М. Карачай: Я хочу быть просто проповедником Ислама

Недавно в Москве при организации «Даруль-Аркам» заработали мечеть и медресе. Для мусульманской общины столицы это весьма значимое событие, поскольку вопрос об открытии молельных помещений и религиозных образовательных учреждений здесь стоит достаточно остро. Руководитель организации «Даруль-Аркам» мусульманский деятель Мухаммад Карачай рассказал нам о работе нового центра, а также поделился своей позицией по наиболее важным вопросам развития российской уммы.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о деятельности организации «Даруль- Аркам», ее целях и задачах. Интересно было бы узнать, почему именно такое название было выбрано для мусульманской общины Москвы?

Наша организация является Местной религиозной общиной мусульман города Москвы «Даруль-Аркам». Она была создана в 2005 году группой мусульман - представителей многих мусульманских народов, преимущественно кавказского региона. Руководителем общины с первого дня был выбран я, заместителем председателя общины стал религиозный и общественный деятель Ахмад Азимов. Позже был назначен второй заместитель - мусульманский ученый Мухаммад Басыр.

«Даруль-Аркам» переводиться как «Дом Аркама». Аль-Аркам был молодым человеком, одним из первых принявшим Ислам еще в Мекке. Его дом находился вблизи от Каабы и был удобным местом для собраний первых мусульман. Даруль-Аркам, по сути, стал первым местом собраний мусульман, первой школой Пророка (мир ему). Его даже можно назвать первой мечетью мусульман.

Идея создания религиозной общины возникла из-за необходимости проведения обрядов, связанных с рождением детей, бракосочетанием, проводами в вечный мир умерших мусульман. Другой целью создания центра является обучение основам исламской религии многочисленных желающих взрослых и детей, а также оказание иной помощи мусульманам. С соответствующей просьбой руководители некоторых национально-культурных землячеств кавказских народов обратились к председателю Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину. При его поддержке мы и создали тогда нашу общину.

Мусульманская община «Даруль-Аркам» занимается преподаванием основ Ислама, проводит обряды бракосочетания, имянаречения новорожденным, заупокойные молитвы. Кроме этого, наша община оказала помощь многим мусульманкам, которые столкнулись с проблемой получения паспортов с фотографиями в платках.

- Недавно состоялось торжественное открытие мечети и медресе при вашей общине. Не трудно было реализовывать данный проект в жестких условиях такого мегаполиса, как Москва?

В этом году нам, наконец, удалось найти помещение, отремонтировать его и открыть в нем новую мечеть, точнее молельный зал, рассчитанный на 500 человек. Также в центре открылось медресе, в котором планируется преподавание исламских дисциплин.

Открыл мечеть председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Совершив вечерний намаз во главе собравшихся мусульман, он выступил с добрыми, братскими наставлениями и пожеланиями. В церемонии открытия также приняли участие глава Духовного управления мусульман Северной Осетии Али Евтеев, руководитель департамента внешних связей СМР Рушан Аббясов, советник председателя СМР Динар Гайнутдинов и другие.

Что касается занятий, то сейчас мы в стадии формирования учебной программы и групп. Мы будем преподавать Коран, тафсир, мусульманское вероубеждение - акыду, мусульманское право - фикх, хадисы, сиру (жизнеописание) Пророка (мир ему), историю Ислама, арабский язык и другие религиозные дисциплины.

- На протяжении долгих лет Вы являетесь одним из тех, кто пропагандирует в нашей стране путь умеренности и срединности в Исламе. Некоторые не соглашаются с такой формулировкой, обосновывая свое мнение тем, что Ислам есть Ислам, он не может быть «умеренным» или «срединным». Что Вы скажете о данном утверждении?

Действительно Ислам - один, единственный, и не может быть Ислама иного. Другое дело есть разные понимания отдельных моментов Ислама разными людьми. Это в основном зависит от уровня знаний людей, их воспитания и их характера. Так, некоторые люди ударились в мистику, другие предпочли строгое соблюдение права, одни склонны философствовать и даже фантазировать, другие же - буквализировать или формализировать Ислам.

Мы же поддерживаем тех имамов и ученых уммы, которые выступают за гармоничное сочетание мистики и права, свободного мышления и буквы Закона. Это мы и называем срединным, умеренным пониманием Ислама. Собственно об этом говорит Сам Всевышний Аллах в Коране: «И Я сделал вас (о, мусульмане) Общиной середины (умеренной)». В унисон Корану повторяет и Посланник Аллаха (мир ему): «Лучшее из дел то, что в середине». Так что мы призываем исключить крайности, конфликты и вернуться к Корану и Сунне Пророка (мир ему), которые изначально определили Ислам как путь золотой середины.

Например, касаясь личности Исы (мир ему), сына Марьям (Иисуса - сына Марии), христиане сказали, что он «сын Бога и богородицы», а иудеи сказали, что он «сын блуда и блудницы», а Ислам утвердил, что он был праведным человеком, сыном праведницы, что он был Пророком и Посланником Аллаха (Бога).

Другой пример: Пророк Иса (мир ему) завещал: «если ударят тебя по одной щеке подставить другую». Пророк Муса (Моисей, мир ему) завещал: «Око за око, зуб за зуб». Пророк Мухаммад (мир ему) объединил мнения своих братьев пророков и провозгласил: «Ты имеешь право око за око и зуб за зуб, однако если простишь, оставишь на Суд Аллаха, то это лучше для тебя».

Так вот, мусульмане должны быть последовательны и держаться середины, центра. И тогда это и будет Ислам. Кто не согласен с нами, пусть докажет свою правоту доводами.

