Личность Зуль-Карнейна стала известна

Перевод статьи д-ра Абдульмунина ан-Нимра – бывшего министра египетского Авкафа, исламского писателя.

Всевышний Аллах в 83-98 аятах суры «Пещера» сказал:
83. Они спрашивают тебя о Зуль Карнейне. Скажи: «Я прочту вам поучительный рассказ о нем».
84.
Воистину, Мы наделили его властью на земле и одарили его всякими возможностями.
85.
Он отправился в путь.
86.
Когда он прибыл туда, где закатывается солнце, он обнаружил, что оно закатывается в мутный (или горячий) источник. Около него он нашел народ. Мы сказали: «О Зуль Карнейн! Либо ты накажешь их, либо сделаешь им добро».
87.
Он сказал: «Того, кто поступает несправедливо, мы накажем, а потом его возвратят к его Господу, и Он подвергнет его тяжким мучениям.
88.
Тому же, кто уверовал и поступает праведно, будет наилучшее воздаяние, и мы скажем ему наши легкие повеления».
89.
Потом он отправился в путь дальше.
90.
Когда он прибыл туда, где восходит солнце, он обнаружил, что оно восходит над людьми, которым Мы не установили от него никакого прикрытия.
91.
Вот так! Мы объяли знанием все, что происходило с ним.
92.
Потом он отправился в путь дальше.
93.
Когда он достиг двух горных преград, он обнаружил перед ними людей, которые почти не понимали речи.
94.
Они сказали: «О Зуль Карнейн! Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог) распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?»
95.
Он сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду.
96.
Подайте мне куски железа». Заполнив пространство между двумя склонами, он сказал: «Раздувайте!» Когда они стали красными, словно огонь, он сказал: «Принесите мне расплавленную медь, чтобы я вылил ее на него».
97.
Они (племена Йаджудж и Маджудж) не смогли забраться на нее и не смогли пробить в ней дыру.
98.
Он сказал: «Это – милость от моего Господа! Когда же исполнится обещание моего Господа, Он сровняет ее с землей. Обещание моего Господа является истиной».

«Личность Зуль-Карнейна, озадачивающая учёных на протяжении уже 14 веков, стала известна». – Абу аль-Калям Азад.

Что говорят толкователи и историки о Зуль-Карнейне?

Аз-Замахшарий в своей книге «Тафсир аль-Кашшаф», говорит, что Зуль-Карнейн – это Александр Македонский, благочестивый раб, пророк, царь. Учёный приводит изречение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в котором говорится, что Зуль-Карнейн назван так, потому что обошёл края Земли, т.е. дошёл до пределов запада и востока. Его трон был украшен двумя рогами, и поэтому, когда он восседал на нем, было похоже, что они у него на голове.

Имам Ибн Касир в своей книге толкования также приводит мнение, что Зуль-Карнейн – Александр Македонский, но потом сам же его опровергает, говоря, что Зуль-Карнейн жил во времена Ибрахима (мир ему) и совершал вместе с ним обход вокруг Каабы. Там же Ибн Касир говорит, что Зуль-Карнейн – благочестивый раб. В своей книге «Начало и конец» (том 2, стр.42) ученый приводит всю ту же информацию, дополнив её тем, что Зуль-Карнейн являлся либо пророком, либо царем.

Имам аль-Куртубий в своей книге толкований приводит несколько мнений по поводу Зуль-Карнейна, среди которых есть версия, что его звали Марзабан, и он жил в Египте. Также от Ибн Хишама передаётся, что Зуль-Карнейн – это Александр Македонский, а от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – что Зуль-Карнейн был царём. От Омара и Али (да будет Аллах доволен ими) передаётся, что Зуль-Карнейн был царём или благочестивым рабом, но эти цепочки передачи не являются достоверными. Есть мнение, что речь идет об ас-Саабе бин Зийзан аль-Хумайрий, но все это лишь необоснованные предположения, без цепочки передатчиков.

Аль-Алюсий, изучив все вышеуказанные мнения и давая толкование этой суры, сказал: «Ни одно из этих мнений не является достоверным». Он сам предположил, что Зуль-Карнейн – Александр Македонский, основываясь на том, что тот учился у Аристотеля, и нет сведений, противоречащих тому, что он был благочестивым рабом. Толкователи передавали всё, что доходило до них от предшественников.

