Революционная поступь богословов

В последнюю неделю мая целый каскад революционных по своему характеру событий обрушился на Москву. Все они случились на первой в истории пост-советской России Международной богословской конференции «Исламская доктрина против радикализма» или же непосредственно после нее. Эта Конференция прошла 25-26 мая в Москве в отеле «Ritz-Carlton».

В течение этой двухдневной Конференции ее участники – ведущие мусульманские ученые исламского мира и официальные духовные лидеры российских мусульман приняли Московскую богословскую Декларацию мусульманских ученых по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата. Этот идеологический документ содержит богословские обоснования, осуждающие радикализм, экстремизм и насилие под религиозными знаменами.

По утверждению организаторов Конференции, единодушным решением участников встречи уровень итогового богословского документа Конференции был поднят от простой фатвы, рассматривающей частные правовые вопросы жизни мусульман, до уровня Московской богословской Декларации, которая объединят богословские заключения по нескольким ключевым вопросам. Этот факт ставит в один ряд с такими историческими документами, как Мекканская Декларация, Амманская Декларация, Каирская Декларация и т.д.

Лица Конференции

Первым революционным событием для России является тот факт, что впервые после краха СССР в страну было приглашено около полусотни зарубежный исламских ученых. Дело в том, что после двух чеченских войн российские СМИ, политические аналитики и пропагандисты создали из арабских и турецких мусульманских ученых, религиозных лидеров и проповедников образ врага.

Их обвиняли в разжигании и разогревании вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, а также называли главными виновниками радикализации мусульманской молодежи в этом регионе. По этой причине Россия в течение долгих лет оказалась полностью закрытой для зарубежных мусульманских активистов, ученых и лидеров. Но эта мера не помогла российским властям остановить процесс радикализации мусульманской молодежи на Северном Кавказе.

Но майская Конференция в Москве впервые в новейшей истории России приняла около полусотни арабских мусульманских ученых – и это событие стало в некоторой степени революционным для нашей страны. В те дни в общей сложности более двухсот человек – крупных исламских ученых из 23 стран мусульманского мира, мыслителей и признанных экспертов собрались в Москве.

Организаторами Конференции выступили Международный Центр «Аль-Васатыйя» (Кувейт), созданный для продвижения в мировом масштабе принципов умеренности в исламе, Научно-просветительский центр «Аль-Васатыйя – Умеренность» (Россия), являющийся своего рола филиалом кувейтского центра, и Международный Союз исламских ученых, объединяющий подавляющее большинство ученых исламского мира.

Они смогли собрать в Москве исламских богословов из Королевства Саудовская Аравия, Кувейта, Катара, Марокко, Иордании, Туниса, Бахрейна, Ирака, Египта, Ливана, Мавритании, Судана, Афганистана, Турции, Ирана, Албании, Швейцарии, Киргизстана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Азербайджана, а также российских муфтиев, представляющих подавляющее большинство регионов страны.

Весьма знаковым явилось участие в данном мероприятии таких светил исламского богословия мирового масштаба, как Генеральный секретарь Международного союза исламских ученых, доктор Али аль-Карадаги и заместитель Председателя Международного союза исламских ученых, доктор Абдуллах бин Байя. Кроме них в мероприятии приняли участие муфтий Ливана, шейх Мухаммад Рашид аль-Кабани; муфтий Омана, шейх Ахмад бин Хамид аль-Халили; тунисский министр по делам религий, доктор Нуруддин аль-Хадими; первый заместитель кувейтского министра по делам ислама, доктор Адель аль-Фалях; генеральный секретарь Всемирной организации изучения Корана Всемирной исламской лиги Абдулла ибн Али Басфар; глава Суннитского аппарата по делам вакфов Ирака Ахмад Абд-аль-Гаффур ас-Самараий и другие.

Российские мусульманские религиозные лидеры на мероприятии были представлены лидерами централизованных духовных управлений мусульман – председатель Совета муфтиев России, муфтий Равиль Гайнутдин, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Исмаил Бердиев, председатель Российской Ассоциации исламского согласия Мухаммад Рахимов, заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России Альбир Крганов.

