«Радикализация молодежи и образование» - Круглый стол Фонда «Альтаир» в Общественной палате

24 июня 2013 года в Общественной палате РФ состоялся Круглый стол на тему «Радикализация молодежных сообществ России в свете кризиса системы образования». Организаторами мероприятия выступили Комиссия ОП РФ по межнациональным отношениям и свободе совести, Комиссия ОП РФ по развитию образования и Фонд поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир».

В работе Круглого стола приняли участие профессор МГУ и член Общественной палаты РФ Фатима Албакова, председатель Президиума ООД «Российский конгресс народов Кавказа» Алий Тоторкулов, директор Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир», старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов, заместитель заведующего кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии госслужбы по учебно-методической работе Вероника Кравчук, раввин, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган, член Экспертного совета при Совете муфтиев России Ринат Мухаметов, руководитель Союза студенческих землячеств г. Москвы Кантемир Хуртаев и другие.

Актуальность данной темы связана с тем, что радикализация молодежных сообществ России становится системной проблемой. Идеи радикального национализма, религиозного экстремизма, человеконенавистнических и иных деструктивных культов и практик все более глубоко проникают и укореняются в молодежной среде.

Особенного размаха эти проблемы приобрели в молодежных сообществах крупных городов Центральной России, некоторых регионах, и, в частности, в республиках Северного Кавказа. Наряду с другими, одной из основных причин такого стремительного распространения радикальных идей в среде молодежи является общий кризис российской системы образования и системы воспитания молодежи.

В ходе Круглого стола, на который были вынесены все эти проблемы, были обсуждены следующие вопросы:

  • Насколько глубок «кризис знаний» в российской системе образования? Какую теоретическую и практическую ценность представляют сегодня получаемые в вузе знания, конвертируемы ли они в реальной действительности? Если да, то в какой профессиональной сфере?
  • В современной образовательной концепции нет места воспитательной компоненте. Актуально ли для нашего общества сохранение принципов нравственного воспитания молодежи в системе образования?
  • Кто должен заниматься воспитанием молодежи?
  • Какие факторы повлияли на снижение качества образования: рост безнравственности и безответственности на уровне всех социальных страт, коррупция, смена образовательной системы, рыночная политика, фобии? Или иные факторы?
  • Насколько кризис в системе образования способствует распространению в среде молодежи асоциальных, деструктивных и радикальных идей?
  • Насколько «региональные учебники» истории, краеведения, основ религиозной культуры способствуют разжиганию национальной и религиозной розни?
  • Насколько связаны необразованность, неспособность критически оценить ситуацию и слабая моральная сопротивляемость молодежи с ее подверженностью радикальным идеям?

Фатима Албакова

Фатима Албакова

Фатима Албакова, взявшая на себя роль модератора дискуссии, начала свое вступительное слово с того, что в стране идет дегуманизация образования, отказ от воспитательной составляющей. Больше делается акцент на обучении и тренингах, но не воспитании молодежи.

«Нет концептуальной программы и понимания образования. Есть лишь фрагментарные элементы программ, курсов и т. д.», - заявила Албакова. При этом, с ее слов, параллельно растет преступность, наркомания, алкоголизм и другие социальные пороки в среде молодежи. На взгляд эксперта, образование и воспитание должны восприниматься, как синонимы.

Участники круглого стола

Участники Круглого стола

Алексей Казак, председатель Российского профсоюза студентов и советник руководителя Федерального агентства по делам молодежи заявил, что молодое поколение более остро реагирует на социальные и политические проблемы.

С его слов, проведенный над системой образования эксперимент с введением ЕГЭ стал раковой опухолью нашей страны. «Система ЕГЭ разучивает мыслить, ориентирует на угадывание ответов. Дети из обычных семей без репетиторов не могут сдать нормально этот тест», - отметил Казак.

С его слов, нужен строгий контроль за проведением ЕГЭ. Казак также отметил, Карачаево-Черкесии больше министерства образования отмечают роль Фонда поддержки молодежи «Эльбрусоид» в помощи студентам и старшеклассникам в получении образования.

Раввин Зиновий Коган, отметил, что очень важно, чтобы молодые ребята за получением образования выезжали в другие регионы. Он выступил с инициативой поддержки со стороны государственных структур программ, направленных на привлечение молодых специалистов.

Кроме того, он выступил за поддержку со стороны государственных структур программ, направленных на взаимное сближение позиций и взаимодействие национальных и конфессиональных сообществ России.

«Нельзя позволять пересматривать фундаментальные основы общества и историко-культурного наследия страны, - заявил раввин, - И необходимо установить ответственность религиозных лидеров за свою паству».

