Столетие соборной мечети Петербурга

Столетие назад состоялось знаковое событие для двадцати миллионов российских мусульман. В столице империи при стечении тысяч горожан заложили главную мечеть империи - соборную и это событие не было случайным.

Общеизвестно, что мусульманская община Петербурга существует с первых лет основания города, когда из Казанская губерний на берега Невы прибывали тысячи строителей рабочих-мусульман. В конце ХVIII века Петербург поражал своих гостей великолепием дворцов и парков, блеском военных парадов, квартировавших здесь гвардейских полков. Для офицеров-гвардейцев и нижних чинов магометанского вероисповедания помещения для богослужений выделялись тогда в казармах, а архитекторами Л. Руска и А. Воронихиным в 1803 и 1804 гг. были созданы проекты мечетей. Однако чиновники военного ведомства решили "постройку произвести впредь по удобности", и проекты, созданные под влиянием крымско-татарской архитектуры так и остались нереализованными. Постепенно в Петербурге сложилась купеческая мусульманская община состоявшая из персов, турок, бухарцев и татар. С 1822 г. в городе существует гражданский мусульманский приход (махалля), который в те времена выполнял функции современного ЗАГСа.

В 1859 г., когда численность мусульман достигла до трех тысяч, гражданский мулла Алим Хантемиров обратился с прошением о строительстве мечети, которое было отклонено ввиду того, что большая часть татар все-таки прибывала на временные работы и была малоимущей. Чиновники признали маловероятным возможность сбора необходимой суммы среди гражданского населения. Татаро-мусульманская община с каждым годом увеличивалась и в 1870 г. по инициативе касимовских татар, выходцев из Рязанской губернии, был создан второй приход. Для торжественных богослужений два раза в году мусульмане продолжали арендовать удобные помещения большой площади, но от идеи строительства мечети не отказывались. Разрешение на сбор средств для создания проекта и на строительство мечети среди мусульманского населения Петербурга было получено в 1881 г. ахунами 1-ого и 2-ого приходов М-Ш. Юнусовым и А. Баязитовым. Основная масса мусульман была людьми бедными, поэтому сбор средств растянулся на долгие годы. Тем не менее периодически в первой мусульманской газете "Переводчик - Терджиман", печатались списки жертвователей с указанием, перечисленной суммы. Только в дни первой русской революции идея строительства мечети в Петербурге начала воплощаться в жизнь. В 1906 г. при Благотворительном мусульманском обществе был создан Комитет по постройке мечети во главе с подполковником Главного штаба А. Давлетшиным, который добился согласия на сбор средств среди всего мусульманского населения империи. Вскоре, прибывший с визитом в Петербург эмир Бухарский лично обратился к императору Николаю II с просьбой "о разрешении ему, в ознаменование дня, когда он впервые увидел наследника Цесаревича, поднести петербургским мусульманам в дар, соответствующий участок земли, дабы они построили на этом участке храм и возносили молитвы о Вашем, Государь, здравии". Нужно отметить, что принявшему вассальную зависимость эмиру для проживания предоставлялись апартаменты в Зимнем дворце.

Под строительство мечети приобрели два соседних участка на Кронверкском проспекте. Петроградская сторона, после ввода в эксплуатацию Троицкого моста, построенного к 200-летнему юбилею города, стала тогда местом массового строительства. Щедрость эмира вызвала поток пожертвований со стороны состоятельных бухарцев и жителей города Баку. В журнале "Зодчий" в 1907г. Императорским Санкт-Петербургским обществом архитекторов по поручению Комитета по постройке мечети были опубликованы условия конкурса на эскизный проект мечети. На конкурс ведущими архитекторами того времени было представлено 45 проектов. Окончательный вариант стал своего рода синтезом конкурсных проектов гражданского инженера Васильева Н.В., соавторами которого были гражданский инженер С.С. Кричинский и академик архитектуры А.И. фон Гоген, инспектор по строительной части при кабинете Его Величества. Интересно отметить, что в этом триумвирате только С.С. Кричинский, происходивший из польско-литовских татар, исповедовал ислам.

Строительство мечети в историческом центре города рядом с Троицкой площадью, на которой тогда возвышалась Свято-Троицкая церковь, построенная на месте первого деревянного храма Санкт-Петербурга, заложенного в 1703 году по личному указу Петра Великого, и Петропавловским собором, вызвало серьезную полемику в разных слоях общества. Эмир Бухарский еще раз выступил посредником в решении этого вопроса, во время очередного визита и встречи с императором, он аргументировал, что строительство мечети рядом с усыпальницей Российских императоров, прежде всего выражение верно подданнических чувств российский мусульман короне империи. В итоге вопрос был решен на Высочайшем уровне и утвержден министром внутренних дел П.А. Столыпиным. В 11 часов утра 3 февраля 1910 г. к месту торжественной закладки мечети прибыли его высочество эмир Бухарский, хан Хивинский, турецкий посол с членами посольства, персидский посланник, оренбургский муфтий Султанов, члены мусульманской фракции Государственной Думы и многочисленные депутации мусульман. Из русских официальных лиц присутствовали заместитель министра иностранных дел, директор департамента духовных дел иностранных исповеданий, помощник главнокомандующего, Санкт-Петербургский градоначальник, командир Крымского Его Величества полка и др.