Итоги Конференции

Вторым революционным событием для России стал тот факт, что итоговый документ Конференции, названный Московской богословской Декларацией по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата, оказался насыщенным цитатами на таких исламских ученых прошлого, как ибн Таймийя и ибн аль-Каййим. Дело в том, что в течение всей пост-советской истории мусульманского сообщества России, именно эти ученые были заклеймены официальными духовными властями, как идеологические отцы «ваххабизма» и радикализма.

До сегодняшнего момента наличие цитат из трудов ибн Таймийи или ибн аль-Каййима в любой книге или статье в некоторых случаях могло оказаться достаточной причиной для запрета их решением суда. Но эта Конференция неожиданно сломала эту практику последних лет. Поскольку в течение двух дней с полсотни арабских мусульманских ученых в самом центре Москвы, буквально, в двух шагах от Кремля только тем и занимались, что цитировали этих ученых, как величайших исламских мыслителей прошлого.

В итоге участники собрания заявили о принятии Московской богословской Декларации мусульманских ученых по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата, осуждающей крайности в толковании и использование в политических целях таких исламских понятий, как «джихад», «такфир» и «халифат».

По мнению специалистов именно неправильное толкование этих терминов приводит к радикализации многих мусульман по всему миру, к ошибочному пониманию, что основной задачей мусульман является вооруженная борьба в целях установления тоталитарного политического порядка под религиозными знаменами. Именно этот фактор лежит сегодня в основе многих конфликтов в различных регионах мусульманского мира – от российского Северного Кавказа до Афганистана и Сомали.

Генеральный секретарь Международного совета мусульманских ученых, шейх Али аль-Карадаги заявил по итогам мероприятия в Москве, что основным достижением Конференции является определение причин радикализации мусульманской молодежи.

«Мы не столько упрекаем молодежь, сколько обращаемся к причинам радикализма и других крайностей, – заявил он, – В частности, мы говорим, что большая роль в радикализации молодежи принадлежит деспотичным арабским режимам, агрессивной политике сионизма и США, которые подвергают молодых людей жестоким преследованиям и пыткам. Тирания и отсутствие свободы стали питательной средой для формирования радикальных убеждений и взглядов».

«Мы подвергли критике эти негативные проявления, заявив, что для настоящей борьбы с ними необходима атмосфера свободы», – заявил шейх, – «В своем выступлении на форуме я упомянул, что подавляющая часть официальных религиозных деятелей на самом деле очень далеки от молодежи, а их поведение не соответствует занимаемому положению. Удаленность от молодежи и издание фетв против нее не найдет поддержки у молодого поколения. Мы должны изменить ситуацию, достичь единения и взаимопонимания между учеными и молодежью».

А председатель Оргкомитета Конференции, руководитель кувейтского центра «Алья-Васатыйя», доктор Адель аль-Фалях заявил следующее: «Что же касается Декларации, которая была принята нами на Конференции, то она раскрывает верующим фундаментальные основы и принципы, изложенные в Коране и Сунне относительно того, как должны понимать мусульмане те вопросы, которые были вынесены на обсуждение».

«Это основы Шариата, это методология исламского фикха в вопросах джихада, такфира и халифата, а также в вопросах проявления дружелюбия, мирного сосуществования с представителями других религий. В этих фундаментальных принципах, которые изложены нами в Декларации нет никакого разногласия между исламскими учеными, по ним со стороны мусульманских правоведов существует единодушное согласие…»

Поддержка властей

Третьим революционным событием для России послужил тот факт, что впервые в пост-советской истории мусульманской общины страны российские власти не только позволили состояться подобной Конференции, но и напрямую оказали ей свою поддержку.

На самом деле, с самого начала это мероприятие было поддержано Администрацией Президента России и руководством крупнейших мусульманских регионов России, таких как Дагестан и Чечня. К примеру, Конференция была открыта приветственным словом руководителя Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Администрации Президента РФ Ильи Баринова, который заявил, что это мероприятие еще раз подтверждает, что в российском обществе гармонично развиваются межконфессиональные отношения.

«Думаю, что ученые и религиозные деятели, собравшиеся в российской столице на столь представительную конференцию, в теологических спорах еще раз докажут всему миру, что Ислам – это религия добра и мира, – заявил он, – Принятые здесь научные заключения послужат продвижению принципов умеренности мусульманской религии».

