Трижды депортированные. Почему в России не понимают крымских татар...

Крымские татары - народ, депортированный трижды. Более-менее широко известно о сталинской высылке 1944 года, но практически ничего не слышно о других важнейших событиях истории,которые повлияли на формирование этого великого народа со сложной судьбой.

Во-первых, драматическими событиями наполнена сама история ликвидации государства крымских татар - Крымского ханства в апреле 1783 г. Сразу после аннексии Петербургом крымские татары попытались путем вооруженного сопротивления вернуть ситуацию на исходные позиции. Однако у населения, обескровленного и разоренного в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг., и потерявшего лидера и национальную элиту в лице последнего хана Шагина Гирея, чья политика фактически и привела к потере государственности, и его дворцового окружения, которому Екатерина II обещала присвоение дворянских титулов, не было достаточно сил для успешного противостояния набиравшей мощь империи. У Петербурга же к тому времени уже имелся большой опыт подавления масс и смирения соседей.

Поэтому последовавшие друг за другом несколько восстаний крымских татар (наиболее крупные из которых Гезлевское и Бахчисарайское) были жестоко подавлены. В книге "Крымские татары: история и современность" (Материалы международной научной конференции к 50-летию депортации крымско-татарского народа), изданной в 1995 году в Киеве, рассказывается, что десятки тысяч людей, в том числе мирных жителей, без различия пола и возраста, были уничтожены имперской армией просто для устрашения. Уничтожались видные, пользующиеся наибольшим авторитетом деятели, которые потенциально могли организовать и возглавить антиколлониальное движение. Так, в конце апреля 1783 г., через несколько дней после обнародования манифеста Екатерины II о присоединении Крыма к России, в г. Карасубазаре (ныне Белогорск) были вырезаны сотни ученых, военачальников и религиозных деятелей.

В силу своего географического расположения и природных условий Крымский полуостров имел для Российской империи неизмеримо большее значение, чем все аннексированные ею ранее земли. В дальнейшие экспансионистские планы тогдашнего Петербурга входило завоевание Стамбула и обеспечение для себя выхода в Средиземное море, что не скрывалось. В этой связи имперская администрация в Крыму не была стеснена в методах подавления любого недовольства. Использовались те же инструменты, что двумя веками ранее применялись при покорении Казанского и Астраханского ханств.

В стратегию Петербурга, где господствовала оторванная от народа элита, в основном состоящая из обрусевших немцев, входила идея скорешего вытеснения коренного населения Крыма и заселения его лояльными переселенцами из своих внутренних губерний, ибо государственным мужам империи не приходилось рассчитывать на то, что вольные крымцы станут послушными подданными и быстро примирятся с крепостническими устоями. Для осуществления этой цели применялся широкий арсенал отработанных методов: террор и систематические грабежи мирного населения, захват царскими вельможами наиболее плодородных земель и вытеснение крымских татар на непригодные для хозяйствования территории, то есть лишение их средств к
существованию, в также, что было наиболее чувствительным для глубоко верующих крымских татар, грубое надругательство над их религиозными чувствами.

Использовались даже специально подготовленные агенты, которые под видом мусульманских священнослужителей распространяли якобы от имени турецкого султана призывы к крымским татарам переселиться на земли единоверной Османской империи.

Началась массовая эмиграция, которая продолжалась долгие годы, то усиливаясь, то ослабевая в зависимости от ужесточения или либерализации политики России в
отношении крымских татар. Это можно считать первой депортацией, непрямого характера, т.е. мягким выдавливанием.

Своего апогея эмиграция достигла в годы Крымской воины 1861-1856 гг., когда российская администрация, пытаясь оправдать свое крупнейшее поражение "изменой" крымских татар, резко усилила репрессии против них. В результате, численность крымскотатарского населения, составлявшая в период Крымского ханства, по некоторым оценкам, около двух миллионов человек, к 1897 г. упала до 186 тысяч человек, что составляло 34 процента населения Крыма.

Период после Крымской войны - это уже вторая депортация. На смену непрямым методам порой приходила прямая высылка неугодных. По сути, происходило тоже, что случилось с адыгами Причерноморья, 90% которых по итогам Кавказской войны покинули навсегда родные места.

Именно поэтому сегодя в Турции крымских татар и их потомков насчитывается в 10-20 раз больше, по разным оценкам, чем в самом Крыму. Аналогично с адыгами.

С самого прихода в Крым имперская администрация способствовала исчезновению материальной и духовной культуры коренного народа. В течение нескольких лет были ликвидированы сотни школ и медресе. Более 800 мечетей было разрушено либо перестроено в казармы или церкви. В 1833 г. по всему Крыму были собраны и сожжены книги, в их числе и уникальные. Это также приводило к оттоку крымских татар с земли предков.

Еще одна трагическая страница в истории Крыма - гражданская война. В 1918 году воинские формирования крымских татар оказались единственной силой, противостоящей надвигающимся с севера большевикам. Силы были слишком неравными, и в ходе решительного полуторадневного сражения под г. Бахчисараем 12-13 января татарские эскадроны были разгромлены многократно превышающими войсками большевиков Черноморского флота и красноармейцев. Глава Крымской демократической республики Нуман Челебиджихан был арестован и 23 февраля 1918 г. расстрелян в севастопольской тюрьме.

