«Любите друг друга». Сулейман Уладиев о примирении мусульман Дагестана

Убийство ректора Института теологии и международных отношений Максуда Садикова стало большой потерей для дагестанского общества. Большинство общественных деятелей и экспертов считает, что за данным преступлением стоят силы, стремящиеся сорвать начавшийся два месяца назад процесс примирения религиозных общин Дагестана, в котором принимал участие Максуд Садиков.

Известный общественный деятель, в прошлом руководитель ГТРК «Дагестан», депутат Народного собрания Республики Дагестан , ныне председатель организации «Территория мира и согласия» Сулейман Уладиев в интервью «Ансар.Ру» рассказал, каким он видит будущее процесса примирения между представителями различных религиозных общин (относящихся к Духовному управлению мусульман Дагестана с одной стороны и независимых религиозных общин - с другой, прим. «Ансар.Ру»), и как может повлиять на данный процесс убийство Максуда Садикова.

Сулейман Баширович вы уже высказывали предположение, что за убийством Максуда Садикова могут стоять силы, противостоящие процессу сближения представителей различных направлений ислама – салафизма и суфизма. Не кажется вам, что после этой трагедии процесс примирения зайдет в тупик?

Мне, как и другим нашим гражданам, больно за то, что произошло. Я знал Максуда Садикова близко. Его все уважали и любили. Мы с ним не раз встречались и пытались решать существующие в Дагестане проблемы. Наряду с другими общественными и религиозными деятелями Садиков занимался вопросами, которые были направлены на то, чтобы остановить кровопролитие и не допустить войну. Но его убийство – не причина, чтобы остановить процесс примирения и недопущения войны в Дагестане. Наоборот, народ Дагестана должен осознать еще больше, что нужно продолжать дальше этот процесс.

Есть два варианта разрешения ситуации, третьего не дано. Первый вариант – идти путем примирения, найти точки соприкосновения, прекратить вооруженное противостояние, добиться понимания между представителями салафизма и суфизма. Но если мы против этого, тогда надо будет продолжать уничтожать друг друга.

Около трех тысяч дагестанцев уничтожено

Со стороны известных людей в Дагестане уже высказывались мнения, что за убийством Максуда Садикова стоят «ваххабиты», и что сесть за стол переговоров с ними – значит, сесть за один стол с убийцами Садикова. Правильно ли понимается процесс примирения людьми, которые делают подобные высказывания?

Я, например, не знаю, кто совершил это убийство. Кстати, кто они? Какие фамилия, имя отчество, адреса? Считается, что если убили представителя суфизма, то это обязательно сделали «террористы-ваххабиты». Но это тоже надо установить.

В салафизме очень много разных людей, да и в суфизме тоже. И там, и там есть непримиримые люди, есть неадекватные, но есть и разумные, готовые к компромиссам, к миру и согласию.

Я не говорю, что надо прощать убийц и вести с ними переговоры. Они нас убивают, а мы с ними должны мириться? Такого не будет. С убийцами не может быть переговоров, и о чем с ними можно договариваться? Я хочу подчеркнуть, что диалог ведется не с теми, кто бегает по лесу, взрывает, убивает, а с людьми, которые готовы сделать все, чтобы в Дагестане наконец-то наступил долгожданный мир.

Около трех тысяч человек уничтожено. Сколько надо еще убивать друг друга? Давайте 10 тысяч, 100 тысяч убьем. Да хоть миллион убьем, все равно разумные люди сядут за стол переговоров, похоронив эти десятки-сотни тысяч, и пойдут путем примирения. История человечества других способов взаимоотношений между противоборствующими сторонами кроме двух не знает. Первое – это взаимоуничтожение, второе – это мир. Мир лучше, чем продолжение войны.

Дагестанское общество устало от противостояния представителей суфизма и салафизма

Вообще, принято говорить, что диалог нужно налаживать между суфиями и салафитами. Не все же, правильно ли называть салафитами тех, кто не является приверженцем суфизма и стоит по другую сторону процесса примирения?

Они не называют себя ни салафитами, ни «ваххабитами». Некоторые в последнее время себя называют «ахлю Сунна» (последователи Сунны). Но дело в том, что с точки зрения каждый мусульманин является приверженцем Сунны. Мы все последователи Сунны Пророка (мир ему). Считается, что на поле боя два противника, так и обозначились с одной стороны салафиты, с другой – суфии.