Мнение Абу аль-Каляма Азада (известного индийского учёного, переведшего Коран на язык урду) об этих предположениях.

Абу аль-Калям Азад не согласен с этими мнениями и, опровергая их, говорит: «Мнение, что Зуль-Карнейн – Александр Македонский необоснованно, т.к. нигде не упоминается, что он был верующим в Аллаха и что он строил преграду («садд»). Невозможно, чтобы Александр был тем, о ком говорится в Коране, т.к. он не завоёвывал земель на западе, и нет сведений о том, что он строил преграду, был справедлив к завоёванным народам и верил в Аллаха, хотя история Македонского известна».

Также Абу аль-Калям опроверг, что Зуль-Карнейн – араб из Йемена. Как известно, причиной ниспослания аятов о Зуль-Карнейне стал вопрос иудея Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), заданный для того, чтобы доказать его неосведомлённость в этом вопросе. Если бы Зуль-Карнейн был арабом из Йемена, то, наверняка, курайшиты, включая Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), знали бы о нём. Но иудеи, задав вопрос, были уверены, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ничего не знает о Зуль-Карнейне, независимо от того, был ли вопрос задан напрямую или через курайшитов – многобожников.

Итак, толкователи не пришли к единому мнению в вопросе определения личности Зуль-Карнейна. Толкователи-предшественники не уделили ему особого, а современники при всём своём желании не смогли определить его личность, и нет ничего удивительного в том, что все их предположения были ошибочными.

Из достоверного источника известно, что вопрос был задан иудеем напрямую или через курайшитов, и было бы правильным искать информацию об этом человеке в иудейских источниках. Почему? Потому что вопрос был задан с целью принижения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), указанием на то, что ему ничего не известно о Зуль-Карнейне, и поэтому правильное направление при поиске сведений об этом человеке – это источник, из которого взяли информацию иудеи, а их первоисточник – Тора.

Выбор этого направления поиска привёл Абу аль-Каляма Азада к истине. Он долго изучал Тору и искал в ней то, что было упомянуто пророками из Бану Исраиль о личности и основе имени «Зуль-Карнейн» (или «Лукранаим», как он назван в Писании иудеев). Обнаруженные в результате исследований сведения указывали на царя, названного этим именем, им оказался Куриш или Хурс (Гурш или Курш).

Можно ли опираться только на Тору?

Учёный говорит: «Я задумался о применении такого вида толкования к аятам о Зуль-Карнейне при чтении главы «Даниял» из Торы и, впоследствии, ознакомившись с трудами греческих историков, окончательно утвердился в своём мнении.

Статуя Куриш.

Когда я изучил результаты иранских археологических раскопок, включая и экспонаты, и труды учёных, всё мои сомнения развеялись, т.к. нашлось археологическое подтверждение того, что Зуль-Карнейн – царь Куриш. Это – статуя в человеческий рост, изображающая человека с короной на голове, похожей на два рога и крыльями, что полностью соответствует представлению иудеев о царе Курише, известном у них как «Двурогий».

Куриш в Коране и в истории.

Достигнутого Абу аль-Калямом Азадом было бы достаточно в среде исследователей-историков, но он – толкователь Корана, и ему предстояло сравнить полученные сведения с тем, что говорится в Коране, ведь только в этом случае вопрос будет считаться достаточно изученным для верующих толкователей.

Абу аль-Калям Азад говорит: «В персидской литературе нет источника, на который можно было бы опереться, и то, что мы имеем – греческий исторический труд. Сведения, содержащиеся в нём, наиболее достоверны, потому что между греками и персами была война, и они имели представление об этом царе». Греки единогласны в том, что он был справедливым правителем, щедрым, прощающим, благородным и человечным с врагами. Все эти качества в Коране приписаны Зуль-Карнейну. Это является ценнейшим доказательством теории Абу аль-Каляма.

Кто такой Куриш или Курш?

