Невозможно получить длину и ширину изображения «Православный сионизм» от РИСИ. Зачем Р.Сулейманов сменил Р.Силантьева?

«Православный сионизм» от РИСИ. Зачем Р.Сулейманов сменил Р.Силантьева?

Фигура Раиса Сулейманова, главы Приволжского филиала Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ), которого многие специалисты считают нужным воспринимать, скорее, как провокатора, а не ученого, все чаще обсуждается среди мусульман последнее время. Своей «славой» он даже затмил одиозного профессионального исламофоба Романа Силантьева. Но еще больший интерес представляют те, кто продвигает Сулейманова, и их задачи.

Фейк и клон

Имя Р. Сулейманова - этнический татарин, изучающий иудаистику, иврит, проходивший неоднократно стажировку в Израиле. Сам себя он называет мусульманином, но при этом он снискал репутацию «воинствующего исламофоба» за постоянные нападки на религиозных деятелей Ислама, богословов, всяческих обвинений и провокаций.

Ополчились на Сулейманова и татарстанские власти. После громких измышлений о толпах боевиков в лесах Заказанья УФСБ по республике заявило, что каждый, конечно, волен утверждать, что угодно, но должен помнить об уголовной ответственности за распространение недостоверной информации, а также о том, что своими измышлениями может навредить работе органов безопасности.

Сулейманов начинал публичную карьеру как никому не известный произраильский студент-активист. В Интернете проходила информация, что на каком-то этапе он даже возглавил фейк-движение «Татары за Израиль». Сам Раис свою формальную связь с этой организацией отрицает, но не то, что ее идеи он разделяет.

Сулейманов, как он сам утверждает, познакомился с татарской диаспорой Израиля во время изучения стран Ближнего Востока, чем он занимался в прошлые годы. В Сети сохранился ролик и статьи этого периода его жизни. В них он активно поддерживает Израиль и высказывает резкое недовольство политикой мусульманских стран в отношении этого государства, не желающих смириться с оккупацией Палестины.

В бытность аспирантом Сулейманов набросился даже на бывшего президента США Джимми Картера за книгу «Палестина: миру - да, апартеиду – нет», за что получил жесткую отповедь самого Исраэля Шамира. «Появление статьи Сулейманова интересно тем, что она показывает – за последние двадцать лет, под влиянием контактов с Израилем, в России возникли очаги болезни, давно пожравшей Америку. Но если в Америке, судя по книге Картера, по критике Уатта-Мейерсхаймера, нарастает недовольство сионским идеологическим игом, в России эта болезнь пока прогрессирует. В то время, как Израиль отказывает России в разрешении открыть свои общественные центры, Россия позволяет Израилю создать обширную сеть вербовки и промывки мозгов на своей территории, порождая новых Сулеймановых», - ответил татарскому сионисту известный публицист, еврей по национальности.

По каким-то причинам Сулейманов позже несколько сменил свое амплуа. Сейчас он от лица РИСИ выступает не как татарин, патриот Израиля, а как русский проправославный державник, став ведущим лицом в пуле спикеров исламофобской ориентации в России.

Сулейманов нового образца – «татаро-мусульманский» клон Романа Силантьева, самого известного антиисламского публичного эксперта страны. Скорее всего, исламофобское лобби на каком-то этапе решило, что эффективнее в их кампаниях использовать «мусульманское» лицо, как бы инсайдера, а не сотрудника РПЦ русско-мордовского происхождения. Так в медиа-пространстве возник Сулейманов.

От «Хватит кормить Кавказ» к «Хватит кормить татар»

В своих статьях, выступлениях и работе Сулейманов и другие сотрудники и близкие Казанскому филиалу РИСИ лица (Яна Амелина, Галина Хизриева, Василий Ордынский, Салман Фарид и др.) обстоятельно бьют по имиджу Татарстана как примера межнационального и межрелигиозного добрососедства. Этот образ создавался много лет Шаймиевым-Минихановым и, в целом, республика не раз признавалась таковой высшим руководством страны. В своих целях они не гнушаются активно использовать даже известный антипутинский оранжевый сайт «АПН».

