Сабантуй через призму Шариата

Каждый год мы отмечаем национальный татарский (а вернее, общетюркский) праздник сабантуй, особо не задумываясь о его происхождении и положении в Шариате. Он стал органичной частью жизни и культуры сотен тысяч людей по всему миру, как и многие другие аналогичные явления.

Исламское право относит сабантуй к такой интересной категории, как адат (син. ‘урф). Что это такое и в чем его мудрость с точки зрения Шариата – этот вопрос уже давно обсуждается в российской умме, но ясности в него пока не внесено.

В Исламском энциклопедическом словаре, выпущенном в 2007 г. издательским домом «Ансар», говорится, что «адат – это обычаи, местные традиции народов. Некоторые правоведы отводили адату определенную роль в регулировании общественных отношений, оговаривая, что А. не должны противоречить Шариату. Адаты, противоречащие исламскому праву, попадают в разряд отвергнутых (Коран, 7:28)».

При прочтении аята 28 из 7-й суры становится ясно, что Всевышний Аллах запрещает лишь те обычаи, которые представляют собой «мерзость»: «Когда они совершают мерзость, они говорят: «Мы видели, что наши отцы поступали таким образом. Аллах повелел нам это». Скажи: «Аллах не велит совершать мерзость. Неужели вы станете наговаривать на Аллаха то, чего не знаете?».

В Коране даже содержится указание прибегать к дозволенному Шариатом обычаю как к способу решения отдельных вопросов: «А на том, у кого родился ребенок, – лежит обязанность обеспечивать пропитание согласно обычаю… А если вы пожелаете просить выкормить ваших детей, то нет греха над вами, если вы вручите то, что даете согласно обычаю» (2:233). Обычай как таковой не отвергается Исламом. При этом адат не должен канонизироваться (как часто, к сожалению, бывает) и его предписания не могут носить абсолютного характера. В основе правильного адата – соответствие Шариату и здравому смыслу.

Например, в России принято уступать место старикам в общественных местах, а в Европе такой с нашей точки зрения жест вежливости вполне может быть расценен пожилым человеком, считающим себя, как правило, вполне еще молодыми и здоровым, как оскорбление. В их понимании тем самым вы публично демонстрируете, что человек, которому уступают место, – уже старый и дряхлый старик, не способный даже стоять.

Аналогично и с уступкой места в общественном транспорте представительнице слабого пола. В России это признак вежливости, а на Востоке, да и на Западе, где сегодня во всем усматривают признаки «сексуального домогательства», это может быть воспринято, как попытка пофлиртовать с посторонней женщиной.

Обычай служит средством облегчить жизнь людей, помочь им социализироваться, структурировать окружающий мир. Поэтому адат не обязательно должен быть привязан к какому-либо этносу, он может различаться в зависимости от населенного пункта или различных общин и групп людей. Где-то по утрам пьют кофе, где-то едят яичницу, а у кого-то принято вообще не завтракать – все это разные обычаи.

И ранее, и даже в более поздние времена существовали обычаи, противоречащие нравственным нормам и здравому смыслу, как, например, закапывание новорожденных девочек. А у древних булгар, судя по описанию Ибн Фадлана, у мужчин и женщин была привычка купаться в реке в неприглядном виде, не допуская, однако, чего-то лишнего. Естественно, что такие обычаи вступали в прямое противоречие с исламским образом жизни, в результате чего они постепенно были искоренены.

Но среди адатов были и не противоречащие Исламу обычаи, которые были сохранены и имеют место до сих пор. Таковым, к примеру, является ношение чадры (или по-другому паранджи, или никаба). Возможно, что для кого-то это станет открытием, но это действительно так – ношение чадры не является обычаем, привнесенным Исламом. Стоит заметить, что данный обычай был характерен для многих народов, включая и европейские, наглядным примером чего являлась вуаль. Что касается арабов, то ношение никаба также присутствовало в традиции этого народа. После прихода Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) женщины не стали поголовно закрывать свое лицо. Напротив, в некоторых случаях Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил о необходимости открытия лица, например, когда молодой человек желал посвататься к своей будущей супруге.

Таким образом, Ислам не предписывает закрывать лицо женщины, но одновременно с этим и не запрещает ей это, при одном условии – если женщина сама этого желает. Если же муж заставляет свою жену соблюдать данный обычай, то она имеет право не подчиниться, поскольку Ислам не предусматривает обязательное соблюдение этой сугубо национальной традиции.

В приведенной выше выдержке из энциклопедического словаря говорилось о том, что «некоторые правоведы отводили адатам определенную роль в регулировании общественных отношений, оговаривая, что адаты не должны противоречить Шариату». В числе первых среди мусульманских богословов, который осознал необходимость использования и привлечения ‘урфа, был великий ученый Абу Ханифа.

Одной из причин этого стало то обстоятельство, что Абу Ханифа проживал на территории, частично (а возможно, даже и в большей степени) населенной последователями разных вероучений, как христиан, так и зороастрийцев. Перед ученым вставала масса второстепенных вопросов, которые не имели прямого ответа ни в Коране, ни в Сунне Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

Некоторые, не совсем разбирающиеся в тонкостях фикха мусульмане, обвиняют великого богослова в том, что он знал мало хадисов, потому что, мол, не жил в Медине, и из-за этого его идеи и мысли несовершенны. Совершенным, конечно же, никто, за исключением избранных Аллахом, не является, однако подход Абу Ханифы к решению проблем заключался в следующем – он старался постичь не только форму, но и суть хадисов.

