Абу Убайда ибн аль-Джаррах – доверенный уммы

Кем был человек, о котором Пророк (мир ему и благословение) сказал, взяв за руку: «В каждом народе есть свой доверенный, им в нашем народе является Абу Убайда ибн аль-Джаррах»?

Кем был человек, которого Пророк (мир ему и благословение) послал с подкреплением Амру ибн аль-Асу, отправившемуся в поход на Зат-ас-Салясиль, и поставил во главе армии, в которую входили Умар и Абу Бакр?

Кто из сподвижников первым был назначен командующим всех амиров?

Кем был этот высокий стройный человек с худощавым лицом?

Кем был этот сильный, надежный человек, о котором Умар ибн аль-Хаттаб, предполагая свою смерть, сказал: «Если наступит мой час и Абу ‘Убайда будет жив, я оставлю его после себя халифом, а если Великий и Всемогущий Аллах спросит меня, почему ты назначил его халифом над уммой Мухаммада, то я скажу: “Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, в каждой общине есть свой доверенный (амин), тот, кто заслуживает доверия, что же касается заслуживающего доверия этой общины (мусульман), то им является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах»?

Жизнь, отданная Аллаху

Он принял ислам от Абу Бакра ас-Сиддика, когда ислам еще только зарождался, и Пророк еще не начал ходить в дом Дар аль-Аркама, где он встречался со своими сподвижниками. Во время второго переселения он жил в Абиссинии, а затем вернулся, чтобы плечом к плечу с Пророком выстоять в битвах при Бадре, Ухуде и других великих сражениях.

Даже после смерти Пророка (мир ему и благословение), когда умму возглавил Абу Бакр, а затем Предводитель верующих Умар, он продолжал оставаться сильным и надежным человеком, непоколебимым в своей вере. Он испытал все тяготы этой жизни и отрекся от мира, и следовал путем ислама с поразительным аскетизмом, богобоязненностью и твердостью.

Когда Абу Убайда присягнул в верности Посланнику и посвятил свою жизнь пути Аллаха, он точно знал, что значит «путь Аллаха». Более того, он был готов вынести на этом пути любые испытания, был готов к любой жертве и полному самоотречению.

С того момента, как он пожал руку Пророку в знак их договора, он воспринимал себя и свою жизнь как нечто, вверенное ему Аллахом с целью снискать Его удовольствие и отречься от любого желания или страха, который может отвлечь от Него. Когда Абу Убайда выполнял свой договор с Пророком, Пророк (мир ему и благословение) видел его порядочность и образ жизни, благодаря которым он и заслужил называться «доверенным этого народа».

Исключительная преданность и верность

Порядочность и добросовестность Абу Убайды в выполнении своих обязанностей принадлежали к числу наиболее выдающихся его черт.

Например, во время битвы при Ухуде он понял, что, судя по ходу сражения, главная цель неверных – убить Пророка (мир ему и благословение), а победа имеет для них второстепенное значение. Поэтому он решил находиться как можно ближе к Пророку.

Абу Убайда раз за разом обрушивал свой меч на армию язычников, которая жаждала раз и навсегда погасить свет Аллаха. Всякий раз, когда в пылу боя Абу Убайда отдалялся от Пророка, он продолжал пристально следить за ним, не прекращая при этом крушить противника. Если Абу Убайда видел, что Пророку грозит опасность, он одним прыжком оказывался возле него и повергал врагов Аллаха, прежде чем они успевали причинить вред Пророку.

В разгар сражения несколько неверных окружили Абу Убайду. Своим ястребиным взором он увидел, как в Посланника попала стрела, и чуть не обезумел, но сразу взял себя в руки и продолжал крушить мечом неверных так, как будто меч был волшебным. Наконец, ему удалось рассеять неприятеля и прорваться к Пророку, который правой рукой вытер кровь и воскликнул: «Могут ли они преуспеть после того, как обагрили кровью лицо Пророка, который звал их на путь Аллаха?»

Абу Убайда увидел, что в щеку Пророка вонзились два кольца от кольчуги, и поспешно одно за другим вырвал их зубами, из-за чего потерял два передних зуба – верхний и нижний.

Абу Бакр ас-Сиддик видел это собственными глазами, и его рассказ об этом куда более выразителен:

«Когда битва при Ухуде достигла пика ожесточенности, Пророк был ранен, и два кольца от его кольчуги вонзились ему в щеку. Как только я увидел, что произошло, я поспешил к нему. В том же направлении побежал другой человек, воскликнув: «О Аллах, прими наши деяния в знак покорности». Мы оба подбежали к Пророку, но Абу Убайда был первым, и он попросил: «Во имя Аллаха, Абу Бакр, позволь мне вытащить их из щеки Пророка», и я позволил ему. Абу Убайда ухватился за одно кольцо зубами и выдернул его вместе со своим верхним резцом. Точно также он потянул за второе кольцо и выдернув его, потерял нижний передний зуб»

Как и все сподвижники Пророка, Абу Убайда был чрезвычайно усерден и порядочен в выполнении своих обязанностей. Когда Пророк (мир ему и благословени) объявил, что он возглавит поход «аль-хабат», он не взял с собой никаких припасов, кроме заплечного мешка с финиками. Несмотря на то, что поход был трудным и долгим, Абу Убайда выстоял вопреки всем невзгодам, проявив при этом потрясающую самоотдачу и даже радость. Вместе со своими солдатами он прошел многие километры пути, питаясь несколькими финиками в день, пока у них ни вышли все финики и им пришлось собирать сухие листья, чтобы измельчать их и есть, запивая водой.

