Пусть небольшие, но конкретные дела. Социальное служение российской уммы

За последние 20 лет россияне познакомились со многими вероучениями, среди которых встречались самые разные – от экзотических новомодных сект до традиционных на Западе и Востоке религий. Одни из них привлекали своим колоритным видом, другие – навязчивой проповедью и красивыми брошюрками, некоторые сочетали в себе все эти вещи, но во главу угла ставили благотворительность.

В конечном итоге именно последнее и помогло некоторым вероучениям закрепиться в сознании части россиян, поскольку в отличие от представителей других конфессий, занимавшихся в основном демагогией и внутренними разборками, «нетрадиционные» для России кришнаиты или баптисты реально кормили и одевали рядовых граждан. Не случайно, что протестанты являются сейчас одной из самых быстрорастущих конфессий в нашей стране.


Как бы ни прискорбно было это отмечать, но в роли демагогов выступали в свое время и мусульмане. С одной стороны, это было вызвано отсутствием подлинных знаний об Исламе, с другой – нашей разобщенностью, крайней амбициозностью и слабым пониманием реалий окружающего мира. Мы на словах решаем любые проблемы – от строительства халифата в Гондурасе до того, исповедует ли в глубокой тайне Папа Римский Ислам или нет, - но при этом, извините меня, в туалетах при наших мечетях царит то, о чем и говорить-то стыдно.

Действительно, кому-то, вероятно, и сейчас покажется странным - «зачем это я буду организовывать никем не освещаемые благотворительные акции, тратя свое драгоценное имущество. Вот если бы об этом сняли сюжет или написали статью, тогда другое дело». Вряд ли необходимо говорить о том, что подобный подход крайне далек от того, чему учил благородный Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего).

Лишь в последние годы мусульмане вспомнили о том, что одним из самых главных принципов исламского вероучения является справедливость. Но, что поразительно, даже это трактуется некоторыми нашими единоверцами как проявление самых лучших человеческих качеств, но только… по отношению к единоверцам, причем в основном из их же общины и близкого окружения.

Будто бы и не существуют многочисленные хадисы и риваяты (предания) о том, как сам Пророк (мир ему) и его сподвижники (да будет доволен ими всеми Всевышний) относились к представителям иных религий? Будто бы и не известно таким мусульманам о том, что Аллах в Коране хвалит верующих за то, что они в ущерб себе кормят не то что немусульман, но даже пленных, которые совсем недавно шли на них с оружием в руках? Интересно, за что тогда мы критикуем тех же экстремистки настроенных сионистов, которые полагают, что палестинцы - это недостойные хорошего обращения нелюди, если мы сами порой исповедуем точно такие же идеи?

«Аллах не помилует того, кто не проявляет милосердия по отношению к людям», - говорит нам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Но кое-кто и здесь будет утверждать, что сказанное относится лишь к мусульманам. На основании чего же можно утверждать подобное, если в этом достоверном хадисе употребляется слово «ан-нас», т.е. «люди», а не «муслимун» - «мусульмане»?

Чтобы окончательно убедиться в том, что милосердие необходимо проявлять ко всем, приведу еще один достоверный хадис, в котором Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Ни за что не уверовать вам (по-настоящему), пока не станете вы проявлять милосердие друг к другу». Люди сказали: «О, Посланник Аллаха, каждый из нас не лишен милосердия». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, это не то милосердие, которое каждый из вас проявляет по отношению к своему товарищу, но милосердие по отношению к людям вообще, милосердие по отношению ко всем». Могут ли после прочтения этого хадиса у кого-нибудь возникнуть сомнения относительно «проявления милосердия по отношению ко всем», а не только по отношению к мусульманам?