Куриш – родом из персидской семьи, жил в середине VI века до н.э., во времена, когда страны находились под влиянием государств Бабиль (Вавилон) и Ашур. Он смог объединить эти великие государства, а также присоединить к ним государства с востока и запада, о чём повествуется в Священном Коране. Он создал первую Персидскую Империю. После взятия Вавилона в 538 году до н.э. царь разрешил плененным иудеям, ранее насильно переселённым в Месопотамию, вернуться в свои государства. Также есть сведения, что он был мудрым, смелым и справедливым царём.

Преграда – «Садд», Йаджудж и Маджудж.

Преграда «садд» построена для защиты от племён Йаджудж и Маджудж, также эта преграда носит имя «преграда Зуль-Карнейна», поскольку он руководил её постройкой.

По словам Азада существует много доказательств того, что племена Йаджудж и Маджудж – дикие кочевники с северо-востока, жившие в этой местности с доисторических времён до IX века. В разные времена они были известны под разными названиями. Одна часть стала известна как Майгар или Мейкар в Европе, другая как татары в Азии, и нет сомнений в том, что ещё одна часть этого народа распространилась в районе Чёрного моря в 600 году до н.э. и совершала набеги на народы, которые жили западнее Кавказа. Азад говорит об их семикратном нападении на западные и южные страны. Таким образом, мы смело можем утверждать, что те, кто пожаловались Куришу и построили железную преграду – кочевой народ, проживавший в этой северо-восточной местности, известной как Монголия. Греческие источники сообщают, что монголы произошли от Манкук или Манджук, что схоже с их арамейским вариантом названия «Макук» и греческим «Микак».

Китайские историки сообщают нам о племени Ювасий, проживавшем в этой местности. Это название видоизменялось, пока не стало известным на арамейском как «Йаджудж». Абу аль-Калям Азад сказал, что названия «Йаджудж» и «Маджудж» похожи на арамейские слова, но основа их не арамейская. На греческом они произносятся как «Кук» (Gog) и «Макук» (Magog), и в таком виде упоминаются в Торе издания 70-х годов. В Коране эти слова произносятся как с применением «хамзы», так и без её применения.

Расположение преграды «садд».

Абу аль-Калям Азад определил местоположение этой преграды, сказав, что она находится между Чёрным и Каспийским морями, а между ними, как известно, расположен Кавказский хребет, на котором север от юга отделяет маленький проход, где Куриш и построил преграду, как сказано в Священном Коране. В армянских источниках она носит название «Бахак Гураи» или «Кабан Гураи», что в обоих случаях означает – проход Гуриш (Гур – одно из имён Куриша). В переводе с грузинского языка этот проход называется «железная дверь». Изучив все вышеизложенные факты, Азад определил местоположение преграды и происхождение племён Йаджудж и Маджудж, чем опровергнул версию о Великой китайской стене как о преграде Зуль-Карнейна. Стена построена в 264 году до н.э., а преграда, о которой идёт речь, в VI веке до н.э. Также он опровергнул мнение, что преградой является стена города Дербент, так как эту стену построил Ануш Раван (персидский царь 531-579 гг н.э.) через тысячу лет после постройки преграды Зуль-Карнейна. Плюс ко всему эта стена располагается не между двух гор, а между горой и берегом и не содержит в своём составе меди и железа.

Поэтому «айн хамийа» в 86 аяте означает «волны воды», а не «стоячая вода». Когда Зуль-Карнейн достиг берега Малого Востока, то увидел, как солнце садится в море Иджах в закрытой местности, где расположено множество островов, между берегами Западной Турции с восточной стороны и Греции с западной стороны. «Матля аш-Шамс» («восход солнца») – так назван его второй поход на восток, в котором он достиг границ современных Афганистана и Пакистана, чтобы усмирить кочевников, нападавших на его государство. «Байна саддайн» («между двух преград») означает – между двумя горами Кавказского хребта, находящегося между Чёрным и Каспийским морями.

Проведя все эти исследования и собрав исчерпывающие доказательства своей теории, Абу аль-Калям Азад, да смилуется Аллах над ним, разрешил давний исторический вопрос!

Статья из №184 «Арабского журнала».

На фото: памятник великому Куришу в Иране



комментариев