Нетрадиционные традиции

Сегодня главной проблемой на Северном Кавказе считают экстремизм. Это знают все. На ее решение брошены тысячи силовиков и миллиарды рублей. Но почему-то мы не хотим отдавать себе отчет, что экстремизм – лишь часть масштабного процесса разложения традиционной кавказской цивилизации.

Многое из того, что мы знаем о Кавказе – адаты, старейшины, джигиты, папахи и кинжалы с лезгинкой – в прошлом. На современном Кавказе все это, конечно, осталось, но играет, скорее, декоративную, иногда даже музейную, а не социальную, роль.

Свалится ли Кавказ в пучину люмпенизма и беспредела или в результате сложного процесса он трансформируется в нечто новое и позитивное, зависит не только от самих кавказцев, но и от всей России. По крайней мере потому, что мы все – одно государство, один многонациональный народ, как об этом говорится в Конституции.

А экстремизм – он ведь не только джихад в горах. Да, уходят «в лес». Но среди кавказкой молодежи есть масса и тех, кто идет совсем в другую сторону, в сауны, как на Кавказе называют бордели. А там их обслуживают не заезжие «жрицы», а местные девушки, оказавшиеся в этих заведениях по самым разным и невероятным причинам.

А еще сложнее и запутаннее, когда путь в сауну лежит через «лес», или наоборот. Или же когда те, кто в лесу, и в сауне – это одни и те же люди. А это случается. И как назвать такой экстремизм?

Все смешалось на Кавказе сегодня. Кто бы мог подумать, что 35-40-летние президенты будут иметь официальных фанатов, которые станут носить флаги, бейсболки и значки с их изображением на груди, или же молодые лидеры выступят модераторами целых клановых систем.

То, что происходит – это почти ежедневный вызов многовековой традиции, всей системе чеченских ценностей и укладу жизни.

Говорит ли это о том, что кавказская культура переживает эрозию и уходит в небытие и мрак? Или мы видим ее мучительную трансформацию, на выходе которой будет нечто новое, небанальное и по-своему кавказское? Трудно сказать, но мне кажется, к истине ближе второе.

На Кавказе модно сегодня быть традиционалистом. Послушать, так президенты всех республик за верность обычаям и заветам предков. Но речь идет об использовании одних и тех же терминов и институтов при разном смысле. Традиции поддерживаются, но зачастую вкладывается в них новый, смелый и даже вызывающий, смысл. Именно сейчас традиции поменялись до неузнаваемости. Даже более, чем в советское время.

Сегодня получается так, что молодые ребята строят стариков, традиционных авторитетов разного рода. На смену советам старейшин и бесконечным процедурам согласований, к которым молодежь хочет прислушивается, а не хочет – нет, приходят или пытаются прийти, где молодой энергичный эффективный горский менеджер, а где криминал и компрадоры.

Несколько утрируя, на современном Кавказе, где не остается сдерживающих традиционных институтов и механизмов, получается, что кто сильнее, богаче, ловчее, тот и прав. Современная жизнь давно поменяла гордых горцев, которых русские властители дум XIX в. описывали созданными словно из камня и стали. «Свобода или смерть» – давно не их лозунг. Разумный торг или компромисс – вполне уместны.

Сегодня не возраст, опыт, мудрость, благородство и заслуженный у окружающих авторитет реально определяют статус. В почете «Степан», «Камри» и «ксива», т.е. без пистолета Стечкина, автомобиля Тойота и удостоверения сотрудника серьезной силовой структуры, «серьезным человеком» быть нельзя по определению. Один дагестанский имам (!) в сердцах как-то признался мне, что «у нас того, кто убил меньше двух человек, вообще не уважают».

В принципе, вся традиционная кавказская цивилизация ломается, даже деградирует. Речь не только о политических и социальных институтах, но и о бытовых адатах-адабах.

Причем Ислам очень своеобразно выступает одним из ключевых факторов модернизации традиционной жизни – как в суфийской, так в салафитской версии. Традиционный уклад оспаривают со всех сторон. Если у салафитов в почете иностранные и современные экстремисты, у их противников – истеблишмент и умеренные круги

И до конца не ясно, что первее. Революцию в традициях осуществляют сверху. Или правящие круги сами выступают лишь выразителями глубинных процессов развития кавказских народов?

Возможно, сами традиции меняются, приспосабливаясь к новым условиям, и все не так плохо. Традиционная цивилизация – красиво, но это не эффективно. Так дальше нельзя двигаться вперед. Жизнь вносит коррективы, не спрашивая и не ожидая нашего ответа. Со временем нынешняя фаза процесса кавказской трансформации с ее цинизмом, жестокостью и беспределом вполне может выправиться, и за шипами начнутся розы.



комментариев