«Стратегические исследователи» целенаправленно разрушают старательно выстроенное здание под названием «Республика Татарстан в составе РФ». Ставят под сомнение федеративное устройство современной России и все усилия государства по формированию единой политической российской идентичности, по налаживанию нормальных межнациональных и межрелигиозных отношений, по стабилизации в мусульманской среде.

Согласно Сулейманову и прочим, РТ предстает жуликоватой русофобской этнократией, в которой дискриминируют русских, русскую культуру, язык и Церковь, которая в тайне хранит экстремистские и антироссийские идеалы, только и выжидая как бы ударить Москве в спину. По их уверениям, в республике цветет исламский экстремизм, ваххабизм, ихванизм, Хизб ут-тахрир и проч. Она кишит турецкими, арабскими и иранскими агентами.

"Русских в Татарстане ждет судьба русских Северного Кавказа", "Сегодня, в 2012 году, республиканская этнократическая элита Татарстана опять пытается использовать национал-сепаратизм для торговли с федеральным центром", "Если бы Татарстан находился у границ России, то эти сепаратистские настроения звучали бы куда более громко" - пишет Сулейманов.

В общем, Татарстан сегодня – это примерно тоже самое, что республики Северного Кавказа. С одной лишь разницей – если северокавказские элиты, прежде всего Рамзан Кадыров, по уверениям нац-демов, силовым шантажом «обложили Москву данью», то Татарстан, как следует из статей и выступлений Сулейманова и проч., это делает хитростью и мягким давлением. Их почитать, так получается, что Республика Татарстан – еще один паразитирующий субъект, сосущий соки из всего государства и, прежде всего, русского народа.

Отсюда и подозрение, что после серии больших публикаций Сулейманова о Татарстане "АПН", нац-демы, исламофобы и проч. готовятся начать кампанию против Республики как политического проекта и одного из столпов федерализма в России. "Хватит кормить Кавказ" может быть дополнен "Хватит кормить татарских жуликов и разводил", "Хватит платить татарам", "Хватит позволять татарам нас дурить" или "Пора прекратить татарским жуликам разводить нас".

Татарстан – один из регионов-доноров с развитой промышленностью, в том числе высокими технологиями, и крупным агро-промышленным комплексом. Говорить же о целенаправленных притеснениях русских в республике (я не говорю о каких-то отдельных проблемах, которые есть везде и всегда и касаются всех граждан, вне зависимости от национальности), численность которых растет и приближается к половине, может только человек, сознательно выступающий против федерализма и родной Республики.

Деятельность Сулейманова не уникальна в своем роде. Учитывая все последние события в республике, у многих наблюдателей складывается впечатление о существовании системной программы, направленной против Республики Татарстан. Исламофобия – элемент организационной и идеологической войны. Под видом борьбы с сепаратизмом и экстремизмом, фактически, ведется работа против России и Ислама. Это очень напоминает действия антироссийских и антиисламских сил на Кавказе, которые реализуются многие годы.

Разница в отношении Татарстана и татар и Кавказа в данном случае в том, что, если последний предлагается отторгнуть, то первый ассимилировать. Уничтожение политического проекта "Республика Татарстан", полный отказ от федерализма, деморализация татарстанской элиты, маргинализация исламского сообщества республики, включая официальные структуры, - все это, как считают поборники системной войны против РТ, приведет в обозримом историческом будущем к растворению татарских масс в русском и православном большинстве. Принципиально это не отличается от идей Николая Ильминского с его христианизацией татар и других поволжских народов.

Что такое РИСИ?

РИСИ был реорганизован в апреле 2009 года. Учредителем его стал на тот момент Президент РФ, Дмитрий Медведев, а руководителем назначен отставной генерал внешней разведки Леонид Решетников.

Решетников - председатель попечительского Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря (г. Кострома). Интересы генерала - казачество, православное самодержавие, возрождение монархии.

В РИСИ на работу принимают людей со схожей идеологической платформой. Так, руководителем филиала РИСИ в Санкт-Петербурге является профессор Санкт-Петербургской духовной академии Андрей Вассоевич. Руководителем сектора по Кавказу РИСИ является известная исламофобка, ратующая за христианизацию татар и осетин – Яна Амелина.

