношение к молодежи должно быть вдвойне ответственным. Поэтому тему "Вера,молодежь, современность" нельзя обходить вниманием. В решении проблем в рамках этой темы, на самом деле, заложено наше будущее