Экспедиция была чрезвычайно тяжела, поэтому получила название «аль-хабат» («борьба»). Они шли вперед, несмотря на опасности и невзгоды. Они не беспокоились о голоде и лишениях. Единственное, что было для них важно, это выполнение их славной миссии под командованием своего сильного и надежного предводителя.

Пророк (мир ему и благословение) любил этого хранителя уммы так сильно, что нередко отдавал ему предпочтение перед другими. Например, когда делегация из Наджрана, прибывшая после принятия ислама, попросила Пророка отправить достойного доверия человека, чтобы учить их Корану, сунне и исламу, Пророк сказал им: «Я непременно отправлю с вами самого доверенного человека!»

Услышав это, многие сподвижники подумали, что это относится к ним.

Рассказал Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах):

«Никогда в жизни не горел желанием кем-то командовать, кроме как в тот день, когда я надеялся, что я буду человеком, которому Пророк окажет эту высокую честь. Поэтому я отправился в мечеть в большой горячке. Когда Пророк завершил зухр, он обвел взглядом присутствующих. Я встал на цыпочки, чтобы привлечь его внимание, но он продолжал смотреть вокруг, пока не увидел Абу Убайду ибн аль-Джарраха, которому он сказал: “Иди с ними, и будь честным судьей в их спорах”. И вскоре Абу Убайда отправился с ними».

Этот случай не означает, что Абу Убайда был единственным, кому Пророк (мир ему и благословение) доверял и кого ценил, но он был одним из сподвижников, которые пользовались безмерным доверием Пророка. И он был единственным или одним из тех немногих, кто оказался достойным отправиться в Медину, чтобы призывать людей уверовать в Единого Бога, ибо Абу Убайда идеально подходил для этого задания.

И после смерти Пророка Абу Убайда оставался все тем же доверенным уммы и продолжал безупречно исполнять свои обязанности.

Он всегда следовал заповедям ислама – и в качестве доблестного и благородного командира, и в качестве скромного и отважного солдата.

Когда в одной из великих решающих битв командиром мусульманский войск был Халид ибн аль-Валид, Умар ибн аль-Хаттаб, который к тому времени стал халифом, решил назначить вместо него Абу Убайду. Когда Абу Убайда получил от Умара послание, он решил скрыть его содержание и договорился с Умаром держать его в тайне, проявив при этом мудрость, благородство и преданность.

Скромность

Только когда Халид одержал великую победу и не раньше, Абу Убайда с огромным почтением передал ему послание. Прочитав, Халид спросил: «Да смилостивится над тобой Аллах, Абу Убайда. Почему ты не дал мне это послание раньше?» На это «доверенный народа» ответил: «Я боялся, что оно вызовет у тебя замешательство, и скажется на моральном духе армии. Мы не жаждем жизни или возвышения. Мы братья перед Аллахом».

Таким образом, Абу Убайда был назначен главнокомандующим армии при завоевании Сирии. Его войско были сильнейшим и оснащенным лучше других мусульманских армий. Но его трудно было отличить от рядового, так как он всегда был непритязателен.

Когда он услышал, что люди в Сирии в восторге от его назначения, он собрал их и обратился к ним со следующими словами: «Друзья мои, я мусульманин из племени Курайш. И я как тень последую за любым из вас, несмотря на цвет его кожи, если он будет более богобоязненным и праведным, чем я».

Абу Убайда сказал, что был мусульманином из курайшитов. Его религией был ислам, а племенем – Курайш. Для него этого было достаточно, чтобы охарактеризовать себя. Он был главнокомандующим, предводителем величайшей мусульманской армии, самой многочисленной, хорошо вооруженной и победоносной, которой повиновались сирийские правители. Но он не попал в ловушку тщеславия и высокомерия. На самом деле все эти титулы и высокие должности были для него средством достижения высочайшей цели.

Однажды Предводитель верующих прибыл в Сирию и спросил у знатных людей, принимавших его: «Где мой брат Абу Убайда ибн аль-Джаррах?» И Абу Убайда вскоре прибыл, обнял Умара и пригласил к себе. У него в доме Умар не увидел никакой утвари, там были только меч, щит и седло. Умар сказал: «Взял бы ты себе что-нибудь». «О Предводитель верующих, у меня есть дом, чтобы спать, и этого мне достаточно», - ответил Абу Убайда.

Когда предводитель верующих получил весть о смерти Абу Убайды, он попытался взять себя в руки, но горе охватило его, и он не смог сдержать слез. Он просил Аллаха смилостивиться над его братом. С нежностью и смирением он перебирал в памяти эпизоды, связанные с Абу Убайдой (да будет доволен им Аллах) и воскликнул: «Если бы я мог загадать желание, я пожелал бы иметь дом, полный таких мужей, как Абу Убайда».

Доверенный уммы умер на земле, которую он очистил от персидского язычества и римского ига. Его благородные останки покоятся в Иордании. Неважно, знаете ли вы, где он похоронен, ибо если вы захотите найти его могилу, вам не придется долго искать – вас приведет к ней благоухание, которое она источает.



комментариев