М.Бибарсов: «Наша задача – помочь людям преодолевать комплексы»

- В нашем регионе, как и во всей России ислам переживает своеобразный ренессанс. Что очень важно – все больше молодежи начинают посещать мечети, приобщаться к вере, обретать духовность. В чем особенности духовного обогащения верующих мусульман сегодня? – На этот и другие вопросы отвечает имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас-хазрат Бибарсов.

- В каждом человеке заложена связь со своим Создателем. Удовлетворение духовных потребностей требует от нас определенных усилий. Ведь у нас есть не только разум – есть еще желания, страсти. Чтобы духовно обогащаться, нужно работать над собой. А чтобы удовлетворить свои низшие потребности – никакой работы не нужно. Здесь наоборот, если выразиться образно - нужно просто плыть по течению для того, чтобы получать удовольствие для своего телесного начала. Те люди, которые понимают, что первичен дух – приходят в мечеть, в медресе для того, чтобы осваивать глубинные основы ислама, стараются получать более основательные знания о Пророке(мир ему) и его последователях. И это происходит не только в Саратовской области, не только в нашей стране. Мы видим, что современное потребительское отношение к жизни вызывает отторжение во всем мире.

- Мукаддас-Хазрат, сколько жителей нашей области исповедует ислам?

Если оценивать с формальной стороны, то мы даем оценку – от 200 до 250 тысяч человек. Это не считая огромной массы трудовых мигрантов. О них – особый разговор. Отмечу лишь, что трудовые мигранты часто приходят в мечеть и находят здесь и опору, и поддержку.

Подчеркну - я не сторонник формального подхода в определении вероисповедания. В делах духовных главное - качество. Сегодня именно качества у нас не хватает. Сравним с тем, что было двадцать лет назад - мечетей было меньше и количество людей, посещавших их и совершавших намазы было намного меньше. Тем не менее, нравственное состояние общества, нравственные основы человеческих взаимоотношений были на порядок выше. Поэтому есть вопросы к внутренним качествам верующих людей. Именно на это делаем упор в нашей работе.

Для нас особо важно, чтобы образовался здоровый хороший, созидательный, нравственный костяк истинно верующих, нравственных людей.

- О нравственности предстоит и говорить, и думать, предпринимать серьезные и продуманные практические меры. Многие считают, что проблемы нравственности серьезно обострились в обществе; особо ярко это проявляется в жизни муниципальных образований. Каково Ваше мнению по поводу оздоровления нравственного климата в местных сообществах?

- Мы наблюдаем повсеместно отторжение потребительского подхода к жизни. Сегодня уже всем видно, что потребительство, бездуховность порождают коррупцию, очень серьезные конфликты. Но когда мы говорим о нравственном состоянии общества, и возлагаем все связанные с этим проблемы и задачи на религиозные организации – это в корне неправильно. Во-первых, это задача государства. А государство – это мы. Можно это высказывание воспринять скептически. Но это – аксиома. И проблема в том, что не работает система делегирования полномочий, которая в принципе должна разделять, точнее – распределять задачи духовного воспитания между определенными общественными, властными структурами, религиозными организациями.

Итак, государство - это мы. Именно мы должны поднимать те вопросы нравственного воспитания, которые волнуют православных, мусульман, атеистов. И государство должно учитывать это и создавать условия для того, чтобы этот воспитательный процесс мог развиваться. А это очень долгий процесс.

Возвращаюсь к основному. Есть фонари-миллионники (так называют мощные осветители). А есть обычные. Возьмите обычные фонарики. Положим – сто штук, пусть даже будет пятьсот. Попробуйте посветить в ночное небо. От фонаря- миллионника света будет в разы больше, чем от сотен обычных фонариков. Поэтому нужно заботиться о качестве, а не о количестве; для нас очень важно, чтобы в обществе были созданы такие аккумулирующие своей энергетикой группы, которые смогли бы сдвинуть с мертвой точки процессы нравственного воспитания, которые, увы - буксуют. Если мы не сможем, то никто – ни государство, ни кто- либо иной не смогут это сделать. Должны быть активные люди, понимающие эту проблему.