Одним из примеров разумного подхода Абу Ханифы к Сунне стало, например, отношение к раздаче продуктами специальной милостыни, приуроченной к окончанию Рамадана. Понимая, что смысл предписания не в форме, а в содержании, великий ученый допустил использование в некоторых случаях не муки или фиников, а их эквивалента в виде обычных денег. И действительно, особенно сегодня бедным и нуждающимся людям гораздо полезнее получить реальные рубли, нежели, например, пшеницу, из которой они просто не в состоянии ничего приготовить сами.

Являлось ли это решение противостоящим Сунне Пророка (мир ему)? Очевидно, что нет! Напротив, Абу Ханифа, ставя смысл, а не форму того или иного предписания на первое место, доводил использование Сунны до совершенства, насколько это было возможно в то время. Такая методика максимально приближала Шариат к реальной жизни, и это, несомненно, является одной из главных заслуг великого факиха.

Жизнь доказала правоту Абу Ханифы. Сегодня приверженцы других мазхабов повсеместно применяют именно его фетву, раздавая закят уль-фитр деньгами.

Возвращаясь к адатам, нельзя не отметить, что порой некоторые мусульмане за Сунну принимают сугубо национальные арабские обычаи. Например, ношение элементов арабской одежды, таких как платки и обручи, является адатом. И хотя некоторые арабские обычаи максимально приближены к Сунне, тем не менее многие из них являются продуктами национальной арабской традиции.

Помимо этого, существуют элементы непосредственно Сунны, которые были переняты буквально, без их осмысления. Например, таковым является ношение коротких брюк. Согласно одному из хадисов, некоторые люди использовали такие одежды, которые буквально влачились за ними, и это происходило из-за их кичливости. Но при этом упускается из виду другой хадис, в котором говорится, что один из сподвижников, услышав слова порицания от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) в адрес тех, кто одевался подобным образом, решил подвернуть свои брюки тоже. Однако Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему, что в этом нет надобности, поскольку, одеваясь так, он не имел намерения проявить высокомерия.

Несомненно, что часть практикуемых сегодня обычаев является несовершенными, в связи с чем их соблюдение является либо предосудительным, либо бесполезным. В основе адата должен лежать принцип соответствия Шариату и здравому смыслу. Если обычай противоречит Закону Аллаха, он отвергается сразу, точно так же если он со временем утратил реальную основу в жизни в виду изменившихся условий, то следует от него отказаться, а не превращать в пустую формальность.

С другой стороны, при осмыслении, а вернее, переосмыслении некоторых адатов многие из них можно наполнить новым, исламским, монотеистическим содержанием, приведя их, таким образом, в соответствующее положение. Например, почти в каждой стране, включая и мусульманские, существует праздник, связанный с датой обретения независимости. Несомненно, что ни во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни во времена праведных халифов (да пребудет над ними милость Всевышнего) такого праздника не существовало. Однако даже в Саудовской Аравии эта дата отмечена красным цветом, поскольку данный день несет в себе патриотическое содержание и ни в коей мере не противоречит духу Ислама. Такой же датой, но теперь уже для татар, а вернее даже для всех тюрков, стал в свое время и сабантуй.

После принятия Ислама из этого праздника все языческое (а это было причиной того, что некоторые татарские богословы еще в 19 в. выступали против сабантуев) стало постепенно уходить, а главный упор делался на национальное возрождение, особенно в последние века, когда многие тюркские народы подвергались религиозному и национальному угнетению. Таким образом, сабантуй стал своего рода символом татарского самосознания. А поскольку принадлежность к татарской нации подразумевала и принадлежность к Исламу (так как крещеные татары очень быстро ассимилировались и теряли свою идентификацию), то «праздник плуга» стал одним из немногих дней в году, когда можно было вспомнить о своей религии.

В нынешних условиях сабантуй играет такую же, если не большую, роль, поскольку современная молодежь с нарастающим темпом теряет связь со своей нацией, и, как следствие, очень часто и религией. Поэтому запретив, например, праздновать эту дату, мусульмане абсолютно ничего не выиграют, потому что язычества, как такового, в ней уже не присутствует. Зато умма достаточно много проиграет, так как лишит молодых и не только мусульман возможности хоть как-то ощущать связь со своей нацией и религией.

Исходя из всего этого, можно придти к следующему выводу: мусульмане должны использовать любую возможность для того, чтобы поддерживать своих не окрепших еще в Исламе братьев и сестер, чтобы не дать им раствориться в современном, оторванном от национальных и религиозных корней обществе. И если для этого мы наполним, пусть даже сугубо национальные, «адатские» праздники культурным, нравственным и религиозным содержанием, то зададим российской умме тот вектор направления, благодаря которому ее представители могут пойти прямым путем Истины.

Подвижки в этом направлении уже есть – например, многие сабантуи уже проводятся без алкоголя, на них подается только халяльная (дозволенная по Шариату) пища, звучат проповеди, продается исламская литература. Все это, конечно же, оказывает благотворное влияние. «Облегчайте, а не затрудняйте», – говорил наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), так давайте же будем облегчать, а не отталкивать от себя тех, кто еще по каким-либо причинам не осознал прелесть намаза и других предписаний Ислама.



комментариев