В течение двух дней работы Конференции зарубежные гости слушали доклады по проблемам и перспективам развития отношений между государством и мусульманской общиной России. Депутат Государственной Думы, руководитель дагестанской Комиссии по адаптации к мирной жизни бывших боевиков Ризван Курбанов и глава дагестанского Миннаца Бекмурза Бекмурзаев рассказали гостям об опыте противостояния радикализации молодежи.

После двухдневной Конференции в Москве все зарубежные гости были приглашены главой Чеченской Республики в Грозный. «Разработанная учеными исламского мира декларация по вопросам джихада, применения норм шариата и по халифату, чье слово авторитетно не только в России, на Кавказе, но и во всем мире, имеет огромное значение как для российских, так и для зарубежных мусульман, – заявил Кадыров гостям, – Я надеюсь, что радикально настроенная часть молодежи в России прислушается к мнению авторитетных ученых исламского мира».

Идеологический разброс

Четвертым революционным событием для России стал тот факт, что мусульманская община страны в целом поддержала Конференцию и ее итоги, несмотря на столько совершенно неожиданных и непривычных для мусульманского поля страны моментов, каковые имели место на этом собрании. Хотя до этой Конференции даже самые незначительные вопросы могли стать предметом спора и раздора между официальными духовными лидерами российских мусульман.

Дополнительно к тому, 20-миллионная мусульманская умма России предельно разнообразна, сложна и фрагментирована. Существуют большие различия, противоречия и даже идеологические расколы между различными национальными, региональными и социальными группами российских мусульман. Отсутствие единства и согласия в российской умме видно даже по тому факту, что в нашей стране существует более 80 муфтиев, разделенных на 4 централизованные организации – Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа и Российскую ассоциацию исламского согласия.

В течение последних лет невозможно припомнить практически ни одного вопроса, по которому эти организации пришли бы к единому мнению. Исключая разве что ежегодные встречи духовных лидеров с Президентом России. Однако майская Конференция подтолкнула все официальные религиозные организации мусульман России поддержать инициативу организаторов этой встречи кувейтского и российского центров «аль-Васатыйя», а также Международного совета мусульманских ученых.

Тем не менее, столь амбициозное мероприятие не могли пройти без какой бы то ни было критики. И с подобной критикой критика ее итогов звучала с двух идеологически совершенно противоположных сторон – исламофобской и мусульманской.

Что касается исламофобской стороны, то в этот раз от лица этого идеологического лагеря выступил казанский эксперт Раис Сулейманов, которого сетевые СМИ упорно записывают в сторонники движения «Татары за Израиль». Он обвинил организаторов Конференции в том, что они привезли в Москву исламских ученых из арабских стран, которые «финансируют ваххабитское подполье в России», и что итоговая Декларация Конференции сплошь состоит из цитат «отца-основателя идеологии салафизма ибн Таймийи».

Неожиданным образом с осуждением этой Конференции выступили некоторые представители мусульманской общины Дагестана. Постоянный автор и колумнист дагестанского еженедельника «Черновик» Абдулмуъмин Гаджиев назвал «вопиющим невежеством» утверждение организаторов Конференции о том, что в основе принятой Декларации лежат мнения, единогласно поддерживаемые всеми учеными исламского мира. Он также обвинил участников Конференции в том, что в итоговом документе нет ни одного слова о преследовании мусульман в современной России.

Примерно со схожих позиций выступил на страницах другой дагестанской газеты – «Настоящее время» – Зухум Зухумов. С его слов, тот факт, что «на Северном Кавказе зверствуют какие-то неподконтрольные местным властям лица в масках, … случаи внесудебных казней…» «уже является обоснованием для ведения вооруженного джихада, так как священный Коран призывает к этому…»

Как бы то ни было, можно утверждать, что майская Конференция «Исламская доктрина против радикализма» и ее итоговый документ – Московская богословская Декларация по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата, буквально, на наших глазах становятся историей. Поскольку за два дня работы этой Конференции ее участники смогли сделать то, что официальные духовные лидеры мусульман России не смогли сделать за 20 лет.

Более того, вполне очевидно, что реальное воздействие этой Конференции на мусульманское сообщество России сегодня даже не может быть осознано в полной мере большинством мусульман страны. Оттого идеологический и политический эффект, последствия и результаты этого мероприятия будут раскрываться еще долгие и долгие годы.



комментариев