Первый заместитель начальствующего епископа Российского объединенного Союза христиан веры евангельской Константин Бендас выступил с критикой профанации введения в школьный курс Основ религиозных культур и светской этики.

С его слов этот предмет необходимо вести только служителям самих основных конфессий России, людям, которые верят, и причем вести факультативно, без экзаменов и оценок. Он выступил резко против того, чтобы этот предмет вели люди, не являющиеся специалистами в делах веры.

Заместитель заведующего кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии госслужбы по учебно-методической работе Вероника Кравчук напомнила, что в ходе эксперимента в 19 регионах России по введению в школьный курс основ религиозных культур и светской этики, в регионах Центральной России основы православия выбрали около 20% учеников.

«Не лучше ли было бы ввести вместо основ религиозных культур и светской этики курс истории религий России? – спросила Кравчук, - Методические пособия были разработаны. Но почему-то этот курс не был принят».

«А сегодня при введении в школах основ религиозной этики приходится класс делить на 6 частей — православие, ислам, иудаизм, буддизм, мировые религии и светская этика», - отметила эксперт.

С ее слов также снизился объем гуманитарного знания в сторону технических и экономических знаний в рамках подготовки программистов, менеджеров, экономистов. Эксперт выступила с идеей введения в вузах позиции заместителя декана по воспитательной работе для работы со студентами из национальных общин народов России.

Фатима Албакова поддержала предыдущего докладчика и заявила: «Мы противостоим сокращению гуманитарного компонента в системе образования. Но мы вынуждены признать, что терпим поражение в этом деле».

Ринат Мухаметов

Абдулла Ринат Мухаметов, Ахмет Ярлыкапов и Валерий Коровин

Абдулла Ринат Мухаметов, заместитель директора Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир» также отметил, что образование личности должно включать в себя воспитательный компонент.

Он подробно остановился на том, что в мусульманской среде в религиозных организациях отсутствует системная работа по социализации и адаптации детей и молодежи.

«Чтобы отвадить молодых от радикальных проповедников, необходимо наладить более тесное взаимодействие между государственными образовательными структурами и традиционными религиозными структурами», - заявил эксперт.

С его слов, необходимо поддержать волонтерское движение. Мусульманские добровольцы могли бы помогать госструктурам в контроле за исполнением законов об ограничении потребления алкоголя, табакокурения.

Мухаметов заявил, что необходимо развитие скаутского движения, организация курсов повышения личностных и профессиональных навыков, развитие системы гражданского и правового воспитания на базе традиционных религиозных структур.

Он привел в пример Духовное управление мусульман Саратовской области, как образец религиозной структуры, максимально большое внимание уделяющей воспитательной и интеграционной работе со всеми категориями верующих.

Заместитель руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУВалерий Коровин, являющийся активистом Евразийского движения, отметил, что их движение, в первую очередь, постулирует необходимость народам страны познавать друг друга.

«Для познания друг друга необходимо иметь эту идентичность, - отметил он, - Однако большие города перемалывают идентичность и навязывают единую гражданскую или культурную идентичность».

Наша система образования сохраняет инерционный характер после развала советского государства. А советское образование навязывало населению светскую культуру и идеологию.

С его слов, у советского государства был свой глобальный проект. Но после краха советского государства идеология и культуры стали замещаться светской моралью и религиозной культурой.

«А светская мораль в современной системе образования из-за отсутствия глобального проекта у России образовательной парадигмы проседает, - отметил Коровин, - Государство не знает, чего хочет добиться, какой человеческий материал получить на выходе системы образования».

С его слов, по этой причине в национальных средах происходит замещение светской культуры национальными и религиозными идентичностями. И именно с этой точки зрения нужно оценивать все остальные проблемы

Абдулла Алиев (слева) и Алексей Козак (справа)

Абдулла Алиев (слева) и Алексей Казак (справа)

Руководитель Союза студенческих землячеств города Москвы Кантемир Хуртаев отметил, что на образовании сказывается экономический кризис. «У нас средний класс — 20% от населения страны, в то время как на Западе — около 60%, - заявил Хуртаев, - А социальное расслоение приводит к радикализации молодежи».

«Яркий пример тому - сбор на Манежной площади 5 тысяч совсем юных москвичей школьного возраста, до конца не понимавших, для чего они собрались», - напомнил эксперт.

Он также отметил проблему разрушения детских и юношеских общероссийских организаций вроде пионерской и комсомольской. Они имели целью воспитание и социализацию детей и молодежи.

С его слов, на этом фоне школы и вузы сами вынуждены заниматься воспитанием, не имея четких программ, стратегий, идеологии, системы воспитания гражданской позиции.

