Миссия невыполнима? Об особой роли мусульман России

Прежде всего, давайте зададимся вопросом, осознаем ли мы, мусульмане России, ту роль, которая нам отведена Всевышним? Едва ли. Мы часто говорим об огромном значении мусульман России. Но эти слова произносятся как магические заклинания, как мантра, без трезвой оценки ситуации. И все остается на своих местах.

Уникальность сегодняшнего положения российских мусульман в том, что они могли бы стать посредником в реальной, а не пиаровском, сближении нашей страны и исламского мира, что сбалансировало бы всю систему международных отношений. Используй мусульмане России все свои возможности, почти наверняка не было бы обеих чеченских войн, оккупации Ирака и Афганистана, войны в Сирии, а может, и 11 сентября так и остался бы ничем не примечательным днем.

В России, на Северном Кавказе, несмотря ни на что, сохраняются сильные позиции религии. С другой стороны, мусульмане Поволжья являются одной из наиболее продвинутых (если не самой продвинутой) в плане образования и владения современными технологиями частью исламского мира. Усиление диалога и взаимодействие этих двух региональных сообществ должно стать основным направлением работы исламских организаций и лидеров страны для оживления российской уммы. Более того, этот тандем следует рассматривать как важнейший элемент каркаса развития Ислама в России.

Активные консолидированные действия мусульман внутри страны позволили бы создать серьезный противовес усилению в России исламофобских настроений как либерального, так и националистического толка. Демонстрация успешного сопротивления процессу развала государства могла бы вселить в деморализованное население страны надежду и волю к борьбе.

Работа в этом направлении, помимо прочего, позволит решить две важнейшие задачи: во-первых, поднятие статуса Ислама и мусульман в России, превращение их в общественную и политическую силу, а во-вторых, распространение достоверных знаний об Исламе. В обоих случаях, прежде всего, следует показать привлекательность нашего образа жизни, нашего проекта устройства и развития.

Необходимо воспользоваться моментом, чтобы предложить обществу свой проект. Сегодня народ разочарован во всех идеологиях, ему надоели «говорящие головы» по телевизору, которые то зовут его на митинг, то призывают сидеть дома. Но и в том, и в другом случае человек неизменно остается обманутым.

Россия переживает кризис идеологий. Левые так и не сумели избавиться от утопизма. По всей видимости, это вообще невозможно, ибо он лежит в самой сути любого настоящего левого проекта. За ними, что бы они ни предлагали, так и будет тянуться шариковское «взять все и поделить». Можно сколько угодно винить «мир капитала», «мировой империализм», «транснациональные корпорации», но факт остается фактом: ни один по-настоящему левый эксперимент не удался.

Неолибералы берут тем, что их концепция прямо соответствует хищническому, низкому свойству человека, его необузданным страстям, потребительству и вещизму, – тому, что в Исламе называется нафсом. Они ценой миллионных жертв и нищеты устанавливают «новый мировой порядок», где царит закон глобальных джунглей, где самый уважаемый и успешный – самый жестокий и циничный. Но неолиберализм, как бы ни старались его теоретики и практики, неизбежно приходит к кризису. 2009 г. - только начало.

Пора сделать вывод, что проблема в самой идеологии. Нельзя все свести к экономике: пусть это банально, но главное - дух человека. Проблема эта еще в XIX веке была подробно проанализирована, и не стоит в очередной раз изобретать велосипед.

Церковный проект также не встречает общенациональной поддержки. Проблема его в том, что его слабость в его силе. Поддержка государства, придающая Церкви силу, в итоге оборачивается для нее потерей авторитета.

В нынешних условиях мы обязаны создать альтернативную систему жизнедеятельности: альтернативное образование, ТВ, спорт, развлечения, альтернативную модель семейной жизни. Только в этом случае, когда люди увидят красоту и естественный, здоровый порядок, царящий в мусульманском сообществе, они потянутся в Ислам.

Придут в Ислам и начнут работать на него тысячи деятельных и активных этнических мусульман, которые сегодня находят применение своим талантам за рамками мусульманской общины. Их отталкивает зачастую оправданный образ мусульманина как сельского фанатика или пропахшего нафталином старика – завсегдатая поминок. Возможность реализоваться и реальные перспективы станут для них первым шагом в мир Ислама, к которому они принадлежат по рождению.

Уникальную роль и жизненную важность реализации имеющегося потенциала должны осознать бизнесмены-мусульмане. Это вопрос не только морально-нравственного характера, но и их экономического, а зачастую и физического, выживания. Широкое исламское движение должно стать для бизнесменов-мусульман своеобразным тылом, который позволит отстоять собственность.

Кто, как ни они, должны понимать, что процесс растаскивания бывшей государственной собственности страны подходит к концу. По его завершении, когда разворовывать будет больше нечего, очередным объектом передела станут «ч…е». Бизнесмены-мусульмане также не могут не осознавать, что в элитарном клубе олигархов им места нет (может быть, за редким исключением).

Осмыслить уникальность положения российских мусульман и превратить потенциал в реальные осязаемые достижения обязаны, конечно, и духовные лидеры. Сегодня на них лежит двойная, если не тройная, ответственность.

В силу сложившегося положения именно они, прежде всех остальных, должны отстаивать интересы мусульман. Это их прямая обязанность. Именно для этого, а не для того, чтобы носить тюрбаны и халаты, человек становится муфтием, имамом и т. д.

Все это для нас, мусульман, по сути, является религиозной обязанностью. Как за пропущенные молитвы, дни поста и проч., так же мы будем нести ответственность перед Аллахом и за то, что не пользовались тем, что даровал Всевышний, не отдавали себе отчет в том, в какое время мы живем и в каком положении находимся.

Основное в том, чтобы наша роль оказалась успешно сыгранной, – это воля к выживанию, воля к достижению, воля к победе. Аллах называет нас «лучшей из общин». Пора продемонстрировать, что аяты Корана – это, в первую очередь, предвечная истина и руководство к действию, а не сборник молитв, которые читаются по усопшим.



комментариев