Тарик Рамадан: Мои соотечественники проголосовали за запрещение минаретов из страха

Швейцарцы проголосовали не против минаретов, а против мусульман. Мы, европейцы, должны дать отпор популистам, разжигающим вражду.

Никто не ожидал подобного поворота. Месяцами нам говорили, что попытки запретить строительство новых минаретов в Швейцарии обречены. Последние опросы показали, что в поддержку скандальной инициативы готовы проголосовать около 34% швейцарцев.

На собрании в Лозанне более 800 студентов, преподавателей и простых граждан страны были уверены, что народ отклонит предложение, и пытались найти способы обратить это недалекое, по сути, начинание в позитивный урок.

Теперь их уверенность разбилась вдребезги, поскольку 57% швейцарцев сделали то, к чему призывала Швейцарская Народная Партия (Union Démocratique du Centre, UDC) – а это тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что популистская партия оказалась ближе к народу, угадав его страхи и ожидания.

Впервые с 1893 г. Швейцария одобрила предложение, однозначно дискриминационное для определенной общины. Можно надеяться на отмену запрета на европейском уровне, но от этого результаты народного волеизъявления не изменятся. Что же происходит в Швейцарии, стране, в которой я родился?

В Швейцарии есть только четыре минарета, почему же подобная инициатива нашла поддержку именно здесь? Моя страна, как другие европейские страны, стоит перед вопросом: как реагировать на все более заметные свидетельства присутствия мусульман? Минареты не более чем предлог: сначала UDC собиралась развернуть кампанию против традиционных исламских способов забоя животных, но побоялась затрагивать чувства евреев и вместо этого ополчилась против минаретов как символа ислама.

Каждая европейская страна выбирает свои символы или темы, которые использует как средство воздействия на мусульман. Во Франции это хиджаб и бурка, в Германии – мечети, в Великобритании – насилие, Дания выбрала карикатуры, Нидерланды – гомосексуализм.

Следует смотреть глубже символов, тогда станет понятно, что же действительно происходит в Европе в целом и Швейцарии в частности: в то время как европейские страны и их граждане переживают глубокий кризис самосознания, им трудно выработать новый взгляд на мусульман, именно это и пугает.

В настоящий момент европейцы, которым приходиться вкушать плоды глобализации и активной миграции, видя вокруг себя людей с непривычным цветом кожи и непривычными символами, пытаются ответить на вопросы: «Где наши корни?», «Кто мы?», «Каково наше будущее?».

За последние двадцать лет вокруг ислама было столько жарких дебатов – на такие темы как насилие, экстремизм, дискриминация женщин, насильственные браки и прочие – что простым гражданам сложно воспринять присутствие мусульман в позитивном ключе. Слишком много страхов и очевидного недоверия. Кто эти люди и чего они хотят? Подтекстом этих вопросов являются подозрения в экспансионистском характере ислама. «Неужели эти люди хотят исламизации наших стран?», спрашивают европейцы.

Кампания против минаретов подогревалась как раз за счет этих страхов. Народ пошел на поводу у манипуляторов, которые сыграли на эмоциях и беспокойстве людей. На плакатах кампании изображалась женщина в бурке на фоне минаретов, направленных как оружие против швейцарского флага. Было заявлено, что ислам абсолютно несовместим со швейцарскими ценностями. (Ранее UDC требовала отобрать у меня гражданство из-за того, что я слишком открыто защищал исламские ценности).

Они выбрали простую и эффективную стратегию воздействия. Скандал – везде, где можно его учинить. Комплекс жертвы: мы в осаде, мусульмане незаметно колонизируют нас, и мы теряем наши корни, нашу культуру. Эти два фактора прекрасно сработали. Швейцарское большинство дало ясно понять своим мусульманским согражданам: мы вам не доверяем, хороший мусульманин – это мусульманин, который живет не в нашей стране.

Кого винить? Годами я твержу мусульманам о том, что они должны преподносить себя с позитивной стороны, занимать активную позицию в западном обществе. В последние несколько месяцев мусульмане в Швейцарии пытались спрятаться, чтобы избежать столкновения. Было бы полезнее создать новые альянсы со всеми швейцарскими организациями и политическими партиями, выступавшими против инициативы UDC.

Швейцарские мусульмане несут свою долю ответственности, но нужно добавить, что и европейские политические партии, подобно швейцарским, спасовали и уклонились от четкого курса на религиозный и культурный плюрализм. Поэтому популисты, фактически, задали тон со всеми вытекающими последствиями. Никто не заявил, что на сегодняшний день ислам стал одной из европейских религий, а мусульманские граждане в большинстве своем прекрасно «интегрированы».

Да, у нас есть проблемы, такие как безработица, бедность, насилие, но эти проблемы мы должны решать вместе. Мы не можем обвинять одних только популистов. Это общая неудача, нехватка смелости, ужасное и узколобое недоверие к новым мусульманским гражданам.

Тарик Рамадан - (гражданин Швейцарии, профессор современных исламских наук Оксфордского университета. Его последняя книга «Во что я верю» (What I Believe)



комментариев