Цветущие по воле Аллаха

Парадоксально, но в исламских СМИ незаслуженно мало уделяется внимания женщине-мусульманке. А ведь именно прекрасная половина человечества – это наши матери, наши любимые и наши верные спутницы на пути этого мира. Исправляя столь досадное недоразумение, я пообщался с русской мусульманкой Татьяной, в Исламе принявшей имя Джамиля.

- Добрый день, Татьяна. Видя вас – молодую русскую девушку – невольно задаёшься вопросом: что привело вас к Аллаху? Ведь Россия – абсолютно светская страна, да и вокруг Ислама сейчас сложился не самый лучший образ…

- Добрый день! Вопрос действительно интересный. В отличие от многих других, мой путь в Ислам был одновременно и мгновенным, и долгим.

Началось всё 10 лет назад, когда моя мама пришла к Аллаху. С тех пор, религия Всевышнего стала для меня частью семьи. Поначалу, я не воспринимала выбор матери всерьёз – у нас, в Забайкалье, особо-то и не побудешь мусульманином – ни мечетей, ни людей, терпимых к Исламу, у нас не найти (улыбается).

Однако, постепенно, я стала осознавать, что мне словно чего-то не хватает. Вроде бы всё, что надо есть – но душа ощущала: катастрофически не хватает внутреннего стержня.

В тот момент я посмотрела на маму – и меня словно током ударило: Господи, вот же то, что мне нужно! Я столько лет жила рядом с Истиной – и не видела её! В этот момент, всё решилось само собой: Ислам стал для меня необходимостью.

- Долгий путь, однако! Хорошо, что конец вышел счастливым. Однако, как к вашей религии отнеслись родственники и друзья? Знаете, немного шокирует: русская девушка внезапно надевает платок и меняется до неузнаваемости.

- Ой, да не то слово (смеётся)! Приняли меня по-всякому: родственники отнеслись так же, как и к маме: без особого одобрения, но и без осуждения. А вот многие знакомые не приняли. Можно сказать, Ислам стал Рубиконом, отделившим настоящих друзей от «приятелей».

- А что же друзья среди мусульман? Появились ли у вас подруги-мусульманки?

- Да, Альхамдулиллях! Посещая курсы при мечети, которые ведёт уважаемая Лейсан-ханум, я сдружилась с несколькими женщинами, тоже русскими, кстати. Они, правда, старше меня, но мусульманское единство даёт о себе знать.

Знаете, никогда не видела, чтобы люди относились друг к другу с такой теплотой как здесь, среди мусульманок. Чувствуется некая связь, родство, но не по крови, а по духу.

- Легко ли жить русской мусульманке в Хабаровске?

- Я не жалуюсь. В свои 23 года, я имею неплохую квалификацию, профессию повара и, самое главное – Веру. Да, приходится много работать – иногда даже выходных не остаётся! Но я принимаю это, как благо.

-Благо?

-Да! После того, как я пришла в Ислам, многое во мне переменилось. Раньше, бывало, что-нибудь неприятное произойдёт – и сразу расстраиваешься. Просто руки опускаются.

А сейчас что? Любую неприятность я воспринимаю как дар от Всевышнего – ведь это делает меня сильнее.

- Нечасто, однако, видишь людей, которые радуются неприятностям. Кстати, о неприятностях. Как вы оцениваете состояние нашей хабаровской уммы? Есть ли у нас какие-то насущные проблемы, о которых вы бы хотели поведать нашим читателям?

- Да, есть некоторые проблемы, на которые хотелось бы обратить внимание.

Во-первых, это – условия обучения в мечети. Хотелось бы иметь отдельный класс и нормальное отопление. Уверена – многих молодых мусульманок отпугивает неустроенность. Дайте им хорошие условия – и они, уверена, побегут в мечеть (улыбается)!

Во-вторых – мало мусульманской атрибутики. Одежду для женщин днём с огнём не сыщешь. Да и в целом, исламских товаров очень мало. Вот, давеча, хотела прикупить себе книг по Исламу – но их просто физически нет у нас в Хабаровске!

А вот что радует – так это люди. Нет в них какой-то напыщенность, кичливости. Наоборот, есть внутренняя открытость, готовность помочь.

- Как вы считаете, в чём заключена главная сила и главная слабость мусульман? Не только у нас, в Хабаровске, но вообще, в мире.

