Хиджаб – это традиционная одежда российских мусульман

В канун празднования «Дня журналиста», на встрече с представителями СМИ, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров сообщил, что возможно вскоре подпишет указ о введении школьной формы в республике.

Причем это заявление он сделал в ответ на вопрос местного репортера, задавшего его в контексте недавней медийной компании против ношения головных платков ученицами Ставропольских школ. Головной платок был назван отличительным религиозным признаком, ведущим к конфликту.

По словам Мамсурова, ношение мусульманского головного платка (хиджаба- Прим.ред.) является «обычаем жителей пустыни», а «тот, кто заставляет всех мусульманок ходить в хиджабах, тот просто не разбирается в вопросах религии», – заявил тогда Таймураз Мамсуров

«Возможно, имеет смысл всё проанализировать и может даже подписать какой-то указ, обязывающий все школы ввести обязательную форму», – резюмировал свой ответ Глава РСО-Алания.

С просьбой разъяснить вопрос о территориальной привязанности мусульманского головного убора к определенным регионам планеты, а также о самой роли данной одежды в жизни мусульман, сайт «Кавказская политика» обратился к известному российскому специалисту в исламском праве, доктору юридических наук, профессору Высшей школы экономики Леониду Сюкияйнену.

- Глава Северной Осетии высказался «за» школьную форму. А касаемо хиджаба сказал, что «это национальная одежда жителей пустыни, к исламу она не имеет никакого отношения». Каково Ваше мнение на этот счет?

- Хиджаб, конечно же, одежда не только «жителей пустыни», а довольно традиционная одежда мусульман и на Кавказе, и в Татарстане и Башкортостане.

Хиджаб предполагает, что посторонние взгляды не должны увидеть тела женщины, кроме лица и кистей рук. Данное одеяние не может быть облегающим, чтобы не подчеркивать особенностей фигуры. Такого рода одеяния традиционно использовалась не только жительницами Аравии и вообще арабского мира, но и в регионах традиционного распространения ислама в России. Я сам не первое десятилетие наблюдаю женщин, одевающихся в хиджаб в этих районах.

Надо отметить, что вопрос о традиции ношения хиджаба возникал уже 10 лет назад, когда татарстанские мусульманки отстояли свое право фотографироваться на паспорт в платках.

Относительно школьной формы, то по моим представлениям, введение ее обязательности должно быть в масштабах всей страны, а не просто одного-двух регионов.

- Можно ли предусмотреть в правилах ношения школьной одежды запрет на нахождение в учебном заведении в платке?

- Опыт в разных странах различный. Президент высказываясь по этому вопросу, ссылался на опыт других стран и выразил позицию российского традиционного ислама по этому поводу. Хотя и не совсем точно, но мы же не должны требовать того, чтобы президент знал все, в том числе и эти моменты. Возможно, ему кто-то рассказал недостаточно корректно о хиджабе, говоря, что, мол, в России такого не было.

Почему же не было? Было. Но, конечно, в последние годы данное явление стало получать большее распространение. Эта ситуация везде в мире, не только в России, но и в Европе, Америке, когда с исламом ассоциируются вещи сугубо национального, этнического свойства, в том числе конфликтные.

Не стоит также забывать, что Россия – светское государство и религия отделена от государства и школы. И если для мусульман хиджаб не обязательно является подтверждением религиозной принадлежности (ведь женщина, не носящая такую форму одежды не считается вышедшей из ислама), то для окружающего населения, хиджаб – именно исламская одежда. То есть он воспринимается как религиозный признак, а не как традиция.

- Могут ли быть в отдельных российских регионах одни школьные правила, которые допускают ношение платков, а в других – нет?

- Эту задачу надо решать предварительно изучив насколько российское законодательство позволяет так делать. Возможно, данные вопросы могут решаться на уровне субъектов федерации, а не на общефедеральном уровне.

Опыт Европы вряд ли нам подойдет. Там нет такого большого разнообразия, даже в федеративных государствах, типа Германии. В большинстве европейских стран нет регионов исторического проживания мусульманских народов, в основе своей они приезжие, хотя уже и во втором, третьем поколении живущие в этих странах.

Поэтому на сегодня вопрос открыт. Пока нет общих правил, было бы неплохо, чтобы управленческие структуры в сфере образования и руководство школ в спокойной обстановке нашли бы общий язык с местными жителями и пришли бы к компромиссу, особенно если речь идет о каком-нибудь небольшом населенном пункте.

По моему мнению, не нужно упрекать друг друга, давить. Необходимо находить общую позицию. При этом, не надо забывать, что найдутся и другие вопросы. Например, о раздельных уроках физкультуры и т.п.

Клубок таких вопросов при отсутствии нормативного регулирования должны решаться путем размеренного диалога.

Между тем, даже если брать европейский опыт правовой, то у каждого государства он свой. И во Франции с запретом ношения хиджаба в школе – он самый крайний.

-Каким образом мусульманскому сообществу на Кавказе, да и вообще в России, найти удовлетворяющее все стороны решение?

- Можно посоветовать мусульманам: не педалировать, не «напирать» на тему ношения хиджабов в школе, употребляя жесткие выражения, а более спокойно обсудить этот вопрос.

В частности, предложить изучить на серьезном научном уровне: почему для мусульманок столь важен хиджаб? Есть ли в шариате илля (мотив) принятия данной формы одежды? А какая может быть проблема в сельской школе, где люди все знают друг друга, у девочки, одетой скромно, но не в хиджаб?

Если мусульманское сообщество волнует данный вопрос, отчего бы не объявить гранты на то, чтобы досконально изучив его, предложить решение.

Нужно помнить, что мусульмане в целом – меньшинство в России. И дабы мусульман российское общество воспринимало толерантно и с пониманием, то нужно отстаивать позицию разумным образом. А если в результате жесткого напора, наоборот, усилится враждебность, то зачем и кому это нужно?

Беседовал Рустам Джалилов



комментариев