Одним из примеров, достойных подражания, в 2000-е стали, как это кому-то ни покажется странным, движения ХАМАС, "Братья-мусульмане" и "Хизбулла". Именно они первыми начали проводить истинно исламскую политику в социальной сфере по отношению к населению Ливана, Египта и Палестины. Конечно, кто-то может предположить, что ради власти можно пойти на что угодно, но подобными измышлениями обычно страдает тот, по отношению к кому справедлива такая пословица, как «у кого чего болит, тот о том и говорит».

Напомним, что население Ливана очень многообразно и разнородно – помимо четырех основных общин (мусульман-суннитов, мусульман-шиитов, христиан-маронитов и друзов) существуют менее многочисленные группы. И если бы представители "Хизбуллы" стали бы руководствоваться сектантской идеологией, оказывая помощь исключительно мусульманам или даже вообще лишь шиитам, то это движение никогда бы не смогло занять таких позиций в ливанском обществе. Однако даже европейцы вынуждены были отметить то, что позиции движения "Хизбулла" сильны, прежде всего, в народе, причем не только среди шиитов и мусульман, но и среди христиан-маронитов, друзов и других.

Вызвано это не столько тем, что именно представители этой партии стояли в авангарде сопротивления сионистской агрессии, сколько тем, что благодаря социальной политике, проводимой ими на основе принципов религии, тысячи людей получили реальную материальную и психологическую помощь и поддержку.

Конечно, нельзя сказать, что в других местах и общинах исламского мира такая социальная политика не проводится. В Исламе изначально заложен принцип помощи бедным, который закреплен на законодательном уровне. Вероятно, это и является одной из основных причин того, что закят - один из столпов Ислама. И все же, помимо сбора закята, существует также и необходимость его доведения до реальных нужд населения той или иной страны.

Нет, речь не идет о том, что собранные средства присваиваются себе, хотя коррупция в некоторых странах и общинах, конечно же, присутствует, но иногда эти средства расходуются не по назначению или вообще впустую. Например, кто-то желает отдать закят и отправляет его в ту или иную организацию, которая, в свою очередь, вместо того, чтобы организовать социальную помощь, пускает эти деньги на менее актуальные задачи.

Например, строит мечеть там, где уже есть другая, что, казалось бы, на первый взгляд должно только приветствоваться. Но если мы знаем, что рядом с нами живут те, кому не хватает денег на нормальную еду и лекарства, то грош цена будет такой мечети. Кто-то скажет, что всем помочь мы не сможем, а мечети нам тоже нужны, с чем я полностью соглашусь, но ведь на то и голова на плечах, чтобы, размышляя, принимать верные решения. Этим и отличаются социальные программы ХАМАС, "Братьев-мусульман" и "Хизбуллы", благодаря которым жители Египта, Ливана и Палестины поддерживают и голосуют за них.

И, конечно же, такая политика не является конъюнктурой, что очевидно по реакции людей. Почему? Потому что она основана на исламском принципе справедливости по отношению ко всем, невзирая на этнические и религиозные различия.

"Человека улицы" обмануть очень сложно. Зачастую он не может «по-умному» выразить свои мысли, но конъюнктуру и неправду чувствует сразу и очень остро. Его не подводит элементарная житейская мудрость. Сегодня типичной среди жителей Газы фразой, переходящей из уст в уста, в отношении режима ХАМАС стало: "Пусть они не большие профессионалы, но, по крайней мере, Бога боятся и не воруют".

Очень хотелось бы надеяться на то, что мы - российские мусульмане - вспомним об этой стороне Сунны Пророка (мир ему и благословения Всевышнего). О том, как он служил людям, как он раздавал все без остатка бедным и сирым, а также неотесанным бедуинам, чтобы смягчить их сердца. Не это ли – собственный пример - наилучший способ призыва в Ислам?

Только тогда мы преодолеем ту пропасть, которая сложилась между большинством исламских структур и обществом, что можно выразить известной фразой «крайне далеки они от народа». Люди ждут от нас, от религиозных организаций, реальной работы, реальной помощи и поддержки, а не распрей и демагогии. Проблем в стране так много, что те, кто их добавляет, быстро теряет свой имидж в глазах простого человека.