- Ох, знаете, трудный это вопрос – навскидку на него и не ответишь (думает). Хмм, по-моему, самая главная наша проблема– это предвзятость со стороны людей. Тут, конечно, и «наши» радикалы со стороны всяких там ИГИЛов постарались – но всё-таки, обычные люди только недавно начали приходить к пониманию Ислама. До этого, мы, мусульмане, были эдаким пугалом, «чужими». На меня до сих пор иногда смотрят с опаской…

А что же до силы мусульман, то здесь ответ предельно прост – всё кроется в чётком соблюдении Религии. До тех пор, пока мы будем мусульманами на словах, но не в делах, умма будет унижена.

- Хорошие слова! А что, если не секрет, привлекает вас в Исламе сейчас? В чём вы видите красоту религии Аллаха?

- Самое красивое и необычное внешне – это, конечно, арабский язык. Да, он труден. Да, арабы пишут справа налево. Но, при всём этом, арабский прекрасен. Он лаконичен – и, в то же время, невероятно богат.

Это же, кстати, можно сказать и о религии заключительно Посланника (с.а.в.с.). Ислам лаконичен – в нём нет ничего лишнего – и, в то же время, Ислам очень функционален.

- Что, по-вашему, привлекает славян в Ислам? Каковы перспективы славянского Ислама в нашей стране?

- Надеюсь, что как можно больше русских, в итоге, примет Ислам. На своём примере могу сказать – ничего невозможного в этом нет. Даже те, кто далёк от Аллаха, в один прекрасный день смогут прийти к Нему!

Русских (и славян в целом) в Ислам, по-моему, привлекает лаконичная красота этой веры. Здесь нет помпезности – но есть Суть. Русскому человеку, которые всегда жаждет смысла и справедливости, Ислам открывает самую светлую и прямую дорогу.

- Напоследок, что бы хотели пожелать нашим читателям?

- Хмм… (думает). Прежде всего, я бы хотела пожелать всем Ислама – искренней и неподдельной веры во Всевышнего. Именно она, эта Вера, преображает человека, делая мёртвую душу живой.

Также, мне хотелось бы пожелать всем атмосферы терпимости и понимания. Этого многим сейчас так не хватает! Посмотришь на люди – готовы буквально по головам идти ради достижения своих целей. Я же желаю всем терпимости – в мире и так, без нас, зла хватает…

- Золотые слова! Благодарю вас за интервью. Спасибо вам.

