Хиджра длиною в полтора столетия

Крик о помощи потомков осетинских мухаджиров (переселенцев) из Сирии к своим соплеменникам на прошлой неделе был распространен в осетинском медиа-пространстве. Вот уже год идущая гражданская война в Сирии поставила под угрозу безопасность и даже жизни немногочисленных этнических групп кавказских эмигрантов, среди которых и около тысячи представителей осетинского этноса, потомков осетинской аристократии.

Полтора столетия назад, во времена Кавказской войны, множество осетинских семей, спасая свою религию и ища лучший удел, покинули землю своих отцов попавшую под власть русского царя. Осетины, черкесы, вайнахи и другие кавказские народы совершили хиджру (переселение – М.Т.) в страны Ближнего Востока и преимущественно в Турцию.

Вопрос возвращения на землю предков всегда был актуален для осетинских мухаджиров. Сегодня, когда в Сирии полыхает гражданская война, вопрос репатриации встал, как никогда остро, среди этнических меньшинств этой арабской республики.

Более 200 осетин из населенных пунктов, где идут самые активные бои, изъявили желание вернуться на историческую Родину своих отцов. Об этом стало известно из обращения председателя осетинской диаспоры в Сирии Хишама Албегова на имя Главы республики и общественных объединений.

Глава РСО-Алания, Таймураз Мамсуров дал поручения в кратчайший период проработать вопрос возвращения сирийских осетин на историческую родину.

Своим видением проблемы в интервью «Кавказской политике» поделился муфтий РСО-Алания Хаджимурат Гацалов.

- Хаджимурат-хаджи, вопрос переселения не легко дался осетинским мухаджирам в позапрошлом веке. Не прост он в решении и сегодня. Причины, вынуждающие людей к таким кардинальным жизненным переменам, являются следствием передела мирового порядка или обусловлены какими-то внутренними процессами?

- Переселение осетинам далось очень тяжело. Эта страница истории осетинского народа и сегодня характеризуется совершенно полярными мнениями. Как факт истории, как факт разделения осетинского народа, как факт гибели многих при переселении и отказ турецкой власти предоставить оговоренные участки земли, и вынужденное освоение предгорных земель, и переезд части беженцев вследствие этого дальше, в Сирию, в Иорданию, все это является трагедией.

Как Вы отметили, вопрос переселения и сегодня не прост. Любой переезд даже в пределах одного региона, оставляет в психике, в памяти зарубки на жизнь до переезда и жизнь после. Переезд из одной страны в другую, с другой мировоззренческой системой, переезд не для улучшений условий жизни – акт вынужденный и не менее драматичный, чем предыдущий. Причина понятна и ясна – война.

Но сама война есть следствие процессов происходящих не только на Востоке. Там они более ярко выражены и простимулированы. Идет изменение всей мировой системы, многое нам, не имеющим информацию, не понятно. Но то, что процесс глобальный и идет по определенному сценарию – очевидно. Процесс стратегический и долгосрочный, в 10-15 и более лет.

Видимые сегодня тактические двух-, трех-ходовки «арабской весны» не проявляют общей программы. То, что «весеннее» изменение ситуации началось с исламских государств, – так это не старт. Началом можно считать Балканы и что процесс вернется обратно туда, очень вероятно. Нефть, ислам и противоречия в исламском мире, это верхушка синусоиды программы.

Всего лишь элементы тактического разложения мирового пасьянса. Экономическое и финансовое противостояние, которое в перспективе упрочнения юаня и наличия огромной долларовой массы у Китая, будет болезненным для США – очевидно. Но главная цель Россия, её пространство и сырьевой потенциал, ее интеллектуальная база.

- Переселение значительной части осетин во время Кавказской войны в единоверные страны значительно ослабило сопротивление царизму в Осетии, как и позиции ислама в Осетии. Тогда, фактически, переселилась лучшая часть осетинского общества, ее аристократия, носители культуры, искусства, интеллектуальная элита. Сегодня, как сторонники, так и оппоненты ислама в республике воспринимают процесс возвращения такого количества мусульман в Осетию как восстановление конфессионального паритета. Скажите, имеют ли под собой почву подобные опасения?

- В военном отношении на тот момент – однозначно, переселение такого количества людей изменило ситуацию на Северном Кавказе. Участниками переселения были не только осетины, но и адыги, черкесы, чеченцы, дагестанцы. Если можно выразиться образно – довольно ощутимое переселение кавказских народов. Военная и политическая карта Кавказа приняла другой облик.

Что касается Осетии, то изменения произошли более кардинальные, в том числе и в изменении конфессионального состава. Все ушедшие были мусульманами. Вполне можно допустить, что изменение образа жизни, ментальности, ослабление национального, нравственного стержня «агъдау», берут начало с тех, трагичных для осетинского народа времен. Гражданская война, репрессии советского времени и конечно Отечественная война, которая также забрала лучших – легли тяжелым бременем на нацию.

Я далек от мысли, что возвращение осетинских мусульман, если оно и произойдет, принесет какие-то проблемы или изменения. Мы пережили поток беженцев более чем в 100 тысяч человек из Южной Осетии и внутренних районов Грузии. Как-нибудь это изменило конфессиональные отношения? Нет!

Были и есть социальные проблемы, криминальные, проблемы морали и нравственности. Общество это живой организм. Но межконфессиональных не было и не будет. Люди живут и обустраиваются. Пример для многих, как небольшая республика обогрела и обустроила более 100 тысяч человек. Мы об этом не задумываемся!