Руководитель РИСИ – Леонид Решетников характеризует свои взгляды, как и направление деятельности института, как «державнические». Команду он набирает из числа экспертов, не связанных с системой западных грантов. «Нам нужны люди, не работавшие по западным грантам», - заявил г-н Решетников на пресс-конференции открытия Приволжского филиала РИСИ. «На деле же руководитель именно этого отделения РИСИ Раис Сулейманов проходил стажировку за счет иностранных грантов в Израиле. Очевидно, к западным гранты этого государства г-н Решетников не относит», - пишет публицист Магомед Туаев в своем исследовании о центре.

Сайт РИСИ входит в число интернет-ресурсов, обозначенных, как «кольцо патриотических ресурсов России», состоящего из таких одиозных ресурсов, как сайт запрещенной за экстремизм организации ДПНИ; здесь же и сайты всей филиальной сети этой организации в регионах; сайт православных хоругвеносцев и Черной сотни; сайт Русского Марша и др. «Логотип РИСИ – «рыбка Исуса» - христианский, а ранее языческий оккультный знак, свойственный закрытым религиозно-идеологическим орденам», - отмечает Туаев.

РИСИ открыто сотрудничает с теми из религиозных деятелей, которые имеют устойчивые противоречия с большинством мусульман, зачастую выполняют раскольническую роль в умме и отличаются радикальной риторикой, такие как М. Хузин, Р. Раев, Ф. Салман, И. Файзов и др. У последнего Сулейманов даже какое-то время числился советником.

«Мусульманский Синод»

Складывается ощущение, что многих из современных наследников дореволюционных исламофобов не покидает маниакальное желание вернуться в страну, в «Россию, которую мы потеряли» со всеми вытекающими для Ислама последствиями. Именно такую стратегию реализует РИСИ, и в частности Сулейманов.

Сегодня страна выбирает из трех стратегий в отношении Ислама, которые можно обозначить как «растворение», «адаптация» и «сдерживание».

Концепцию «растворения» четко выразил Роман Силантьев, называющий себя исламоведом. Комментируя выход одной своей книги, не ссылаясь на источники, он прямо заявил, что «ассимиляция этнических и религиозных меньшинств является неизбежным процессом в любом обществе, а в России она еще и ускоряется за счет деятельности экстремистов... После каждого теракта тысячи, а может быть, даже десятки тысяч людей из числа этнических мусульман принимают крещение». (Рассказывают, что на мероприятии в Казани один из близких к РИСИ экспертов нечаянно проговорился, заявив, что эффективно бороться с экстремизмом под исламскими лозунгами можно, конечно, не с помощью «традиционного Ислама», а Православия).

Главный тезис Силантьева, который четко заявлен в его книгах, состоит в фатальной необратимости «православизации» и русификации всех российских народов. Поэтому, советуют он и его коллеги властям, нет смысла напрягаться со встраиванием Ислама в ткань современной отечественной государственности, т. к. мусульмане все равно постепенно растворятся в русском православном народе, а Ислам уйдет с исторической арены.

Силантьев изображает исламское возрождение в России как процесс сугубо негативный и угрожающий национальной безопасности. Все муфтии, судя по его книгам, жулики, уголовники, интриганы, скандалисты, неграмотные бездарности и проводники враждебных РФ интересов; мусульманская общественность – это, вообще, сборище сумасшедших и экстремистов; обычные прихожане – темная ни на что путное не годная масса, ведомая вышеуказанными «вредными персонажами».

В общем, подсказывается вывод, Ислам (не какой-то там «исламизм» или «ваххабизм», а именно Ислам в целом) в новой России не состоялся, толку от него никакого – наоборот, одни проблемы, большие и маленькие. Соответственно, надо поддерживать тенденции его постепенного растворения и выдавливания из страны. Так проблемы с мусульманами решаться сами собой.

Ключевой момент здесь заключается в следующем: отсталость и вытекающая из нее нестабильность и проблемность (радикализация, неавторитетность лидеров, неконтролируемые массы, безграмотность духовенства и произрастающая из этого неспособность участвовать в решении общегосударственных задач) мусульманского фактора в современной России необходимы исламофобам как воздух – для диффамации, очернения Ислама в нашем государстве.