Беседовал Антон Бугаенко



1 комментариев


  1. (19.08.2015 14:59) #
    0

    Чтобы не было ощущения, что по местужительства Ирека Дамировича все плохо зайдите по ссылке. Там интересные фотографии с мероприятия.
    http://yuldash-sputnik.ru/32/1445-2015-08-19-09-09-25.html
    Пусть семьи будут счастливыми!
    12 августа во Дворце бракосочетания Саранска состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Республиканской службой записи актов гражданского состояния и Центральным духовным управлением мусульман Республики Мордовия. Документ подписали руководитель службы Анастасия Верясова и муфтий Фагим-хазрат Шафиев.
    Предметом договора стало духовно-нравственное воспитание населения, пропаганда семейных ценностей как основы государства, повышение статуса и авторитета материнства и отцовства. Государственный орган и мусульманская организация будут взаимодействовать в организации торжественной регистрации новорожденных мусульман, заключения браков, чествований юбиляров семейной жизни, в проведении социально значимых мероприятий и государственных праздников. Муфтият будет оказывать поддержку в просветительской работе с учебными заведениями и мусульманами, вступающими в брак, проводить индивидуальные беседы с семьями, попавшими в конфликтные ситуации. Планируется организовать совместные «горячие телефонные линии» по вопросам семьи и брака, семинары, конференции и многое другое.
    В этот же день в рамках соглашения во Дворце бракосочетания прошла регистрация брака татарской пары – Марьям Баймашевой и Азата Салихова.
    - Два года назад республиканская служба ЗАГС и Русская православная церковь заключали подобное соглашение, - сказала Анастасия Ивановна Верясова. – Работа в этом направлении дает свои положительные примеры. В Послании Главы Мордовии духовно-нравственному воспитанию уделяется большое место и внимание. Надеемся, что Центральное духовное управление мусульман Мордовии и органы ЗАГС республики будут идти навстречу друг другу в своей деятельности.
    - Сегодня образовалась новая мусульманская семья, которая не только чтит религиозные традиции и обряды, но и также зарегистрировала свои отношения в государственном учреждении. Мы призываем регистрировать браки в органах ЗАГС, чтобы супруги несли не только духовную ответственность перед Всевышним, но и правовую, нравственную ответственность перед своими семьями, - прокомментировал подписанное соглашение муфтий ЦДУМ РМ Фагим-хазрат Шафиев. - Мы готовы участвовать в различных проектах, предлагаемых органами ЗАГС республики. Считаем, что нашим долгом сегодня является быть вместе с государством в работе, направленной на укрепление семейных ценностей. Мы хотим, чтобы наша работа больше носила просветительский характер.Начальник республиканской службы ЗАГС Анастасия Ивановна Верясова ответила на вопросы газеты «Юлдаш».
    - Что такое семья в современном российском обществе? Не утратила ли она свои ценности?
    - В нашей стране семья – это, как говорили, ячейка общества, зарегистрированная в органах ЗАГС, добровольный союз между мужчиной и женщиной. К сожалению, за последние два-три десятилетия понятие «семья» и все, что с ней связано, поменялось. А несколько лет из Европы активно проникают идеи однополых браков, что у подавляющего большинства россиян, думаю, вызывает отвращение и непонимание. Российская семья – это дети, взаимная поддержка супругов, общий семейный досуг и другие моменты. И укреплять эти традиции – важная задача не только для государства, но и для каждой семьи в отдельности. Год назад была утверждена «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В ней ставится задача не только поддержки семей при рождении, воспитании детей, но и повышение ценностей семейного образа жизни, сохранения духовно-нравственных традиций. Повысить ценность семейного образа жизни – в этом мы видим свою задачу как органов ЗАГС.
    Возраст вступления в брак отодвигается, а число вступивших в брак уменьшается, молодежь тоже не особо спешит регистрировать отношения. Все более широкое распространение получает так называемый «гражданский» брак, попросту сожительство. Гражданский брак – это тот, который зарегистрирован в органе ЗАГС.
    - Соглашение с ЦДУМ подписано. Что предполагается делать на начальном этапе?
    - Это соглашение мы довели до районных органов ЗАГС Мордовии, и будем стараться делать все в рамках этого документа. Когда было заключено соглашение с Русской православной церковью, встречали непонимание со стороны властей в районах республики. Духовенство и государственные органы? А теперь и муфтият, и государственное учреждение ставят единые задачи – сохранять семью, укреплять авторитет отцов и многое другое.
    Как пример могу привести Краснослободский район, где районные власти с пониманием и заинтересованностью отнеслись к этому. Районный ЗАГС, при котором функционирует клуб молодой семьи, привлек православного священника, который проводит разговоры «по душам» не только с будущими супругами, но и с теми, кто намерен развестись. Кстати, в районе идет снижение разводов. Парень и девушка после беседы со священнослужителем пришли к выводу, что не готовы к семейной жизни и забрали заявление. Считаю, что это более правильный шаг, чем развод в дальнейшем и неполная семья для ребенка. Такие беседы – индивидуальные или в группе – обязательно должны быть. Ведь брак – это прежде всего ответственность. Но не каждый священнослужитель способен провести такую беседу, достучаться до сердца. И не каждая молодая пара готова прийти на беседу и выслушать советы. Но те пары, которые прошли через разговор по душам, живут вместе счастливо.
