Этика питания и исламские принципы

Этика питания как дисциплина весьма разнородна и многопрофильна. Она включает такие темы, как продовольственная безопасность, рациональное потребление, голод, новейшие технологии, отслеживание производственной цепочки, ожирение, производство сельскохозяйственных продуктов, биотопливо, современное животноводство и т.д. Одна из ее главных задач – забота о здоровье, которое является непременным условием благополучной жизни человека.

Этическая задача ответственного отношения к продовольствию исходит из принципа уважения человеческого достоинства и справедливости, который гарантирует равенство граждан одного общества и равенство всех обществ в нынешнем и в будущих поколениях.

Нравственные нормы питания, производства и потребления пищи оговорены в Коране и Сунне, а также регулируются правилами исламской этики. Исламская этика указывает на дозволенность употребления только доброкачественной, полезной и чистой пищи (халяль). Пища, обладающая этими характеристиками, по-арабски называется «тайиб», что означает чистоту в физическом и моральном смысле. Коран гласит:

«О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно» (Коран, 23:51).

Кроме того, в Коране и хадисах прямо перечислены категорические запреты.

Установки и принципы ислама были явлены человечеству как лекарство для сохранения внутреннего здоровья и благоденствия. Это сказано в аяте Корана:

«…Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали» (Коран, 41:44).

Прикладная этика ислама строится на принципе общественной пользы и общего блага (маслаха). Цель этой концепции – способствовать всеобщему благу и служить интересам людей, удерживать их от дурного и вредного ради всеобщей пользы и благополучия. По определению аль-Газали, маслаха – это высшая и конечная цель шариата.

С одной стороны, определенный свод правил в отношении продуктов питания содержит учение ислама, а с другой стороны, для всестороннего понимания предмета необходимы научные знания о питании и пище. Эти два компонента должны учитываться для вынесения правовых постановлений (фатв) в этом отношении, поэтому важно, чтобы исламские ученые тесно сотрудничали с учеными, диетологами, экспертами в данной области. Впрочем, мирское понимание вопроса о пище и питании не должно вступать в противоречие с источниками ислама – Кораном и Сунной.

Ключевые вопросы этики питания

Теперь давайте подробнее рассмотрим суть взаимоотношений этики питания и ислама, т.е. ключевые вопросы этики питания и актуальность такого предмета как этика питания в наше время.

В прикладной этике видное место занимает социальная и экологическая ответственность производства и потребления продуктов питания. По определению Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию (WBCSD), устойчивое развитие означает удовлетворение «потребностей настоящего без снижения возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности». Однако очевидно, что существующие пищевые цепи не обеспечивают устойчивого развития и поэтому требуют срочных реформ. Показателями неустойчивости в области производства и потребления продуктов питания является интенсивное животноводство, внесезонное производство при высоком уровне выброса газов, способствующих возникновению «тепличного эффекта», повышенное потребление энергии и воды, неэффективное и расточительное промышленное производство. Все эти факторы прямо ведут к изменениям климата, глобальному потеплению и дальнейшему загрязнению планеты.

Неотъемлемым элементом концепции устойчивого развития в отношении производства продовольственных продуктов является безвредность пищевых продуктов. Она означает сохранение пищи в надлежащем состоянии и качестве, предотвращение загрязнения продуктов и заболеваний, связанных с пищевыми отравлениями.

Безвредность пищевых продуктов обеспечивается соответствующими методами производства, то есть в процессе выращивания, сбора урожая, переработки, транспортировки, приготовления, хранения и распространения продовольственных товаров. Большинство заболеваний, связанных с недоброкачественной пищей, вызывают вирусы, бактерии и паразиты, их причиной также может быть заражение организма ядовитыми веществами из пищевых продуктов. В последние годы наблюдается глобальный всплеск заболеваний пищевого происхождения, таких как коровье бешенство (губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота) и птичий грипп (его вызывает вирус H5N1). Это требует от государств, международных торговых организаций и потребителей пересмотреть методы производства и потребления пищевых продуктов. Генетически модифицированная пища – еще один крайне важный вопрос, связанный с проблемой безвредности пищи, его мы рассмотрим ниже.

Еще один ключевой аспект рационального подхода к питанию это продовольственная безопасность. Она преследует цель обеспечить доступ к качественному и питательному продовольствию в достаточных количествах для всех жителей земли. Также как безвредность и рациональное отношение к производству и потреблению продуктов питания, продовольственная безопасность связана с целым рядом вопросов и понятий.

По определению ВОЗ, продовольственная безопасность подразумевает работу в четырех направлениях:

  • наличие продовольствия,
  • его доступность,
  • утилизация,
  • устойчивость.

Главная цель мер по обеспечению продовольственной безопасности – снижение количества голодающих. ООН признала и взяла на вооружение концепцию «права на питание», которая зафиксирована в Декларации прав человека 1948 г. Таким образом, она играет заметную роль в борьбе с голодом, и государства, ООН и НКО в своей борьбе с голодом и оказании продовольственной помощи малоимущим и уязвимым слоям населения должны ее соблюдать.

Исламская этика также делает акцент на преодолении бедности и голода. На практике это отражается в институтах закята (обязательной милостыни) и вакуфов (имущественных пожертвований). Известно немало сообщений о том, что Пророк (мир ему и благословение) призывал мусульман делиться едой с бедными. В одном хадисе он говорит:

«Не уверовал в меня тот, кто ложится спать сытым, зная о том, что рядом с ним его сосед голодает».

Интересно, что в странах, где еще существует проблема доступности продовольствия, случаи ожирения встречаются чаще. Дело в том, что и тучность, и голод напрямую зависят от методов современного сельскохозяйственного производства и потребления. В стремлении решить проблему голода современные системы производства должны быть более эффективными, особенно в развивающихся странах.

