Причины ослабления Умайядского халифата

Умайяды, Омейяды или бану Умайя — династия халифов, основанная Муавией сыном Абу Суфьяна в 661 году. Умайяды перехватили власть у Праведного халифата и правили до середины 8 века.

Предком династии был Умайя ибн Абд-шамс, который был сыном Абд-шамса ибн Абд-манафа и двоюродный брат Абд-уль-Мутталиба. Абд-шамс и Хашим были братьями-близнецами.

Политический центр исламского государства при Умайядах был перенесен из Куфы в Дамаск. Халифам-Умайядам удалось значительно расширить пределы исламского государства.

Они присоединили Малую Азию, Северную Африку (Ифрикию), значительную часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию, Синд, Табаристан и Джурджан.

Умайяды вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя в 668—669 годах, 673—678 годах.

Крупнейшими представителями династии Омейядов были Муавийа I (661–680), Абд-уль-Малик (685–705) и Хишам (724–743). Власть при Умайядах из выборной фактически стала наследственной.

То есть власть передавалась не самому праведному и богобоязненному, а передавалась ближайшему кровному родственнику. Это политическое новшество заложило на долгие столетия фактор ослабления Халифата.

Распространение ислама среди новых народов, вошедших в Халифат, шло на редкость быстро и успешно. Частично это можно объяснить тем, что христиане и зороастрийцы новых земель Халифата не видели в исламе ничего чуждого для себя.

Кроме того, этому способствовала экономическая политика первых халифов: принявшие ислам платили в казну халифата только десятину-ушр.

Тогда как немусульмане были обязаны выплачивать более тяжелый поземельный налог харадж (от одной до двух третей урожая) и подушную подать - джизию.

Результаты не замедлили сказаться: народы на новых территориях, от Испании до Средней Азии, активно принимали ислам. Причем их приход в ислам шел фактически добровольно, без активного принуждения и преследования немусульман.

Политика в отношении иноверцев, прежде всего христиан и иудеев, отличалась веротерпимостью. В то же время внутри общины мусульман происходили идеологические споры и столкновения, особенно в среде новообращенных.

При Умайядах в государственных учреждениях вместо бытовавших греческого и других языков был введён арабский язык. Изменилась концепция власти.

От лидеров общины мусульман, избранных посредством волеизъявления лучших ее представителей, какими были праведные халифы, до главы государства, действующего по своему усмотрению.

Халифат начали периодически сотрясать восстания шиитов и хариджитов в Иране и Аравии. Только к 695 г. халифу Абд-уль-Малику удалось установить порядок в Халифате.

При нем была проведена денежная реформа. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, были заменены золотым динаром и серебряным дирхемом собственной чеканки.

Кроме того, в эти же годы завершилась централизация государственной власти, разросся административный аппарат. В Халифате Умайядов произошло обособление власти от рядовых мусульман.

Произошло формирование новой административно-финансовой практики. Верховным собственником всех земель халифата выступало государство.

В его ведении находился земельный фонд завоеванных, конфискованных либо переходивших в собственность государства после смерти владельца, не имевшего прямого наследника.

Для централизации государства была восстановлена почтовая служба, создана центральная казна и государственный архив (диван аль-хатим). Массовый переход в ислам покорённых народов и процесс концентрации в руках мусульман земель, принадлежавших местному немусульманскому населению, привели к резкому уменьшению государственных доходов.

В 700 году наместник Ирака Хаджадж ибн Юсуф (694—714) обнародовал закон, согласно которому новообращённые мусульмане не освобождались от уплаты джизьи, а переход земли к мусульманам не освобождался от уплаты хараджа.

Данное положение было отменено в 718—719 годах халифом Умаром ибн Абдул-Азизом, которого называют пятым праведным халифом. Преемники халифа Умара восстановили политику его предшественников, что вызвало новую волну анти-умайядских выступлений.

В нескольких словах, основные причины, приведшие к ослаблению халифата Умайядов, заключались в нескольких неправильных политических решениях:

  • тяжёлые поборы и новые налоги,
  • поземельная политика Умайядов, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного мусульманского, но и арабского населения,
  • отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья.

Эти политические ошибки привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов и хариджитов.

В иранских областях шиизм стал оппозиционным правящей династии течением. В этот период среди персоязычных мусульман зародилось движение шу’убийи, направленное против гегемонии арабов в общественно-политической и культурной сферах жизни государства.

В результате восстания, вспыхнувшего в Хорасане в 747–750 гг. под руководством Абу Муслима Умайяды были свергнуты и к власти пришла династия Аббасидов.

Аббасиды были потомками Аббаса, дяди пророка Мухаммада (мир ему) и также принадлежали к мекканскому роду Хашим. Аббасиды свою столицу перенесли из Дамаска дальше на восток, в Багдад, на берега Тигра.

Все Умайяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании, основавшую Кордовский халифат.

Даниял Исаев



комментариев