Практически все столичные газеты осветили на своих страницах это событие, приуроченное к 25-летию восшествия на престол эмира Бухарского. На месте торжества был установлен шатер, декорированный флагами и зеленью. После окончания богослужения и торжественной речи на русском языке, эмир заложил кирпич в фундамент мечети, присутствовавшие высокопоставленные лица, последовали его примеру, а в алтарную часть, т.е. "мехраб", указывающий направление на юг в сторону Мекки, была положена серебряная пластина с выгравированной памятной надписью.

Заранее, специально для закладки были изготовлены серебряные молоток и лопатка, помещались они в специальном футляре, которые находятся сейчас в фондах Музея истории религии. Затем эмир перешел на приготовленное для него почетное место и принял многочисленные делегации. По окончании церемонии был сервирован роскошный завтрак-фуршет. Вскоре эмир отбыл в Зимний дворец на прием к императору. Высочайшим соизволением эмир Бухарский был назначен шефом 5-го Оренбургского казачьего полка и ему собственноручно Государь Император пожаловал бриллиантовый юбилейный знак. Эмир не остался в долгу и пожертвовал в пользу бедных Петербурга 5 тысяч рублей.

Газеты и далее на своих страницах писали о необычном для Петербурга культовом здании, рассчитанным на 2,5 тысячи прихожан. "Весь купол, своды, потолки и минареты выполнены из железобетона. Отопление мечети паровое, вентиляция, освещение электрические. В мечети построены особые хоры для мусульманок. "За это нас упрекают и должно быть будут упрекать некоторые мусульмане, - сказал уважаемый председатель Комитета, - но если женщины допускаются в мечети в Мекке, в нашей святыне, то почему мы не должны допускать их, хотя бы в изолированные хоры. Для самостоятельного существования мечети, при ней предполагается построить доходный дом. Тут же будет медресе. В третьем этаже опять хоры, но уже открытые для мужчин.

Прототипом постройки является знаменитая мечеть Тамерлана в Самарканде. Сохранен общий тип образца и в оригинале украшений и красках майоликовой облицовки, рисунках окон, дверей и люстр. Со стороны Конского переулка, где находится вход для женщин, легкими иглами возносятся в небо два минарета. Снизу они кажутся такими как мачты, на самом деле их диаметр внутри, где кольцами развивается винтовая лестница. Минареты мечети в Петербурге только для соблюдения колорита. Муэдзин не будет входить на них и извещать правоверных о часе молитвы, как это делается пять раз в сутки в мусульманских городах. Облицовка всех трех входов, главного купола и вершин минаретов майоликовая".

Соборная мечеть - памятник архитектуры стиля "северный модерн ". Удивительным образом соединили авторы средневековую эпоху Тамерлана с элементами европейского зодчества, своеобразно сочетание серого гранита в облицовке стен с использованием майолики для оформления портала, купола и минаретов.Вся художественная часть проекта находилась в ведении Васильева, Кричинский занимался конструктивными проблемами. Монолитная железобетонная структура мечети должна была сооружаться под руководством гражданского инженера Е.И. Гонцкевича, каменной облицовкой здания предстояло заниматься подрядчику Г.Ф. Канну. Над мозаичным оформлением портала, купола и минаретов трудились в мастерских П.К. Ваулина, находившихся в Кикерино рядом с Гатчиной.

Через русскоязычную "Мусульманскую газету", выходившую в Петербурге, Комитет по постройке мечети доводил до сведения единоверцев финансовые отчеты о поступлениях, указывая общую сумму поступлений от пожертвований, кружечного сбора, от продажи жетонов в память закладки мечети, от продажи открыток с видом мечети, от дохода с обоих домов. Для хозяйственных нужд строящейся мечети Комитетом были приобретены доходные дома М.М. Добрыниной (угол Подольской ул. и Мало-Царскосельского пр., 37/13) и Е. Кольцовой (Дмитриевский пер., 12) для сдачи в аренду частным лицам. Отчитывались они перед мусульманами и за потраченные суммы. Мечеть была открыта вчерне 21 февраля 1913 г. в дни празднования 300-летия

Дома Романовых, к осени 1914 г. предполагалась завершить внутренние отделочные работы, но из-за начавшейся 1-ой Мировой войны отделка здания была завершена лишь 30 апреля 1920 г. Мечеть стала восприемницей первого мусульманского прихода, поэтому ее настоятелем (имамом) был избрал известный в то время ученый-богослов, автор 120 философских трудов Муса Бигеев.



комментариев