Мухаммад Карачай о такфире

Вопрос редакции Ансар.ру: Уважаемый шейх Мухаммад! В одном из своих выступлений об арабских революциях вы дали оценку событиям в Ливии, сравнив Каддафи с узбекским президентом И. Каримовым. После этого в некоторых СМИ Вас обвинили в вынесении такфира главе Узбекистана. Как вы прокомментируете эти обвинения?

Ответ: Каждая хвала Аллаху Господу миров, Его приветствие и благословение Пророку Мухаммаду и всем кто последовал ему в истине.
Что касается арабских революций в Египте, Тунисе и Ливии, я их поддержал с первых дней по нескольким причинам:
1. В этих странах народы вышли на мирные демонстрации с требованиями осуществления социальных реформ и в защиту гражданских прав.
2. Исламские ученые этих стран поддержали свои народы и присоединились к ним.
3. Всемирный Совет Ученых Ислама во главе с Шейхом Юсуфом аль-Кардави признал законными требования народов и потребовал от правителей этих стран прислушаться к чаяниям своих подданных, удовлетворить их требования или уйти в отставку.
4. Самая главная причина - это то, что Аллах устроил так мир (Суннат Аллахи филь-ард). Тирания в отношении народа не может продолжаться вечно, и если правители забываются и совершают насилие над опекаемым народом, то Аллах непременно наказывает деспота.


Примеры этому мы видим в историях народов в Коране и в Сунне. Это происходит в некоторых арабских странах. Во многих немусульманских странах мира, Европы, Азии и Америки народы наслаждаются гражданскими, социальными и политическими свободами, а во многих арабских странах по двадцать, тридцать, сорок и больше лет они живут в условиях объявленного Чрезвычайного Положения, тюрьмы забиты политическими заключенными, происходят репрессии и казни за инакомыслие. Разве это справедливо?


Пророк Мухаммад, мир ему, говорит: «Каждый из вас опекун, и каждый ответственен (перед Аллахом) за опекаемое». Аятов Корана и Хадисов Сунны множество, защищающих права отдельного человека и народа в целом, обязывающие их опекунов защищать и опекать их. И те правители, которые нарушают эти предписания религии, обкрадывают свои народы, держат в нищете, под репрессиями, в условиях Чрезвычайных Положений, становятся врагами этих народов, их Господа и Его религии. Именно по этим причинам случились эти революции.


С самого начала я просил Аллаха поддержать тех, кто правы, кто на пути истины. Просил Аллаха простить тиранов, если покаются, а если нет, то примерно наказать их. То, что они злоупотребляли своей властью, уже известный факт, пролили невинную кровь своих народов и поработили их, и все это грех. Я обвиняю их в совершении тяжких грехов перед Творцом и Его творением. Но можно ли им сделать такфир, объявить их неверующими или вероотступниками?


Маъаз Аллах, Аллах да сохранит нас от того чтобы объявлять кому-то такфир. Я убежден, что грех, даже самый тяжкий, сам по себе не выводит человека из веры. И потом, определение куфра у мусульманина, его выход из лона Ислама, может вынести только Шариатский Суд истинных и настоящих ученых нашей религии. На моей памяти ни один из ученых не сделал такфир арабским диктаторам, даже если признали их действия враждебными религии Аллаха. Даже в отношении Каддафи известный своей рассудительностью и мягкостью Шейх Юсуф Кардави не сделал такфир, хотя публично издал фетву о разрешении на лишение жизни тирана, связав это, как он выразился, с тем, «чтобы остановить его (Каддафи) от продолжения пролития невинной крови собственного народа». Таким образом по перечисленным выше причинам я присоединил свой голос к угнетенным народам и осудил диктаторов, однако делать такфир кому-то, выводить кого-то из Ислама - это не моя компетенция, этот вопрос у крупнейших ученых – знатоков Корана и Сунны.


Я прошу Аллаха установить стабильность и мир в охваченных народными волнениями арабских странах, помочь угнетенным, наказать угнетателей. Надеюсь, что после стабилизации положения в этих странах установятся самые тесные, партнерские, взаимовыгодные и дружеские отношения с нашей страной, например, как сегодня с Турцией, на благо Ислама и мусульман.


Что касается ситуации в наших Среднеазиатских Республиках, то не во всех из них положение напоминает арабские страны. В Киргизии путем часто повторяющихся «цветных» революций народ строит будущее. В Казахстане развитие реформ происходит эволюционно, самое стабильно положение в регионе. Положение в Туркменистане при нынешнем президенте намного лучше, чем было при его предшественнике, страна развивается, успехи на лицо, главное - ушел в прошлое тот культ личности, который имел место при Туркменбаши. Таджикистан пережил тяжелую гражданскую войну. Тут отдельный разговор, свободы ограничены, но они, или их видимость, есть. В парламенте Таджикистана сидят мусульмане. Самый тяжелый случай - в Узбекистане. Режим Каримова, известный всем – диктаторский режим, наиболее напоминающий тот же Тунис времен Бен Али. Те же репрессии, нарушения прав личности, народа, мусульман. Тысячи исчезнувших исламских ученых, среди которых известный алим, шейх Абдували Андижанский, и др., переполненные инакомыслящими тюрьмы. Грех убийства людей и произвола над ними на лицо, но возможно ли, основываясь на этом, сделать такфир президенту Узбекистана И. Каримову? Нет. Во всяком случае, не простым мусульманам, каковыми являемся мы.

Мусульмане могут осуждать репрессии, несправедливость, требовать реформы, но только мирным путем, не выносить такфир, тем более не допустим вооруженный выход или убийство. Почему? Да потому, что будет фитна, смута, хаос, а это недопустимо с точки зрения Ислама. Только местные ученые Узбекистана, а также известные крупнейшие ученые с мировыми именами, могут выносить фетвы о такфире и при необходимости о выходе против тиранов, но, повторяюсь это не уровень и не дело простых мусульман, каковыми являемся мы.


Напоминаю себе и моим братьям и сестрам мусульманам, что смысл Ислама - исправлять испорченное, призывать заблудших, учить незнающих, спасать утопающих, защищать обижаемых, наставлять обижающих, но не брать на себя функции судей, а тем паче палачей. Аллах нас не спросит – почему мы не вынесли кому-то лишний раз такфир или почему мы не пролили чью-то кровь. Он спросит – почему мы без права, без знаний сделали такфир или почему мы без права пролили чью-то кровь. Только местные и мировые ученые могут судить о каждом отдельном случае или личности, а мы можем говорить только в рамках их суждений.

Уа Аллаху агьлям!

Шейх Мухаммад Карачай, имам мечети «Даруль-Аркам» г. Москва



комментариев