СМИ, со слов Хуртаева, заняты разжиганием межнациональной и межконфессиональной розни, озлобляют молодежь. И молодые люди становятся легкой добычей радикальных идеологов и проповедников.

Фатима Албакова и Нина Кудашова

Фатима Албакова и Нина Кудашова

Преподаватель МГУ Нина Кудашова, сказала, что она в юности была руководителем Клуба интернациональной дружбы. «Я никогда не могла бы даже подумать, что мы сегодня будем обсуждать эту проблему – взаимного отчуждения народов России».

С ее слов, нерешение социальных проблем на местах приводит к радикализации молодежи. Свою лепту в это вносят и отсутствие системы воспитания, коррупция, негативная роль СМИ, которые не показывают и не героизируют человека труда.

Она также отметила, что в школах ставка замдиректора по воспитательной работе делится между неспециалистами. «Проректор и замдекана по воспитательной работе — сегодня эти позиции заброшены», - подчеркнула Кудашова.

Руководитель Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов подчеркнул, что надо отличать образование от воспитания. «У нас сейчас много образованных, но невоспитанных, - отметил он, - У нас еще не завершился период первоначального накопления капитала. В этот период истории не приходится говорить о духовности».

Тоторкулов напомнил собравшимся кавказскую пословицу «Где взять хорошую молодежь, если нет хороших стариков?». «Надо воспитывать все общество, - заявил он, - Поскольку дети делают то, что видят».

С его слов, в школьном курсе религиозных культур и светской этики акцент необходимо делать на общности и схожести ценностей религий России, а не делать акцент на различиях.

«Я бы не хотел, чтобы в нашей стране была единая политическая идеология, которая навязывается всем гражданам. Но у нас должна быть общегражданская идеология, объясняющая насколько едина и крепка наша страна своим многонациональным характером», - заключил Алий Тоторкулов.

Стулент МГУ Илья Новодворский отметил, молодежь не воспринимает уроки по старой системе образования. «Старшее поколение слишком отстало и не может заинтересовать молодежь. Только среднее поколение — около 30 лет — может понять подрастающее поколение», - заявил он.

С его слов, этот поколенческий разрыв очень чреват, поскольку старшее поколение так и не смогло до конца адаптироваться к современным реалиям, не смогло усвоить принципы организации современной жизни.

Руководитель департамента по работе с молодежью Московского дома национальностей Михаил Въюев поднял чудовищный по своей остроте вопрос межнациональных конфликтов в московских школах.

Он напомнил о трагедии, случившейся в школе № 847, где принепонятных до сих пор обстоятельствах был убит ученик Ислам Абдулганиев. С его слов, преподаватели не смоги предотвратить размежевание коллектива на основе межнациональной розни.

«Это чудовищный пример того, до какой степени обострились проблемы, - заявил специалист, - Наша задача не допустить расползания этой проблемы по остальным городским и российским школам».

Он также отметил, что федеральные реформы снизили качество образования. «При этом в Москве были образцовые и показательные школы. Но новое руководство городской образовательной системы полностью разрушило возможность использования их опыта и примера.

Фатима Албакова напомнила, что российскую систему образования ждет еще один удар. С ее слов, скоро зарпалата учителей будет зависеть от количества учеников в классах. Школы будут сокращать и уплотнять.

Кантемир Хуртаев и Руслан Курбанов

Кантемир Хуртаев и Руслан Курбанов

Абдулла Алиев, руководитель Исполнительного комитета Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир», член Координационного Совета Ассоциации молодежи Дагестана напомнил, что разновидностей радикализма очень много. С его слов, если бы социальные группы российского общества были бы объединены единым гражданским и общественным сознанием, было бы меньше проблем.

«Нам нужно видение общего прошлого, общей судьбы, общего будущего», - заявил эксперт. С его слов, На Северном Кавказе еще живы исторические обиды и исторические раны.

Актуализация этих пластов исторической памяти ставит перед молодежью вопросы о том, насколько она вообще, по прошествии стольких лет, представлена в российском обществе, на разных его уровнях.

Алиев отметил отсутствие на федеральных каналах программ о национальных культурах России, выхолащивание смыслов и засилье развлекательного, безнравственного контента.

С его слов, это абсолютно неприемлемо и непозволительно. «Кавказской молодежи нужны смыслы, новые позиции и новые возможности, - отметил он, - Поскольку молодежь не видит того, что она равноправно представлена во власти, науке, СМИ».

На взгляд Алиева, стране нужно больше страноведческих, краеведческих программ. «Самые острые страницы истории России, такие как, к примеру, Кавказская война 19 века, не получают должного освещения в учебных программах на школьном и вузовском уровне, - заявил он, - А молодежь находит ответы на свои вопросы у радикальных идеологов».