Но есть и те, которые не принадлежат ни к одному, ни к другому направлению, но также считают себя мусульманами…

Да, есть миллионы дагестанцев, которые не относят себя ни к одному, ни к другому направлению. Их огромное количество. Они устали от этого противостояния. Я считаю, что и представители суфизма, и представители салафизма, те, кто изучал Ислам по несколько лет, изучал религию мира, а не религию войны, должны меня учить, светского человека, миру, согласию и примирению.

Мы, общество, можем предъявить претензии к ним, сказать: «мы устали от вашего противостояния». Если вы находитесь в рамках Ислама, тогда действуйте, как положено Исламу, любите друг друга и говорите, что вы едины, что вы – мусульманская умма и нет лучшего братства, чем исламское.

Почему я должен этим заниматься, и почему народ должен бесконечно ждать, какие конфликты еще между салафитами и суфиями произойдут, которые в равной степени обязаны учить умму Дагестана миру? Они должны быть образцом для всех остальных дагестанских мусульман, и не только мусульман.

Убийство Максуда Садикова – это повод весь разумный, нравственный потенциал дагестанского общества бросить на то, чтоб остановить кровопролитие и ненависть. Те, кто совершил преступление, рассчитывают на то, что мы дальше будем ссориться, обвинять друг друга, а потом убивать. Давайте найдем убийцу и уничтожим его, а не друг друга. Каждый дагестанец должен сделать все возможное и невозможное, чтобы остановить эту бойню.

Уничтожение лучшей части дагестанцев - не повод отказываться от ведения переговоров и примирения

Как сегодня дагестанское общество относится к идее примирения?

Общество разное. В нем есть равнодушные, инертные, апатичные люди. Есть социально активные, здравомыслящие люди есть радикальные люди. Если под обществом понимается совокупность разумных, нравственных людей, которые представляют Дагестан, я уверен, что они понимают необходимость примирения.

Обществу надо разъяснять, говорить о том, что происходит и что делать. Надо это общество вести к миру, работать с этим обществом. Уничтожение лучшей части дагестанцев я не считаю поводом убивать друг друга и отказываться от ведения переговоров и примирения. Это еще один повод, чтобы мы подумали над тем, что надо еще активнее идти путем примирения, как этого требует религия Ислам.

Насколько известно, о поддержке процесса гражданского диалога между религиозными общинами Дагестана было заявлено и властями республики. Все ли делается со стороны властей, чтобы этот процесс проходил на должном уровне?

Во власти есть разные люди. Одни набивают себе карманы, другие казнокрады, третьи – коррупционеры, четвертым вообще все равно, что происходит с народом и республикой, пятым нужна напряженная ситуация. Но во власти есть и нормальные люди. Власть – это часть нашего народа. Там много разумных, нормальных, адекватных людей. Конечно, они заинтересованы, чтобы не было этой нестабильности и убийств. А как по-другому?

Все равно ситуация в Дагестане когда-нибудь закончится примирением. В Европе 100-летняя война закончилась на 101-м году примирением после гибели миллионов людей. Любой конфликт, любое противостояние, любая война они однажды заканчиваются перемирием. Поэтому чем быстрее мы это сделаем, тем лучше. И глава Дагестана, и аналитики сказали, что убийство Садикова совершили силы, заинтересованные в срыве миротворческого процесса в республике.

Кого здесь только не убили! И государство, и общество не будет этого терпеть. Предел должен быть терпению. Думаю, меры будут предприняты, и общество не будет молчать. Если есть определенные силы, которые заинтересованы в дальнейшем нагнетании ситуации в Дагестане, они не остановятся на убийстве Максуда Садикова. Кому в голову пришла бы мысль, что такого человека можно убить? Видите, и его убили. А кто следующий?

Мы чувствуем, что у процесса примирения есть противники

Процесс примирения начался 25 апреля этого года с проведения гражданского диалога "Путь к миру и согласию". Вы можете сказать, что у данного процесса есть противники, и кто они?

Когда состоялся гражданский диалог, ни его участники, ни эксперты не выступили против него, потому что выступить против него – выступить за войну. Какой нормальный человек это сделает? Я не сказал бы, что все представители власти и общественности относятся к идее примирения позитивно и понимают, что это нужно.

Конечно, хотя многие и молчат, мы знаем и чувствуем, что есть силы, кто против этого процесса. Посмотрите, наряду с примиренческим процессом начинает возрастать напряженность. На второй-третий день после проведения гражданского диалога 5-6 человек погибли. Это реакция на этот процесс. Конечно, этим следователи должны заниматься и найти, кому это нужно, каким силам. Иногда люди совершают неправильные действия не потому, что они умышленно делают, а потому, что не хватает мудрости и понимания того, что другого не должно быть. А сейчас в Дагестане время не эмоций, а разума.



комментариев