Многие из них остались в республике, построены городки, инфраструктура. Да, проблем еще много, но мы дали кров такому количеству наших братьев. Нам есть чем гордиться. Так что толика сирийских осетин не принесет ничего кроме общенациональной пользы. Осетия Родина для всех осетин, – главный постулат наших действий по отношению к друг другу и к возвращающимся. Это незыблемо и является основой нашей идентификации.

- Осуществляет ли Духовное управление мусульман республики взаимодействие с представителями осетинского народа в иммиграции? Ощущают ли они единство и неразрывную связь с осетинским обществом, осетинской уммой?

- Контакты имеются только с представителями осетинской общины в Турции. Отношения братские, доброжелательные. Ощущение полного единства народа. Смотришь на фотографии молодежи и не ответишь – они из Владикавказа или из Стамбула, общее сходство поразительно. С сирийской общиной контакты устанавливаются только сейчас, по факту обращения. Занимаемся проблемой вместе с министерством по делам национальностей.

- Как восприняла осетинская, мусульманская община призыв о помощи сирийских осетин, к тому же являющихся носителями общей религиозной культуры?

- Осетинская мусульманская община относится к проблеме, так же как и основная часть Осетии. Нельзя делить людей конфессионально, это один народ и Осетия для них историческая, малая, но дорогая Родина. Вообще, на каком основании при любой ситуации даже драматической мы начинаем делить наш народ?

- Связывались ли Вы лично с представителями или старейшинами фамилий, выходцы из которых сегодня проживают в Сирии? Какую помощь в вопросе возвращения своим родственникам они готовы оказать?

- С представителями фамилий мы не связывались это прерогатива «Стыр ныхас» (осетинская общественная организация «Большой совет» – М.Т.). А создать штаб по организации помощи беженцам, мы предложили и обязательно с представителями фамилий. Сейчас при «Стыр нахас» создан Совет фамилий, что необходимо и своевременно.

- Готова ли Северная Осетия, в которой не раз находили приют беженцы, к новому потоку людей, учитывая, что возможности республиканского бюджета достаточно скудны?

- Готовы ли родственники оказывать помощь при своих ограниченных возможностях? – я бы так поставил вопрос. Почему? Потому что когда мы говорим: «Осетия», то часто однозначно подразумеваем государственную структуру. Поможет государство – мол, хорошо, не поможет – мол, оно плохое, слабое, никчемное и т.д. А Осетия, в первую очередь, – это люди, народ.

Государственная машина будет делать свое дело. А где в этой ситуации народ? В блогосфере? Группы беженцев, если и приедут, могут быть различны по количеству. Все будет зависеть от развития событий в Сирии.

При масштабных военных действиях поток может быть непредсказуем. Необходимо сегодня уже создавать штабы для оказания помощи и скорее всего при «Стыр ныхасе», который должен определять действия народа, стать импульсом организации помощи беженцам. Действия общественных активистов должны быть четко скоординированы и направлены в унисон с действиями государственных структур.

Это то самое единство, о котором мы говорим и которое поможет органично принять беженцев и влиять на дальнейший процесс их адаптации. Нам для решения этой проблемы необходимо спланировать:

а) возможность временного проживания в семьях;

б) сбор средств;

в) изыскание иных возможностей помощи с использованием фамильных Советов.

- Сегодня в осетинских интернет-сообществах обсуждается также и проблема возможного противодействия процессу возвращения сирийских осетин через федеральные структуры. Это вполне возможно, учитывая, что это потомки тех, кто с оружием в руках противостоял колониализму царской империи, правопреемницей которой сегодня является Российская Федерация. Актуальны ли на сегодняшний день подобные опасения?

- Думаю, в такой постановке сам вопрос не адекватен и не правомерен. Россия пересматривает отношение на многие моменты своей истории. Реабилитирована Белая гвардия, такие фигуры, как Деникин, Колчак и многие другие генералы, в том числе и осетинские. Их имена произносятся уже с совершенно иными интонациями, а то и с пафосом.

Тех же, кто переселился, в недавнем прошлом в учебниках Советской истории 80-х-90-х годов называли борцами с колониальным самодержавием. Оставим это все в прошлом, тем более что РФ не является правопреемницей царской империи. Федеральные государственные структуры будут только помогать, как помогали до этого много раз. Это – несомненно, как несомненно и то, что увеличение населения РФ – задача государственная.

- В осетинской блогосфере присутствует и ряд критических высказываний по вопросу возвращения из Сирии осетинских мухаджиров. На чем основаны подобные социальные страхи в осетинском обществе?

- В осетинской блогосфере присутствует столько такого, что нежелательно и читать. В большинстве случаев критика не соответствует настроению общества. Хочется, чтобы эта блогосфера стала благосферой доброжелательной и конструктивной. Читал все это и абсолютно не согласен.

Уже было сказано, что Осетия – родина для всех осетин. То, что мы здесь живем, не дает нам никакого превосходства ни над кем. А это чувствуется. Нет в этом нашей заслуги, как и вины тех, кто не живет в Осетии. На это есть причины и субъективные и объективные, и не это определяет патриотизм и уровень любви к своей малой родине.

Осетия – для всех осетин и не осетин тоже. Это законно, незыблемо и не обсуждается. Каждый человек имеет родину по происхождению и историческую тоже, и лишать его этой данности не имеет права никто. В каждом зле есть добро. Может очередное испытание, все таки, встряхнет нас и сплотит нацию, даст всход тому доброму и цельному признаку, отличающему одну нацию от другой.

Бояться возвращения своих же соплеменников глупо и подло по отношению ко всему народу. Бояться надо того, что мы опять проглядим возможность сплочения, не заметим ее. Не определим ни приоритетов, ни национальной идеи.

Интервью подготовил Магомед Туаев



комментариев