Ираклий Болквадзе, руководитель Управления по работе со студентами Российского государственного гуманитарного университета заявил: «Мы конкурируем с огромной индустрией развлечения. Ходить в библиотеки уже позорно, поскольку сознание молодого человека больше занимает «Дом-2» и «Каникулы в Мексике».

Руководитель отдела по работе с общественными организациями и мигрантами Департамента внутренних дел Духовного управления мусульман европеской части Росии Ахмад Макаров отметил важность исторического мировоззрения в воспитании молодежи.

Он отметил, что в сегодняшней официальной версии истории России игнорируются некоторые этапы и некоторые страницы истории народов России, а некоторые периоды истории и вовсе демонизируются, например, с его слов, золотоордынский период.

Поднял Макаров и проблему замалчивания роли ряда народов в строительстве российского общества и российского государства. «Оттого у нас патриотизм ограничивается любовью к малой родине. Этот курс работает на разобщение общества и на его развал», - отметил эксперт.

Фатима Албакова поддержала Макарова и отметила, что данная проблема приводит к тому, что регионы пишут свою историю, выпускают учебники вопиющего содержания, разжигающие межнациональную рознь.

Вероника Кравчук под конец встречи отметила, что сегодня в Администрации Президента России в Департаменте общественных проектов созданы ассоциации преподавателей истории, литературы и русского языка для выработки единых образовательных стандартов и подходов, которые должны лечь в основу образовательной доктрины всей страны.

В результате обсуждения обозначенных проблем, совместными усилиями экспертов, руководителей общественных организаций, представителей государственной власти, духовных лидеров был выработан ряд рекомендаций по преодолению перечисленного выше комплекса проблем.

Данный ряд рекомендаций был зачитан собравшимся директором Фонда поддержки гуманитарных инициатив «Альтаир» Русланом Курбановым. После некоторой дополнительной дискуссии по формулировкам рекомендаций, они были приняты в следующем виде:

  1. Рекомендовать структурам, разрабатывающим учебные программы для школ и вузов России, шире отражать в учебных программах школьного и вузовского уровня многонациональный характер российского общества;
  2. Рекомендовать органам государственной власти поддержать социальные, общественные, административные, экономические и иные программы, направленные на привлечение молодых специалистов в проекты социально-экономической, политической и иной модернизации российского общества;
  3. Рекомендовать органам государственной власти поддержать учебные и образовательные программы, направленные на взаимное сближение позиций и взаимодействие национальных и конфессиональных сообществ России;
  4. Рекомендовать российским СМИ, общественным структурам и движениям во всей своей деятельности продвигать национальное и конфессиональное разнообразие российского общества в качестве фундаментального принципа организации нашей страны;
  5. Рекомендовать органам государственной власти в сфере образования придать учебному курсу «Основы религиозной культуры» факультативный характер с привлечением к преподаванию служителей самих традиционных религий нашей страны;
  6. Рекомендовать органам государственной власти в сфере образования ввести в учебных заведениях страны курса «История религий России» в целях воспитания и привития учащимся уважения к представителям иных конфессий;
  7. Рекомендовать органам государственной власти в сфере образования увеличить объем гуманитарного знания в вузах России вне зависимости от профиля учебного заведения;
  8. Рекомендовать органам государственной власти в сфере образования, а также руководству вузов России ввести в высших учебных заведениях страны позиции заместителя декана по воспитательной работе для работы со студентами, представляющим различные национальные общины страны;
  9. Рекомендовать руководству вузов России разработать воспитательные программы по выработке у студентов единой гражданско-правовой позиции;
  10. Рекомендовать российским СМИ в своей деятельности уделять больше внимания всем группам российского общества — социальным, национальным, конфессиональным, возрастным;
  11. Рекомендовать Федеральному Собранию РФ предусмотреть воспитательный компонент в обсуждаемом в текущее время законе об образовании;
  12. Рекомендовать депутатам Государственной Думы РФ выступить с законодательной инициативой о том, чтобы обязать центральные телевизионные каналы России производить и демонстрировать в эфире ролики социального и воспитательного характера ориентированные на привитие российским гражданам общегражданской политической и правовой культуры;
  13. Рекомендовать органам государственной власти в сфере образования разработать более широкие просветительские программы, ориентированные на все российское общество с охватом всех социальных групп;
  14. Рекомендовать органам государственной власти и общественным организациям России поддержать развитие широкого волонтерского движения на основе национальных и культурных традиций народов России;
  15. Рекомендовать государственным образовательным структурам России расширять взаимодействие с традиционными религиозными структурами страны в деле воспитательной работы с верующей молодежью.



комментариев