Давайте же возьмемся пусть за небольшие, но конкретные дела, такие как: сбор помощи бедным, больным и старикам; приготовление и раздача обедов для бездомных; организация компьютерных курсов и уроков по иностранным языкам для тех, кто не может оплатить дорогостоящие занятия; психологическая поддержка и социализация новообратившихся; бесплатные культурные и развлекательные халяльные мероприятия для малоимущих. Откроем реабилитационные центры для бывших наркоманов и алкоголиков; сформируем, в конце концов, группы мусульманских «тимуровцев», чтобы занять наших подростков, которые целыми днями подпирают стены вокруг мечети.

Этим уже давно занимаются исламские организации на Западе, чем завоевали себе огромный авторитет. Я сам лично видел, как работают кухни для малоимущих и бездомных при мечетях в ЮАР. Рано утром туда приходят мусульманки, чтобы выполнить свой религиозный и социальный долг. Там же, при мечетях, открыты центры, где можно бесплатно взять на прокат видео, DVD, а также получить книги. При мечетях во многих странах действуют спортивные кружки и проч. Они открыты для всех, вне зависимости от вероисповедания и национальности.

Конечно, решать глобальные проблемы легче, чем ежедневно в 5 утра выходить на лестничную клетку, чтобы помыть ее, не задавая при этом вопросов, кто пройдет по ней в течение дня – мусульманин или кто-то еще. Это реальный пример из жизни. Да воздаст Аллах добром нашему брату, который, будучи весьма состоятельным, понимает, как должен тот, кто называет себя последователем Ислама, служить людям.

Нам необходимо перенимать весь существующий опыт социальной работы, внедрять ее современные методы и технологии. Помимо прочего, такое служение людям станет мощнейшим средством консолидации уммы на базе «общего дела». На этом могут сойтись все группы и течения российских мусульман. Ничего особенно и специального тут не надо, помогать нуждающимся так или иначе может каждый. Главное начать.

Наши мечети должны быть не «сакральным местом», а центрами социального служения, центрами помощи людям. Это очень актуально в российских условиях, когда разрыв между бедными и богатыми достигает колоссальных масштабов, когда уровень коррупции и несправедливости перешел уже все мыслимые границы.

Но давно ли мусульманские лидеры выезжали в глубинку и общались с простыми людьми? Или хотя бы окунались в реальные проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни наши сограждане? Светлые примеры есть, но их немного.

А знают ли они, к примеру, о том, сколько средств уходит на такое тяжелое, но необходимое действие, как похороны? О том, как вымогают деньги (другого слова и не подберешь) агенты ритуальных услуг и даже врачи, делающие заморозку (за простой укол они требуют порядка 10 тыс. рублей!!!)? И после этого мы хотим, чтобы нас кто-то уважал и слушал? Вот сейчас на носу выборы, так может хоть сейчас кто-нибудь затронет эту проблему и повлияет на «вымогателей», которые, не обращая внимания ни на что святое, пользуются тем горем, что обрушивается на родственников умерших.

Это лишь одна из проблем, существующих в нашей стране, а ведь есть еще куча других, которые вполне решаемы, если мы осознаем, что вера заключается не только в знании Корана, намазах, соблюдении постов или совершении хаджа. Как сказано в вышеприведенном хадисе, наша вера не будет полноценной, пока мы не станем «проявлять милосердие по отношению ко всем». А мы его пока не проявляем даже по отношению друг к другу…

Аллах Всевышний разъясняет нам, что для того, чтобы последовать Исламу в полном смысле этого слова, необходимо преодолеть крутую тропу, а это означает: «...Кормление в голодный день сироты из числа родственников или приникшего к земле бедняка. А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие. Они и есть люди правой стороны» (сура «Город», аяты 13-18).



комментариев