Заточить мусульман в гетто «бытового ислама»?

Прошедший недавно в Уфе под патронатом ЦДУМ форум «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века», раскрыл ряд принципиальных противоречий, в вопросе получения религиозных знаний российскими мусульманами за рубежом. Известно, что вот уже в течение нескольких лет многие высокопоставленные российские чиновники высказываются за принятие неотложных решений по ограничению выезда мусульманской молодежи за рубеж для получения религиозного образования.

Их аргументация сводится к тому, что российские мусульмане, обучающиеся в ведущих учебных заведениях исламского мира, подвергаются там целенаправленной «обработке» в духе «нетрадиционного» ислама. В результате этого они, якобы, становятся «экстремистами». Судя по навязываемому обществу мнению и желанию, по своему усмотрению разделить ислам на желательные и не желательные категории, любое серьезное образование, а тем более практика и распространение полученных знаний, будет ими рассматриваться как проявление «экстремизма».

Однако, выдвигаемые определенной частью чиновничьего аппарата аргументы, не имеют под собой реальной почвы и носят субъективный характер. Многие серьезные и не ангажированные исламоведы и политологи справедливо считают, что такие усилия направлены лишь на то, чтобы ограничить всевозрастающую роль высокообразованных мусульманских просветителей - проповедников.

По сравнению со старшим поколением, с трудом сохранившим слабые ростки веры в период партийного диктата, часть исламской молодежи, получившая серьезное образование за рубежом, обучает не схоластическому «бытовому исламу», который вынужденно существовал ранее, а знакомит с богатым всеобъемлющим учением, ниспосланным Господом миров для счастья и спасения всего человечества.

В инициативах по ограничению учебы за рубежом, проглядывается стремление вынудить мусульманскую молодежь смириться с обучением в еще несостоявшихся, как реальные вузы, российских учебных центрах с перспективой получения посредственных знаний, хотя и с дипломом о высшем образовании.

В процессе обсуждения проблемы вызвало интерес мнение эксперта Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Он задается риторическим вопросом: «Давайте поставим вопрос так: можно ли получить хорошее исламское образование в РФ? Борьба за это ведется 20 лет». Тут думается, каждый искренний мусульманин однозначно констатирует, что ответ вполне рискует быть отрицательным. Конечно, как отмечает эксперт, определенные успехи достигнуты, но он же подчеркивает: «слишком многое еще предстоит сделать».

Да, многое еще предстоит сделать российским мусульманам и руководителям учебных заведений, прежде чем обсуждать и подвергать сомнению вопрос об исламском образовании за рубежом.

Малашенко продолжает: «В арабском мире располагаются ведущие теологические центры ислама, и люди обязательно будут туда ехать. Дело усугубляется тем, что российский ислам в большей степени обрядовый. А ислам – тот, который привносят приехавшие из-за рубежа, он дает ответы на современные вопросы: что такое власть, что такое государство, что такое социальная справедливость».

И эти слова эксперта как нельзя лучше раскрывают истинные цели борцов с исламским образованием за рубежами РФ.



комментариев