- Между представителями Администрации президента РФ и министерства по делам религии Кувейта была достигнута договоренность о создании центров по пропаганде умеренного пути в Исламе на Северном Кавказе. Вы также говорили о необходимости противодействия радикально настроенной молодежи идеологическими методами. В чем конкретно заключаются ваши предложения?

Несколько лет назад в Кувейте прошла международная конференция, на которой собрались крупнейшие ученые Ислама, имамы. Обсудив существующие реалии вокруг Ислама в мире, они пришли к единодушному мнению, что перед религией Аллаха и уммой Его Посланника (мир ему) проявились две угрозы: первая угроза - внешняя - исламофобия, вторая - внутренняя - радикализация части мусульман.

Для противостояния этим угрозам были приняты некоторые решения, одно из которых создание международного центра «Васатыя» (золотая середина, срединность). Центр расположился в Кувейте, его президентом стал известный исламский интеллектуал, заместитель министра по делам Ислама и вакуфов Кувейта, доктор Адель аль-Фалях. Генеральным секретарем стал исламский ученый, оратор, экс-министр по делам Ислама Судана, доктор Исам аль-Башир.

Во многих странах стали открываться филиалы этого центра. Добивались и российские мусульмане появления его филиала в Москве. Лично я видел его роль в России, как образовательного, просветительского, научного, издательского Центра, способствующего примирению мусульман с Аллахом, друг с другом, с обществом, со своей совестью, в конце концов.

- Ислам стремительно развивается во всем мире, в том числе и на постсоветском пространстве. Какие бы проблемы вы обозначили, прежде всего, в развитии Ислама в России?

Прежде всего, отсутствие достаточного количества соответствующих кадров - имамов, проповедников, просветителей, недостаток необходимой литературы, исламских СМИ, отсутствие исламских банков, школ, детсадов, исламского досуга и т. д.

- В последнее время предлагаются различные идеи по реформированию жизни мусульман. В частности, в Объединенных арабских эмиратах разрешено избирать или назначать женщин муфтиями. Тут следовало бы напомнить читателям, что в переводе с арабского, муфтий - лицо, издающее фетвы (богословско-правовые заключения), хотя в России в это понятие вложен иной смысл, и муфтиями принято называть руководителей духовных управлений мусульман. Допустимо ли с канонической точки зрения занимать женщиной пост муфтия и выносить фетвы?

Ради справедливости стоит отметить, что в России муфтием называют не только руководителей духовных управлений мусульман, и в России есть муфтии - высокообразованные ученые, просветители, издающие и фетвы и пишущие книги, успешные лидеры. И наоборот есть духовные управления в некоторых регионах, где руководитель не является муфтием.

С вашим утверждением согласен лишь частично, что действительно есть регионы, где муфтии являются только администраторами, причем не самыми лучшими, не способными не только руководить делами мусульман, но и не смогшими за десятилетия построить хотя бы себе здание духовного управления или соборную мечеть в столице своего региона.

Что касается собственно вашего вопроса, то, мне не известны канонические запреты, заниматься женщинам мусульманским правом или издавать фетвы. Наоборот, в некоторых случаях является обязательным готовить высокопрофессиональных правоведов женщин-мусульманок, особенно в вопросах касающихся супружеских отношений и чисто женских вопросов.

Известно, что жена Пророка (мир ему) Аиша была одним из первых ученых правоведов Ислама, и лишь немногие сподвижники могли сравниться с ней в знаниях Шариата. К ней за фетвами обращались не только простые мусульмане, но и халифы.

В мусульманском праве широко распространено выражение «мазхаб Аиши», (то есть мнение Аиши) да будет доволен ею Аллах. В Коране и Сунне нет ни одного текста, запрещающего женщине быть правоведом, выносить фетвы и занимать, там, где это нужно, официальные посты. Но, что точно запретно для женщины, так это быть главой государства и имамом в коллективном намазе, где есть мужчины.

Все остальное иджтихады (частные мнения) ученых, могут, как приниматься, так и отвергаться с учетом реалий каждой местности. И если в Эмиратах есть необходимость в женщинах ученых Шариата, а такая необходимость есть везде, и если там уже подготовили соответствующие кадры, то это их иджтихад, который имеет право на жизнь. Уа Аллаху Агьлям.

- С другой стороны, реформы всегда меняют жизнь любого народа к лучшему, если они тщательно продуманы и успешно реализованы. Что бы Вы предложили реформировать в жизни российской уммы?

Это важный вопрос. Я бы предложил, прежде всего, объединить умму России в рамках единой структуры. Кроме этого, предложил бы создать мусульманские общественные объединения для молодежи, женщин и по интересам.

Обязательно предложил бы пересмотреть механизмы выборов руководителей мусульманских общин всех уровней, систему управления делами мусульман, систему контроля избранных руководителей. Конечно же, предложил бы введение в стране систем правового (шариатские суды) и экономического (исламские банки, другие финансовые структуры) плюрализма.

- Ваша деятельность многогранна. У вас берут комментарии по самым различным вопросам, начиная от политики и заканчивая вопросами нравственности, вас всегда представляют по-разному: шейхом, богословом, имамом, исламским ученым, общественным деятелем, мусульманским лидером. Кем Вы считаете себя сами?

Вы снисходительны ко мне и перечислили титулы и имена с положительным смыслом. К сожалению или к счастью, есть и те, кто называет меня менее приятными титулами, но, как говорится, «каждый судит о других в меру своей собственной испорченности». Если говорить правду, то я хочу быть просто проповедником Ислама, Слова Аллаха (свято лико Его) и Сунны Его Посланника (мир ему).

Беседовала Ася Капаева



комментариев