Зачем Талгат Таджуддин запутывает россиян?

В субботу на телеканал «Россия 1» в одну из новостных телепередач в качестве гостя был приглашен председатель Центрального духовного управления мусульман России, муфтий Талгат-хазрат Таджуддин. Одной из тем его беседы с ведущим стало решение Ставропольского краевого суда, который на минувшей неделе отклонил иск местных мусульман, чьим детям запретили ходить в школу в хиджабах.

На просьбу ведущего прокомментировать ситуацию в Ставрополье Талгат Таджуддин в частности заявил, что «речь (в споре по поводу школьной формы – прим.авт.) не идет о хиджабе, ведь хиджаб – это паранджа, покрытие всего лица (!!!). По исламу это требовалось только от супруг пророка Мухаммада (салляЛЛАХУ алейхи ва салям). А идет вопрос о платочке. Всего лишь». Таким образом, глава ЦДУМ однозначно дал понять зрителю, что хиджаб – якобы вовсе не платок.

Подобную «ошибку», говоря о мусульманском головном уборе, не так давно, в декабре, допустил президент России Владимир Путин в ходе своей ежегодной пресс-конференции. И если президенту-немусульманину это (хотя и с очень-очень большой натяжкой) простительно, то человеку, занимающему пост муфтия, не знать, что хиджаб и паранджа – это не идентичные понятия, непозволительно.

Подобные высказывания со стороны религиозного деятеля заставляют задуматься, было ли сказанное случайностью или целенаправленным жестом, дабы ввести в заблуждение зрителей. Причем не только немусульман, которые в потоке телесюжетов о хиджабах с самыми разными интерпретациями давно запутались в терминологии, так и самих последователей Ислама, часть из которых в силу тех или иных обстоятельств мало знакома со своей религией и не разбирается в названиях мусульманской одежды.

Путаницу вносят в этот вопрос и многие интернет-СМИ, блоги, группы в соцсетях, которые сопровождают свои новостные сообщения по «делу о хиджабах» фотографиями женщин с покрытым лицом, да еще и в одеяниях черного цвета. Не говоря уже о том, что эти картинки нередко пугают немусульман и вызывают у них отрицательное отношение к мусульманам. В результате такой всеобщей кампании в СМИ большинство людей так думает, что хиджаб и паранджа – это синонимы, и школьниц хотят облачить в одежду, закрывающую лицо.

В связи с этим хотелось бы сделать некоторые разъяснения. Слово «хиджаб» - это богословский термин, который обозначает одеяние женщины в соответствии с законом Всевышнего. Этот закон предписывает мусульманке покрывать свое тело, оставляя открытыми лишь овал лица и кисти рук, что является фардом, обязанностью мусульманки. Закрытие же лица (паранджой, никабом, чадрой) – дело исключительно личное (суннат), такая одежда также подпадает под понятие «хиджаб», разница лишь в том, что ее ношение не является обязанностью мусульманки.

(И кстати, супруги пророка Мухаммада (мир ему) действительно закрывали свои лица. Но так же поступали и многие другие женщины (сподвижницы и пр.), соответственно, высказывание Талгата Таджуддина о том, что закрытие лица – это требование, которое предъявлялось лишь к супругам посланника, в корне неверно.)

Таким образом, и про одежду, в которой лицо открыто, и про одежду, в которой лицо закрыто, можно сказать, что это хиджаб. Однако говорить, что хиджаб – это только та одежда, которая закрывает лицо, и никакая другая, абсолютно неправильно. Такова в сжатом виде богословская позиция по данному вопросу.

Если же отойти от научного подхода, то разобраться в терминологии будет еще проще. В современной русской лексике, особенно в разговорной речи, слово «хиджаб» чаще всего используется для обозначения платка или шарфа, который повязывают мусульманки, то есть головного убора, закрывающего волосы, шею и уши. И в ситуации с введением в Ставрополье школьной формы речь идет как раз о головном уборе, то есть платке во всех его разновидностях.

Тем не менее, глава ЦДУМ РФ несколько раз подчеркнул в беседе с ведущим, что хиджаб – одежда, «полностью покрывающая лицо». А платок якобы не имеет к этому термину никакого отношения.

Стоит отметить, что в своем интервью Талгат-хазрат Таджуддин сделал еще одну странную ремарку, заявив, что девушки-мусульманки должны носить платки лишь «по достижению совершеннолетия». Что значит «совершеннолетие»? В России человек считает совершеннолетним с 18 лет, в США – с 21 года... В исламском понимании совершеннолетием является момент наступления половой зрелости девушки, то есть момент наступления менструации, что может произойти и в 10, и в 12, и в 15 лет. С этого дня мусульманке предписано покрываться. Однако, говоря о совершеннолетии, муфтий не спешит разъяснить этот важный момент, предоставляя волю фантазии зрителя. И не сложно догадаться, что большая часть посмотревших передачу россиян подумает исключительно о планке в 18 лет.

Сегодня на российском телевидении появление мусульманских лидеров, руководителей исламских организаций происходит не слишком часто. А потому такие выступления должны быть максимально полезными для уммы, а выступающий должен использовать время в эфире для донесения до аудитории Истины, но отнюдь не вводить людей в заблуждение, еще больше запутывая их.

Впрочем, сказанное главой ЦДУМ наверняка понравится всем тем деятелям, которые поддерживают антиисламскую и антихиджабную кампанию в СМИ. Теперь подкреплять свои «доказательства» ненужности хиджаба в школах (вузах и пр.) им станет гораздо легче, ведь всегда можно сослаться на доводы аж «самого верховного муфтия».

Никаб

Паранджа

Хиджаб



комментариев