Парламентский опыт мусульман России

Мусульманская фракция в Государственной Думе до революции отличалась от других фракций и групп как по своим целям и задачам, так и по составу. Прежде всего, она была образована по конфессиональному признаку, в то время как остальные по партийному, реже по национальному.

Именно религиозно-духовные проблемы стали тем стержнем, вокруг которого происходило объединение мусульманских народов в единое общественно-политическое движение в стенах российского парламента и страны в целом. Мусульман также заботили проблемы образования, равноправия всех граждан государства, социальная справедливость. При всей критичности к политике властей депутаты-последователи Ислама заняли твердую патриотическую позицию в годы Первой мировой войны.

Фракция играла особую роль в Государственной Думе. Особое место она занимала и в общественно-политической жизни мусульманских народов России. Ее история примечательна тем, что позволяет проследить процесс зарождения и формирования политической культуры отдельных мусульманских народов как неотъемлемой, но своеобразной части, с одной стороны, общемусульманской, а с другой, общероссийской парламентской и общеполитической традиции. Съезды российских мусульман и создание политических партий соответствующей направленности сыграли важную роль в развитии гражданского самосознания мусульман страны и всего российского общества в целом.

Еще до выхода царского манифеста 17 октября 1905 года, объявившего о созыве Государственной Думы, представителями мусульманской общественности было принято решение о создании политической организации «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман). Однако она не смогла принять участие в выборах самостоятельно и вошла, как сейчас принято говорить, в блок с кадетами (либералами).

В первой Думе насчитывалось 36 мусульман. Во второй Думе число депутатов-мусульман почти не изменилось. Они образовали собственную фракцию. В третью Думу в результате введения дискриминационного закона о выборах попало всего 10 мусульман. Фракцию возглавил Мухаммад Тевкелев. В следующей Думе оказалось всего шесть мусульман.

В работе Государственной Думы четырех созывов приняли участие видные общественные деятели конца 19 – начала 20 века, внесшие огромный вклад в развитие мусульманских народов.

Несмотря на то, что позицию депутатов-мусульман в дореволюционной Думе можно охарактеризовать как центристскую, некоторые организации, представляющие последователей Ислама, находили общий язык как с крайне левыми, так и с крайне правыми.

Например, в правомонархическом Союзе русского народа обсуждалась инициатива создания Мусульманского союза русского народа из казанских татар. Некоторые лидеры черносотенцев отмечали большую близость последователей Ислама к русским, чем западноевропейцев.

Последователи кадимизма при поддержке властей пытались создать консервативный союз «Сират аль-мустакыйм» («Прямой путь»). Они обвиняли джадидистов из «Иттифака» в излишнем либерализме. А те их в работе на царские спецслужбы.

В то же время известно, что в ходе революционных событий 1917 года появились Центральный мусульманский социалистический комитет, Российская мусульманская коммунистическая партия и др. Но лицом, как сейчас принято выражаться, политического Ислама до революции была мусульманская фракция в Государственной Думе и «Иттифак».

Если рассматривать деятельность депутатов-мусульман с точки зрения построения гражданского общества, то они, без сомнения, вели борьбу за то, чтобы оно появилось. Вели ее цивилизованно, законными средствами, без совершения насильственных актов.

В одном из документов, характеризующих цели и задачи мусульман в Думе, сказано: «… Прогрессивная часть всеми законными средствами действует в смысле отмены всех изъятий и ограничений, которые установлены в отношении мусульман действующими нормам, и полного уравнения мусульман с населением русского государства в правах: политических, гражданских, религиозных».

Для того, чтобы обратить внимание на серьезные проблемы государственного строительства, мусульманам иногда приходилось идти на нестандартные шаги. Так, например, депутат от Казанской губернии Садри Максуди, воспользовавшись тем, что депутаты затеяли дискуссию по поводу трещины в потолке здания Думы, заявил:

«Господа, в составе Государственной Думы есть очень важные трещины. В одну из них попали мы, мусульмане… В течение пяти лет через Госдуму прошел целый ряд законопроектов, относящихся к населению Степных областей и Туркестана. Все эти вопросы обсуждались, рассматривались и были принимаемы в отсутствии представителей киргизского и туркестанского населения. Так вот, мы, мусульмане, считаем такое положение дел ненормальным… И пока этот пробел в составе Госдумы не будет восполнен, мы не можем голосовать за ее ремонт».

Тот же Садри Максуди позже внес законопроект по запрету открытия вино-водочных лавок в Туркестане. Его усилия возымели эффект. Питейные заведения были закрыты.

Отвечая на обвинения в панисламизме (тогдашний вариант термина «международный терроризм», «ваххабизм», «исламский экстремизм» и т.д.) депутаты-мусульмане заявили: «Мусульманская фракция – это группа представителей мусульманского населения разных районов России. Так как мусульманское население разных районов подвержено одним и тем же ограничениям и страдает от одних и тех же причин, то интересы, которые мы должны защищать, тождественны».

«Нас, - добавляли парламентарии, - не объединяет какая-то иностранная доктрина паисламизма, нас объединяет чувство самосохранения. У нас одна религия, национальная самобытность, эти вещи нам дороги… Каково бы не была позиция по мусульманскому вопросы отдельных партий, формула «мусульманам не быть» не осуществиться».

Законные требования мусульман в Думе встречали поддержку передовых представителей российской интеллигенции. Так, например, известный ученый В. Гордлевский выступал за предоставление последователям Ислама равных прав.

Как и тогда, слова, сказанные в стенах Государственной Думы Садри Максуди почти сто лет назад, актуальны сегодня: «До тех пор, пока вы не поймете, что существующие в России национальности имеют право на самобытное существование, вы будете не в состоянии управлять государством».



комментариев