Священники РПЦ об антиисламских высказываниях Андрея Кураева

Служители Церкви высказали свое мнения относительно недавних комментариев своего коллеги протодиакона Андрея Кураева относительно мусульман и терроризма.

Напомним, после теракта в Бостоне Андрей Кураев призвал мусульман признать терроризм своей проблемой. В своем блоге в «Живом журнале» миссионер опубликовал заметку под названием «У террористов нет национальности?», где заявил, что исламский экстремизм базируется на учении ряда исламских богословов и является проблемой именно мусульманского сообщества.

Считать терроризм вне национальным и вне религиозным, по мнению Андрея Кураева, можно было бы «если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолет… То христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов… Но ведь все очевидно не так».

«Так что Царнаевы - это ваше, мусульманско-чеченское, г...о», - заявил он.

Regions.Ru попросил священнослужителей прокомментировать это высказывание протодиакона. Приводим мнения представителей Цервки без купюр.

Протоиерей Всеволод Чаплин, Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты протоиерей

- Я знаю многих представителей кавказских народов, мусульманской общины. В большинстве своем это люди чести, отнюдь не склонные поддерживать ни ультра-радикалов, ни экстремистов, ни террористов. Я рад тому, что многие из них осудили совершенный в Бостоне теракт.

В то же время очевидно, что многие современные террористы в качестве своей идеологии озвучивают определенную трактовку ислама – трактовку, предполагающую насаждение свей веры через агрессивное насилие, через уничтожение всех, кто не соглашается принять предлагаемую ими модель социума. К сожалению, есть и псевдохристианские секты, способные на нечто подобное, - впрочем, их немного.

Я думаю, что сегодня дело чести и исламской уммы, и всего мирового сообщества полностью запретить распространение тех трактовок ислама, которые служат идейной основой для распространения экстремизма и терроризма. Свобода слова не безгранична. Настала пора сказать: отнюдь не всякие идеи могут распространяться.

Российская практика преодоления пропаганды экстремизма себя в принципе оправдывает. Возможно, ее стоит ужесточить и распространить наш опыт на разные страны мира. И Западу, конечно, стоит задуматься над происходящим. Еще недавно там чуть ли не с распростертыми объятиями принимали тех, кто осуществлял или оправдывал террор, используя радикальные трактовки ислама. Сейчас, надеюсь, в Америке многие поняли: а ведь бумеранг не промахнулся, значит, не нужно было его бросать. Значит, нужно понять, что в нынешнем очень взаимозависимом мире где бы ты ни поддержал террориста, это тебе всегда аукнется. Чтобы избежать невинных жертв, очень важно исключить поддержку террора или примиренчество с ним где бы то ни было.

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках

- Говорить, что у какой-то конфессии есть какие-то свои особенные проблемы, по-моему, не вполне корректно. По крайней мере, ДТП с участием священнослужителей это точно проблема не только русского народа и Русской Церкви. Особенности национального характера это вообще отдельная сложная тема. Я бы сказал, что русская проблема - это пьянство и безелаберность.

Что касается исламского терроризма, то это уже не столько внутренняя проблема мусульман, сколько проблема других народов, сталкивающихся с этим явлением. Ведь именно они страдают от этой агрессии. Взаимоотношения с мусульманами - это уже и французская, и немецкая проблема, о чем свидетельствует и крах политики мультикультурализма. Часть мусульман ведет себя если и не прямо как внутренний враг, то, по крайней мере, противник.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

- Считать терроризм сугубо мусульманской проблемой нельзя. Мы хорошо знаем, что в России террористы преимущественно были русские, были баскские террористы, ирландские – эта проблема вполне универсальная: грех и подмена понятий в духовной жизни приводят людей любой национальности к радикализму. И то, что сейчас это происходит среди народов ислама – это не говорит о том, что терроризм присущ только исламу.

Я бы сказал, что проблема в духовном отношении – это подмена понятий подлинной жертвенности на фанатичное истолкование. Не знаю, когда это впервые проявилось, но террористы–народовольцы и прочие, которые были у нас в России, не были мусульманами, они вышли из христианства, и происходило искажение именно христианского смысла жертвенного служения.

Считаю, к кругу вопросов, касающихся национальности и преступности, нужно подходить очень осторожно и не давать повода ищущим повода. Достаточно вспомнить, что происходило после взрыва башен-близнецов, когда руководство США провозгласило: ислам объявил войну христианству, и христианство теперь пойдет в крестовый поход против ислама. Это провокация конфликта между мировыми религиями. В конце концов, мы не можем отвечать за руководство США, но мы должны отвечать за то, что происходит среди людей, принадлежащих к Русской православной церкви, и такого рода заявления в нашей Церкви недопустимы.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине

- Я считаю это высказывание отца Андрея честным и объективным.

Мы, конечно, понимаем, что это не весь ислам, а какое-то реакционное фундаменталистское меньшинство. Но, тем не менее, оно находится именно в рамках ислама, а не каких-то других религий.

То, что отец Андрей честно признал проблему, связанную с нетрезвым монахом на спорткаре, как раз говорит о его объективности. Действительно, каждый должен признавать свои проблемы, противостоять им и решать их. Только тогда у нас появится реальная перспектива избавиться от этих проблем, и что эти страшные события не будут повторяться.

Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке

- Конечно, терроризм бывает не только исламский. Можно привести множество фактов терроризма и из XIX, и из XX века. Цифры будут впечатляющие. Только сейчас это как-то забылось.

Но, действительно, в последнее время терроризм в основном исламский. За многими взрывами, похищениями людей действительно часто стоят именно какие-то исламские группировки и партии.

Я готов сочувственно отнестись к тому, что написал, о. Андрей. Не являясь специалистом по исламу, не могу, конечно, судить о том, в какой именно степени действия террористов основываются на том или ином конкретном толковании Корана или исламских учителей, но факт остается фактом: в последнее время терроризм по большей части имеет исламские корни.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии

- Вопрос этот – мусульмане ли террористы или нет, признавать ли мусульманам терроризм, как только свою проблему, или нет – он бесплоден. Мы прекрасно знаем, что мусульмане и мусульманское духовенство – это достойные люди, исповедующие ислам, они гибнут от рук подлецов, которые недовольны тем, что духовенство не поддерживает их человеконенавистнические и богоборческие идеи. Это наши собратья и сограждане, которые несут на своих плечах тяжкое бремя. Мы всячески должны их поддержать и с ними солидаризироваться, и наша православная публицистика, наши выступления и высказывания должны быть направлены на содействие нашим мусульманским братьям.

А от того, что мы назовем вероисповедание преступников-террористов, крещеных в детстве как православные или обрезанных как мусульмане, решительно ничего не изменит в нашей оценке их действий и в наших требованиях к законной власти, чтобы за эти преступлении карали соответствующим образом.



комментариев