Преподаватели исламских учебных заведений обсудили проблемы религиозного образования

В каком состоянии находится мусульманское религиозное образование в России, с какими проблемами сталкиваются преподаватели медресе при организации учебного и воспитательного процесса, какой должна быть методика преподавания религиозных и светских дисциплин в современных учебных заведениях - для обсуждения и решения этих и других вопросов в саратовским медресе «Шейх Саид» была организована научно-практическая конференция.

Она назвалась «Современное медресе: проблемы и перспективы» и прошла в минувшую субботу в стенах саратовского Исламского комплекса. Ее участниками стали преподавательский состав медресе «Шейх Саид», директор нижегородского исламского медресе «Махинур» Абдулбари-хазрат Муслимов, преподаватель Московского исламского университета Ильдар-хазрат Аляутдинов, а также районные имам-хатыбы Саратовской области.

С приветственными словами и пожеланиями плодотворной работы конференции выступили муфтий региона Мукаддас-хазрат Бибарсов и министр-председатель Комитета общественных связей и национальной политики области Сергей Авезниязов.

Специально к мероприятию организаторы подготовили короткометражный фильм о деятельности медресе «Шейх Саид», в котором была отражена не только повседневная жизнь студентов и преподавателей, а также дни совместного отдыха, детские праздники и летние лагеря, в организации которых принимает участие медресе.

Директор саратовского религиозного заведения Расим-хазрат Кузяхметов рассказал об истории становления медресе «Шейх Саид», системе образования и организации учебного процесса. Лицензия на образовательную деятельность была получена в 2005 году. На сегодняшний день в медресе обучаются 210 человек: 10 студентов очного отделения, 50 – заочного, 150 вечерников. Возраст учащихся колеблется от 16 до 60 лет. Кроме этого, при медресе действует детская группа, которую посещают около 150 человек. В этом году из стен медресе выйдут первые выпускники после традиционной, как в светском учебном заведении, защиты дипломов.

Вопрос социализации и трудоустройства «новоиспеченных» имамов затронул в своем докладе заместитель директора саратовского медресе Али-хазрат Хабибуллин. В частности, он рассказал о том, как молодые студенты проходят практику в детских группах и летних мусульманских лагерях. Али-хазрат заметил, что имамы на местах, в районах должны уделять должное внимание воспитанию детей – будущего исламской уммы.
Самыми активными участниками беседы и обсуждения этого вопроса стали имам Вольского района Абдулхаким-хазрат Яфаров и Бекбулат-хазрат Айтуганов – религиозный наставник в Ровенском районе.

Абдулхаким-хазрат, в частности, поднял вопрос о разработке методического пособия, по которому необходимо вести работу с детьми. Говоря о детской группе медресе «Шейх Саид», преподаватель Альфия Кармеева поделилась опытом проведения занятий с ребятами разных возрастов. В дни праздников устраиваются конкурсы рисунков «Рамадан и Курбан-Байрам глазами детей», постоянно проводятся спортивные мероприятия, чаепития. Работать с детьми намного сложнее, чем со взрослыми, их необходимо заинтересовать, каждый день удивлять, чтобы на завтра они с удовольствием приходили снова.

Гость из Нижнего Новогорода, директор медресе «Махинур» Абдулбари Муслимов рассказал об информационном обеспечении деятельности медресе. Современное развитие религиозных заведений идет в ногу с развитием информационных технологий. Большинство мусульман являются активными пользователями Интернета. В сети существует до 400 сайтов, посвященных исламской тематике, и иногда они даже являются конкурентами имамов-проповедников. Для мусульман, а зачастую и не для мусульман, такие сайты становятся основным источником получения знаний об Исламе. Однако многие из них отличаются чрезмерной вульгаризацией или радикализацией. Издательский дом «Медина» в связи с этим подготовил брошюру, в которой собраны все исламские сайты с подробным описанием. Кроме этого, ежедневно обновляются сайты «Ислам в Нижнем Новгороде», «Ислам в РФ» и «Ислам в СНГ», они содержат не только информационные сообщения, но и аудио-записи, видеоролики, проповеди.

Кроме того, директор нижегородского медресе поделился опытом, рассказал, что для учебного заведения был оборудован компьютерный класс, налажено сотрудничество с вузами Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, его выпускники могут продолжать обучение в лучших университетах.

Одной из проблем современного медресе, который также обсуждался в ходе конференции, является вопрос трудоустройства выпускников. Сложившийся стереотип об обязательном высшем образовании во многом является причиной понижения престижа религиозного заведения. Молодые люди стараются получить светское образование, чтобы в дальнейшем обустроить свою жизнь. В России около 7 тысяч мечетей, большинство имамов преклонного возраста. А найдется ли им замена в дальнейшем? Вопрос остается открытым.

На мероприятии были подняты и другие проблемы, касающиеся обучения в медресе «Шейх Саид»: проведение уроков «Политинформация», на которых можно было обсуждать происходящие в мире события, дискуссионных клубов и круглых столов. Инициатива исходила не только от преподавателей, но и от студентов вечернего отделения медресе «Шейх Саид», которые, выходя из стен мечети, часто сталкиваются с проблемой даавата. Многие из них не могут донести и правильно аргументировать свои религиозные знания, и, по мнению одного из студентов, проведение совместных дискуссий во многом решило бы эту проблему.

В ходе обсуждений и обмена мнениями выяснилось, что у современного медресе много нерешенных проблем, это и вопросы оснащения учебными пособиями по религиозным и светским дисциплинам, отсутствие единой образовательной системы, методики преподавания Коранических дисциплин, внедрение информационных технологий, разработка методических пособий для занятий с детьми.

В итоге участниками конференции была принята резолюция, в которой говорится, что необходимо обеспечить получение и повышение уровня религиозного образования для имамов и преподавательского состава современного медресе, поддерживать постоянные контакты с представителями мусульманских общин, руководителями и преподавателями школ с мусульманским контингентом учащихся, обеспечить регулярное освещение деятельности медресе в Интернете, газетах и на телевидении и другое.



комментариев