    И поэтому мы также должны привлекать имамов, проповедующих традиционный ислам, готовых дать правильные наставления молодым. Общие проблемы российской семьи характерны и для русской, мордовской или татарской семьи.
    - Анастасия Ивановна, какую статистику ведут органы ЗАГС по разводам, их причинам, последствиям?
    - Мы проводим свои социологические опросы. Что же является причиной разводов? Более трети респондентов называли несовместимость характеров, на втором месте идет алкогольная зависимость одного из супругов, на третьем месте – измена. А вот отсутствие у молодой семьи своего жилья как причина развода ушла далеко вниз, то есть эта проблема для счастья в семье не стоит на первом месте. Думаю, секреты счастья для любой семьи едины.
    Например, ставим и такой вопрос: по какой причине вы пытались сохранить семью? 69 процентов ответили, что стремились вырастить детей в полной семье. Треть опрошенных назвали любовь к супруге или супругу. 11 процентов боятся осуждения со стороны родных, знакомых, коллег. Все-таки статус одинокой разведенной женщины в обществе остается не столь высоким. Спрашивали мы и о том, произошли ли какие-нибудь положительные изменения после развода. 28 процентов опрошенных признались, что ничего не произошло, примерно столько же ответили, что создали новую благополучную семью. Был вопрос и о негативных изменениях после развода. 15 процентов респондентов стали реже общаться с ребенком, у семи процентов разведенных ухудшилось здоровье, такая же цифра у тех, у кого ухудшилось материально-бытовое положение. Кто-то испытывает психологический дискомфорт, больше употребляет алкоголь.
    Любопытными оказались ответы на вопрос, какие эмоции испытали в процессе развода? 28 процентов респондентов признались, что их охватило чувство смятения и волнения, 19 процентов почувствовали тоску, а 9 процентов опрошенных – страх, а 2 процента разведенных ощутили радость.
    - Можете ли вы привести реальные примеры, когда людям в конфликтной ситуации помогла беседа со священником?
    - Хочется рассказать о таком случае. К православному священнику пришли на беседу молодые супруги, подавшие заявление о разводе. Они говорили священнослужителю, что жить друг с другом из-за несовместимости характеров невозможно. Оказалось, муж случайно разбил чашку из дорогого сервиза, подаренного на свадьбу. У жены, которая была беременна, «вылетело» нехорошее слово, муж – в ответ. Из-за этой чашки получилась такая перепалка, что впоследствии дошло до развода. Добрый совет помог супругам сохранить семью. Они живут счастливо и воспитывают ребенка. А этот священник стал для них духовным наставником, к которому они обращаются в сложной ситуации. К сожалению, случаев, когда сегодня поженились, завтра звонят – как нам развестись – очень много. Первая возникшая ссора – вспылили, не пошли навстречу, бегут разводиться. Поэтому и должна быть подготовка до вступления в брак, но это не должны быть подготовка «гражданским браком».
    В Мордовии каждый год рождается примерно полторы тысячи детей в незарегистрированных браках, еще две с половиной тысячи детей остаются у разведенных родителей, то есть четыре тысячи детей растут фактически в неполных семьях. А когда такое количество разводов, когда каждая вторая семья распадается, то как быть таким выросшим детям, когда они собираются жениться или выйти замуж, как они будут выстраивать семейные отношения, как будут жить в семье? Мы проводили социологический опрос среди школьников о семейном устройстве. Спрашивали: что для них служит примером, ориентиром для семейной жизни? Дети отвечали: семья.
    - В день подписания соглашения мы увидели бракосочетание мусульманской пары. Доводилось ли вам когда-нибудь побывать на такой свадьбе?
    - Я присутствовала в Карачаево-Черкессии на мусульманской свадьбе. Наши друзья женили сына, который рос в интернациональной семье: папа дагестанец, мама - мордовочка. Сын воспитывался на кавказских традициях. Несмотря на то, что большинство гостей были из сельской местности, я не увидела молодых девушек в хиджабах или платках. Но уважение к пожилым людям сразу бросалось в глаза.
    Еще мне вспоминается случай из моего школьного детства, когда я училась в третьем классе. В тот год на Пасху мама мне и моей подруге сшила мордовские сарафаны. Наряд мне безумно понравился, тем более, до него у меня еще не было своего национального платья. И мне хотелось ходить в нем постоянно, как и моей подруге. Вот она и предложила пойти в новеньких нарядах в школу. Когда закончился первый урок, учительница наедине поговорила со мной и даже пристыдила. Мол, платье красивое, но в нем можно выйти на улицу, сходить в гости, в магазин, в кино, но никак не в школу. Для этого есть удобная школьная форма. А в нашем классе учились дети разных национальностей – русские, мордва, татары. В Атюрьевском районе, которым я руководила несколько лет, считающемся мокшанским, есть несколько татарских сел. И в самом райцентре было немало смешанных браков, а в районной администрации среди моих сотрудников работали татары. Наша Россия – многонациональное государство, но выпячивание публично, напоказ, свою национальность не совсем красиво.
    Семья - огромная ценность и общества, и государства. И модель поведения дети как будущие муж и жена получают в семье.
    Альбина Давыдова