На этом строится вся их концепция. В случае успешной модернизации они теряют почву под ногами и какие-либо аргументы в попытках влиять на высшее руководство страны. Используя нынешние проблемы в адаптации Ислама к условиям современной государственности, они пытаются доказать, что Ислам в России не состоялся и не может состояться по определению.

Они преподносят «болезни роста» как системные проблемы и подводят к выводу, который ими уже сформулирован: при таком раскладе – раз Ислам всегда будет фактором дестабилизации и головной боли – необходимо четко придерживаться курса на постепенное выдавливание, ассимиляцию и подавление Ислама. Проще говоря, советуют чиновникам, надо выдерживать курс на постепенное избавление от Ислама (не «исламизма» и «ваххабизма, а именно Ислама) как такового.

Поэтому исламофобы последовательно добиваются, чтобы: официальные исламские институты в России оставались в своем развитии на уровне советского времени, а общественные вообще перешли бы на полулегальное и нелегальное положение; духовенство и дальше было бы неграмотным, реакционным, вопиюще некомпетентным в Исламе, не авторитетным и несоблюдающим; не велось бы никакой работы в сфере исламского просвещения, кроме обрядов – похорон и свадеб; чтобы сохранялась постоянная вражда, и ситуация раскола стала необратимой, то есть хронической родовой травмой «современного российского Ислама».

Исламофобы вообще хотят доказать властям и обществу, что Ислам, в принципе, не способен вписаться и адаптироваться к российской государственности. Отсюда и постоянные проблемы с мусульманами, ссылками на которые они иллюстрируют свою концепцию.

Фактически, вся эта концепция - это возвращение к доекатерининской политике в отношении Ислама, ключевым моментом которой была христианизация любыми средствами, включая насильственные. Последнее Силантьев и те, кто сделал его своим рупором, к счастью, себе позволить не могут. Поэтому их стратегию «растворения» можно назвать мягким вариантом того, что было до середины XVIII в.

Как переходная стадия исламофобским лобби сегодня предлагается выдавливание Ислама в «места компактного проживания народов его исповедующих», в том числе репрессивными методами; затем де-факто, а, может, и де-юро (кто знает?), придание ему статуса не равноправной (как по Конституции), а «терпимой» религии (как до революции 1905 г.).

В организационном плане Ислам в России, согласно этой стратегии, планируется устроить по принципу Синода РПЦ до 1917 г. (когда патриаршество было упразднено), т.е. светский чиновник (немусульманин) во главе разрозненных безграмотных муфтиев.

С другой стороны, есть менее заметная стратегия «адаптации». Она подразумевает комплексную программу по решению «исламского вопроса» в России. Согласно ей, необходимо практическое признание со стороны государства и всего общества роли Ислама и мусульман в нашей стране, в той мере которая соответствует их вкладу в строительство общего дома. Сюда же следует отнести отказ от исламофобии в любых формах и создание механизмов включения потенциала российских мусульман в решение основных проблем государства.

Для решения «исламского вопроса» требуется, если не нацпроект, то нацпрограмма - точно. Слишком глубоки раны и трещины. Проблемы копились, загонялись внутрь и замалчивались даже не десятки, а сотни лет. Вторая стратегия предполагает окончательную и позитивную интеграцию и адаптацию Ислама в ткань российской государственности и цивилизации на неких взаимовыгодных договорных условиях.

Указанные два подхода взаимоисключающи. Зачастую они реализуются параллельно друг от друга, создавая у наблюдателей шизофренический эффект. Но и там, и там, не хватает системности, четкости и глубины.

Что интересно, в результате этого противостояния, как некий компромиссный вариант, или сама по себе, стихийно сформировалась еще одна стратегия. Она направлена на сохранение статус-кво – на сдерживание развития Ислама, на консервацию, замораживание и откладывание вопроса о его конечном статусе и роли на максимально далекий срок. Надо признать, что именно этот подход и является доминирующим.