Однако первостепенную важность с точки зрения этики питания имеют промышленное производство продуктов питания и высокотоварное сельское хозяйство. В частности для современной пищевой промышленности критическое значение имеет промышленное животноводство, которое, бесспорно, связано с вопросами об условиях содержания животных, здоровье человека, защите окружающей среды и продовольственной безопасности.

Эти вопросы современного промышленного животноводства приводят к дебатам о концепции исламской этики и соответствии источникам ислама. Пока все указывает на то, что существующие системы производства мяса халяль в мусульманских странах и на Западе сосредоточены только на процессе убоя в соответствии с принципами ислама, тогда как уважение жизни животных, видимо, остается второстепенным вопросом для факихов, производителей и государственных регулирующих органов мусульманских стран.

Всевозможные инновации в области биотехнологий, такие как генномодифицированные продукты питания, ставят этические вопросы на передний край дебатов на темы продовольствия.

Генная инженерия – это процесс передачи генов от одного растения или животного другому. Это метод повышения эффективности роста и переработки растений. Генетически модифицированные растения обладают устойчивостью к заболеваниям, низким температурам, засухе, степени минерализации почвы. В США и Аргентине продукты питания на основе ГМО получили распространение благодаря поддержке фермеров и неопределенной позиции потребителей. Однако в Европе эти новшества встретили более серьезное сопротивление общественности.

Генная инженерия – относительно молодая отрасль биотехнологий, и влияние ГМО на человечески организм еще до конца не изучено. Однако дебаты о легализации генетически модифицированных продуктов продолжаются как в западных, так и в мусульманских странах.

Этической стороной производства и потребления продуктов питания озабочены НКО, правительства и потребители. НКО работают над тем, чтобы убедить супермаркеты закупать органические продукты и придерживаться принципов честной торговли. С 2002 года два британских супермаркета Marks and Spencer и Waitrose продают только яйца от куриц, выращенных в естественных условиях. В январе 2012 года в ЕС, по сути, были запрещены птицефабрики из соображений заботы о благе животных.

В западных странах также растет число приверженцев справедливых стандартов торговли, т.е. принципа fair trade (честная торговля). Все больше супермаркетов предлагают продукты, полученные с соблюдением этого принципа, такие продукты появляются и в сетях общественного питания. В процессе производство продуктов питания должны неукоснительно соблюдаться честные условия труда, меры безопасности на рабочем месте (подразумевающие, например, обеспечение рабочих перчатками и масками при работе с ядовитыми веществами) и, безусловно, принцип справедливой оплаты труда.

Поведение потребителей тоже стало более критическим. Покупателей больше волнуют вопросы этики питания, особенно в развитых странах, где проблема голода и поставки продовольствия решена. Поэтому граждане интересуются происхождением продуктов и процессом производства. Не содержат ли они пестициды и гербициды? В каких условиях содержались животные? Справедливо ли оплачивался труд работников?

Растет и спрос на экологически чистые натуральные продукты, особенно в западных странах. Люди хотят есть здоровую пищу и не хотят употреблять продукты, при производстве которых применялись химические препараты и пестициды. Многие потребители переходят исключительно на экологически чистое мясо с небольших животноводческих хозяйств. Следующей ступенью этой тенденции является переход на чисто вегетарианское меню. Вегетарианцы вообще не едят мясо, птицу, рыбу, молочные продукты, яйца, мед.

Тем не менее, хотя потребители действительно стремятся к более здоровому и более этичному питанию, все же между установкой и реальным поведением людей наблюдается разрыв. Он вызван разными факторами. Среди них может быть и недоступность продуктов, соответствующих этическим стандартам, и высокие цены на натуральные продукты.

В этой статье мы кратко и в общих чертах обсудили сложную тему этики питания, в том числе, в ее связи с исламом. Этика питания направлена на обеспечение и сохранение здоровья, предупреждения вреда человеку, другим существам и окружающей среде. Тем не менее, масштаб существующих продовольственных проблем указывает на необходимость грандиозных и скоординированных шагов и реформ для защиты человека, животных и окружающей среды от бесконечных страданий. Кроме того, исламским ученым пора тоже искать пути решения продовольственных проблем, в частности, путем разработки соответствующей теоретической и практической базы.



3 комментариев


  1. (13.01.2016 10:41) #
    2

    Немного базовой отсебятины :), для тех, кто хочет быть в форме:)
    1) Выключаем все быстрые углеводы из питания (все сладкое, все мучное, всю гадость - типа фанты, бургеров, чипсов и т.д.)
    2) Долгие углеводы (овсянка, рис, макароны, гречка) кушаем утром, максимум, до 16.00
    3) Обед, ужин - только белковая пища (мясо, рыба, яйца, молочка) с клетчаткой (овощи, салаты)
    4) Жиры тоже нужны, но нужно следить за ними)
    5) Каждый для себя сам определяет калорийность дневного рациона, чтобы нормально питаться и быть в форме
    6) Ну и, конечно, можно добавить физические нагрузки по вкусу и настроению :)

  2. (13.01.2016 22:26) #
    0

    В белую соль добавляют алюминий при производстве, а он плохо влияет на нервную систему, мозговую деятельность. Меньше белой соли, больше розовой, красной. Говорят, что самая хорошая красная соль- пакистанская. Сахар это цукермания.

  3. (13.01.2016 23:40) #
    0

    Рыбу ещё полезно есть.
    http://en.cihan.com.tr/en/weighing-700kg-a-shark-caught-in-western-turkey-vCHMTk4NTAxMw==.htm