- Сегодня Европа переживает серьезный кризис. Европейские лидеры с пафосом провозгласили крах идеи мультикультурного общества, что в будущем может вызвать много серьезных проблем. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

Процессы в мире в целом и в Европе в частности идут неизбежные. И правящим элитам необходимо исходить из реалий и жить реальной жизнью. Как бы Европа не кичилась, нужно признавать наличие проблем и искать их решения давно следует в другой плоскости. Потому что в Европе население уменьшается, стареет. Какая у них есть альтернатива? Только трудовые мигранты. Если они хотят работать с трудовыми мигрантами только из своего понимания мироустройства, то, конечно, у них ничего не получится. И мы это сегодня наблюдаем. Но если европейцы будут исходить из того, что приезжающие люди - просто временно рабочие, то их дети уже будут инженерами. А следующие поколения возможно будут руководить государством. Значит - нужно всемерно учитывать и их менталитет. И выстраивать ситуацию созидательно. Те ценности, которые создали европейцы, тоже нужно сохранять и приумножать.

А все разговоры о крахе мультикультурного общества – просто слова. За ними ничего не стоит, кроме конъюнктурного недовольства.

В реальной жизни все определяет Создатель, а не человек . Чего бы мы ни хотели будет ровно столько, сколько даст нам Всевышний, а не столько, сколько думает, точнее - хочет получить человек.

- У России другой опыт, отличный от европейского. Веками ислам, православие рука об руку строили вместе государство Российское. Как Вы оцениваете этот совместный опыт векового сотрудничества?

- Вы подняли правильные вопросы, которые сегодня в политике не учитываются в должной мере. Действительно, мусульмане и христиане строили и расширяли наше государство, вместе защищали его от врагов. Но до сих пор не все об этом знают. Попробуйте поговорить в Саратове с любым рядовым жителем. О мусульманах они скажут, что они - просто пришельцы. А по истории оказывается, что мусульмане как конфессиональное сообщество здесь живут более тысячи лет. В Интернете все это можно увидеть, об этом можно прочесть в научных трудах. Но информация поставляется так, что исторические факты уходят на задний план. За счет конъюнктурной пропаганды, связанной и с экономикой и с политикой у людей создается впечатление, что откуда-то «спустилась» группа мусульман и они делают что-то не то. Нельзя не учитывать эти исторические истины. Когда эти факты будут полностью восприняты обществом, многие трудности будут преодолены.

- В мусульманском мире есть определенные разделения. Например, сунниты и шииты молятся отдельно, ходят в разные мечети. В Вашей мечети молятся мусульмане разных направлений, все находят общий язык, нет никаких противоречий. Как Вам это удается?

- Мусульмане живут на своей исторической родине. Но сегодня оказались здесь в меньшинстве. Поэтому наша задача – не делить по направлениям и по течениям. Мы не осуждаем и салафитский подход к жизни. Хотя салафия, означающая понимание религии в том виде, в котором её понимал Пророк Мухамммад(мир ему) и его сподвижники - к сожалению, монополизированный термин. Его монополизировала небольшая группа людей. Это печально. Но я думаю, это пройдет. Как болезнь определенного роста. Мы не поднимаем вопросы и суфизма, и, тем более, не ругаем суфиев. Не ругаем ни ихванов, ни таблиговцев, ни других. Каждый человек, который считает себя мусульманином, вправе в пределах ислама избирать для себя ученых, следуя за определенным течением.

Поэтому мы эти вопросы не поднимаем, не обостряем. В силу этого люди относятся с пониманием к такому подходу. Находят в наших мечетях для себя то самое место, где могут найти духовную подпитку без напряжения, без обвинений друг друга.

Хочу подчеркнуть, что наша задача – помочь людям преодолевать комплексы, в частности – комплекс неполноценности. Люди должны чувствовать себя спокойно и уверенно, поскольку закомплексованность всегда трансформируется в агрессию. Надо искать объединяющие мотивы.

Надо каждому дать глубинное понимание уверенности в себе, в своем нравственном мире, чтобы человек был спокойным, устойчивым, лишенным комплексов. Такой человек не будет конфликтовать, унижать, потому что он понимает – если он будет кого-то унижать, это рано или поздно к нему вернется и его унизят еще больше и у него не будет силы, внутреннего духа, чтобы противостоять.

- Спасибо за столь содержательную беседу.

Беседовал Александр Зуев

Журнал «Народы Саратовской области»



комментариев