Крымские татары ответили восстаниями против большевиков, захватом и расстрелом в апреле 1918 г. в г. Алуште всего состава созданного большевиками советского правительства Республики Тавриды во главе с председателем Совнаркома А. Слуцким. Это привело к новым многочисленным жертвам и разрушениям.

А в 1921-1923 гг. жизни около 100 тысяч жителей Крыма, более 60 процентов которых составляли тогда крымские татары, унес страшный голод.

После этого наступило относительное успокоение, которое уже к концу 20-х годов сменяется массовыми репрессиями. После расстрела в мае 1928 г. Вели Ибраимова, главы правительства советской крымской автономии, началось тотальное истребление политических деятелей и интеллигенции крымскотатарского народа. По некоторым оценкам, за годы довоенных чисток было расстреляно или сослано в ГУЛАГ около 10 тысяч крымских татар. Еще около 50 тысяч крымских татар было депортировано из Крыма под видом борьбы с "кулачеством".

Таким образом, советская власть в 30-е годы продолжила, но еще в более жесткой форме, политику "очищение" полуострова от его коренного народа. Поводом же для "окончательного решения крымско-татарского вопроса" стала Великая Отечественная война.

По поводу позиции и действий основной части крымскотатарского народа в годы немецкой оккупации Крыма существовали различные толки. Советская пропаганда для оправдания депортации крымских татар утверждала, что они в подавляющем своем большинстве сотрудничали с нацистами и изменили Родине, и поэтому заслужили наказание, которое впоследствии было признано чрезмерным, но оправданным.

Крымские татары же - участники войны и партизанского движения, некоторые активисты национального движения начального его периода в своих обращениях к руководству СССР пытались доказать обратное и впадали зачастую в другую крайность, утверждая, что за исключением незначительного числа "отщепенцев народа" будто бы чуть ли не все крымские татары остались в годи оккупации верными "советской отчизне" и коммунистической партии, храбро сражались против нацистов на фронтах и в партизанских отрядах.

На самом же деле, как свидетельствуют источники, очевидцы событий тех дней в своих воспоминаниях, ситуация была крайне неоднозначной.Несомненно, что определенная часть крымских татар, не достаточно осведомленная о сущности германского нацизма, некоторое время питала надежды на избавление от ненавистного большевистского режима, принесшего народу за короткий промежуток времени так много горя. Аналогично было во многих регионах СССР, в том числе даже в западных областях РСФСР. Что говорить, порядка миллиона советских граждан, среди которых преобладали русские по национальности, согласились на сотрудничество в той или иной форме с немцами.
Других советская власть успела воспитать в духе абсолютной верности "делу Ленина-Сталина" и неизбежной победы "мирового социализма".

Между тем германские власти, не терявшие надежды привлечь в свою коалицию также Турцию, декларировали свое несколько избирательное и более терпимое отношение к тюркским и мусульманским народам оккупированных территорий. Этим объяснялось их внешне благосклонное отношение к учреждению крымскими татарами мусульманских комитетов, к попыткам этих комитетов восстановить и вновь открыть разрушенные и закрытые при большевиках мечети, возродить национальную систему образования, консолидировать народ и предотвратить взаимную вражду между отдельными слоями крымских татар, порожденную предыдущими чистками, коллективизацией и иными мерами "классовой политики" большевистской власти, содействовать освобождению или облегчению участи захваченных в плен военнослужащих мусульман и т.п.

Однако очень скоро, особенно после массовых расстрелов нацистами в Крыму евреев, крымчаков и цыган, введения системы коллективной ответственности и заложничества,
подавляющему большинству крымских татар стало ясна суть нацизма.

Естественно, татары не знали и о том, что нацисты имели намерение выселить их в Тюрингскую область Германии, а Крым заселить немцами, переименовав его в Готланд, и, тем более, не ведали о том, что сотворят с ними чуть позже их же соотечественники.

Тотальная депортация и начало геноцида крымских татар через месяц после возвращения в Крым советских войск превзошли все самые худшие ожидания. Это было, кроме прочего, еще и величайшим предательством со стороны советской власти, поскольку основная часть мужского населения крымских татар, призванная в армию еще в начале войны, продолжала в то время проливать свою кровь на фронтах. Эта самая страшная и наиболее известная страница истории крымских татар.

Движение за возвращение на родину и восстановление национально-территориальной автономии началось сразу же после 18 мая 1944 г. - рокового дня выселения. Были зафиксированы отдельные факты сопротивления и расстрелы сопротивлявшихся на месте, а затем побеги с мест ссылки; некоторые люди еще в те годы писали письма руководству страны с осуждением депортации всего народа и за это были репрессированы.

Более того, крымским татарам, вместе с турками-месхетинцами и немцами Поволжья, не разрешили вернуться на полуостров, даже когда после хрущевской реабилитации домой возвращались народы Северного Кавказа. Коренные жители получили возможность приехать в Крым только в конце Перестройки, а массово возвращение начинается уже в первые годы украинской независимости.

Приведенные факты трагической истории нельзя просто забыть и выбросить. По сути, крымские татары никогда в своей истории в составе Российской империи и СССР не чувствовали себя в безопастности. Это, безусловно, нужно учитывать и помнить при формировании национальной политики в Крыму, в выстраивании отношений с крымскими татарами и вообще при любых решениях, касающихся сферы межнациональных и межконфессиональных отношений. Да и вообще, просто хотя бы для того, чтобы понять крымских татар, которые в 2014 году вновь неожиданно для себя оказались в составе России.

Анвер Агаев



комментариев