Видимо, кажущиеся гораздо более важными государственные задачи заставляют многих быть поборниками такой линии. «Сдерживание» Ислама внутри страны направлено на то, чтобы он, как полагают в тех кабинетах, где принимают решение, не мешал и не путал карты при решении «серьезных вопросов». По крайне мере, пока, до лучших времен.

Лишь при эскалации насилия на Кавказе или в других экстремальных обстоятельствах возникает моментная и опять же стихийная тяга к стратегии «адаптации». Но в силу многих причин, в том числе по вине самих мусульман, запала на долго не хватает. С другой стороны, на определенном фоне проявляется и тенденция к переходу на «растворение», что также ситуативно.

Не сформулированная на словах, не проработанная научно, но живущая в головах, концепция «сдерживания» - это современное переложение того, что Екатерина II предложила, поняв бесперспективность полного искоренения Ислама в Империи. Отнюдь не по доброй воле, а под давлением многочисленных восстаний и тысяч жертв, она легитимизировала присутствие мусульман и их религии в государстве, но постаралась всячески ограничить их развитие. Такая же линия, только местами более жесткая, реализовывалась в Советском Союзе после изменения Сталиным политики в отношении религии.

И сегодня ничего более подходящего в отношении Ислама у нас, по большому счету, пока не найдено. По сути, мы живем по тем принципам, которые заложила дальновидная немка на русском престоле. Да, ее решение о создании Оренбургского духовного магометанского собрания и, вообще, весь комплекс мер в отношении мусульман оказались для государственно-исламских отношений, наверное, самыми важными за всю их многовековую историю.

«Православный сионизм»

Поволжский филиал РИСИ в своих докладах выступает фактически против всех центров исламского мира. С арабскими суннитскими странами все понятно: приходящие к власти на волне Арабской весны проихванские режимы и монархии Залива обвиняются во всех смертных грехах, а заодно Турция и Пакистан. Осуждается также Иран, союзник Москвы. А Индонезия и Малайзия «стратегическими экспертами» подозреваются в том, что они по линии исламского банкинга финансируют в России терроризм и экстремизм.

РИСИ устами Сулейманова и др. противопоставляет Россию всему исламскому миру, без каких-либо исключений. Если наши внешнеполитические ведомства будут следовать данной реакционной стратегии «Россия – жандарм Востока», т.е. сосредоточится на подавлении и осуждении Арабской революционной весны, в итоге единственным партнером у РФ на Большом Ближнем Востоке останется только Израиль.

Таким образом, РИСИ превратился в каком-то смысле в «державное» прикрытие для продвижение израильских интересов в России. Для последних есть еще либеральные каналы, но с ними сейчас туго. Либералы не в почете в России. В таких условиях пригодились и «державники».

Стратегия РИСИ - это своего рода российский аналог того, что предлагали американские неоконы времени Дж. Буша с их христианским сионизмом и имперскими амбициями под крышей спецслужб и военных.

Торговля идентичностью

То, что делает Сулейманов, - это типичная торговля своим происхождением, своей идентичностью на лево и на право, хоть сионистам, хоть русским шовинистам. Иногда это может быть ликвидным товаром. Но спросом он пользуется у врагов. Если «эксперт» не связан никакими моральными узами со своим народом, то для него это выгодная сделка.

«Его информационные вбросы в последнее время все чаще напоминают не государственника, укрепляющего своими «стратегическими исследованиями» наше государство, а скорее медиа-подрывника, превращающего наш край в болото вяло тлеющих и больно вспыхивающих террором конфликтов – по типу того самого Израиля, за который он борется... как татарин» - высказался о Сулейманове Дамир Мухетдинов, зампред Духовного управления мусульман Европейской России.

С другой стороны, Сулейманов, видимо, испытывает и комплекс «младшего брата», в связи с чем хочет казаться большим исламофобом, чем сами исламофобы. Все-таки, чтобы он ни говорил, но фамилию Сулейманов никуда не денешь. Вот и приходится постоянно доказывать, что «мусульманское» происхождение - это чистая формальность и недоразумение, чтобы вдруг в чем-то не заподозрили.



комментариев