Ведущий «Модного приговора» оценил костюмы мусульманского дизайнера

На престижном юбилейном XV фестивале моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева», проходившего в Самаре в октябре 2015 года, в номинации «Костюм — художественная идея» первое место заняла мусульманка из Оренбурга Гульфия Билалова.

К этому конкурсу начинающий дизайнер готовилась три года: сначала как зритель, а в этом году как участник. В конкурсе участвовали 77 дизайнеров, в финал вышли 24. Победителями стали четверо.

Ведущий программы «Модный приговор» на «Первом канале», искусствовед Александр Васильев высоко оценил работу оренбургского дизайнера и был восхищен ее цветовым решением и авторскими украшениями, даже предложил презентовать Надежде Бабкиной одно из изделий. Надеемся, что певица и артистка Н. Бабкина придет на одну из своих программ в татарском украшении Г. Билаловой.

Стоит отметить, что до этого мероприятия Гульфия уже занимала первые места и получала всевозможные дипломы в Оренбурге, Самаре, Благовещенске, Минеральных Водах, Санкт-Петербурге, Йошкар-Оле, Тольятти.

Одним из важных международных фестивалей, как она сама считает, был конкурс «ЭтноМода» в Санкт-Петербурге. Столичные знатоки искусства и моды также высоко оценили ее дипломную работу «Коллекция женской одежды по мотивам татарского национального костюма» и сразу после показа моделей предложили ее купить. Но, так как это был первый выезд с данной работой, Гульфия отказала.

Коллекция женской одежды разработана дизайнером по мотивам татарского национального костюма и получила название «Ляйсан». Она состоит из пяти моделей и рассчитана на разные случаи жизни: для повседневной носки, деловой среды, праздников и для свадьбы (никаха).

Современную интерпретацию татарского национального костюма сложно представить без украшений. В изделиях присутствует вышивка бисером с использованием натуральных камней. Мотивом для украшений стал стилизованный тюльпан, так как тюльпан является основным элементом декоративной отделки в татарском национальном костюме и прикладном творчестве.

3

В коллекции используются украшения, имитирующие перевязь хасите, нагрудную застежку, нагрудник и накосники с коромыслом, имевшие большое значение для татарок прошлого. Гульфия оставила эстетическую составляющую и убрала практическую значимость данных украшений. И они соответствуют канонам ислама, что очень важно для нее как для соблюдающей мусульманки.

В 2009 г. Гульфия окончила Оренбургский профессиональный лицей, получив квалификацию закройщика. С 2009 по 2015 гг. обучалась в Оренбургском государственном университете по специальности «Дизайн костюма», который окончила с отличием, и прошла практику в Европе.

Но интересоваться миром моды и дизайна начала еще в начальных классах школы. Придумывала фасоны, не боялась экспериментировать и портить хорошие вещи. С 8–9 класса она много рисовала. Впоследствии накопила целую стопку эскизов, дав название каждой модели.

— Как ты определилась с направлением и стилем? И для кого ты хочешь создавать одежду?

— На протяжении 6 лет обучения в Оренбургском государственном университете на кафедре дизайна я работала абсолютно в разных направлениях. Но замечу, что чаще всего я возвращалась к восточному. Наверное, данная тема наиболее близка мне по духу. Однако Восток был разным: японским, индийским, египетским, татарским.

Одежду, инша-Аллах, хочу создавать для всех девушек, женщин и детей, причем я не ограничиваю себя тем, что клиенты должны быть только определенного вероисповедания. В моей работе важно другое — ее дозволенность и стиль.

Однажды на моей практике был случай: ко мне пришла девушка, этническая мусульманка, которой срочно нужно было роскошное платье на свадьбу подруги. Но она хотела платье с открытыми плечами или открытой спиной. Я показала массу альтернативных вариантов одежды, но убедить ее не смогла. В итоге пришлось корректно объяснить, что, будучи соблюдающей мусульманкой, я не смогу ей сшить такое платье, ведь это будет выглядеть с моей стороны как одобрение оголения тела, что не угодно Аллаху. Для меня важнее довольство Аллаха, ведь это Он посылает мне таких клиентов и проверяет меня, воспитывает и, инша-Аллах, укрепляет в Своей религии.

— Как относились к тебе однокурсники, преподаватели в университете?

— АльхамдулиЛлях, очень положительно. Уже с первого курса в университете у меня был свой уголок для намаза. Некоторые преподаватели и сотрудники библиотеки пошли навстречу и отнеслись уважительно. Понимали важность моего намаза. Порой мне удавалось сделать три намаза в положенное для молитвы время. Спасибо им огромное!

И на конкурсе в Самаре с намазом не было проблем. Я предупредила девушек, с которыми мы были в одной аудитории, что мне нужно помолиться и я им не помешаю, — все меня поняли. В положенное время читала намазы. Я благодарю Всевышнего, что мой намаз всегда со мной, где бы я ни была, независимо от города, страны и разного окружения.
Единственное огорчение за время учебы вызвал один руководитель (этнический мусульманин): он не одобрял мой платок. Встречались также преподаватели с причудами, задавали глупые вопросы, но однокурсники заступались за меня и даже спорили с ними.

Еще одно испытание на крепость духа ожидало нашу сестру-мусульманку во время прохождения практики в Европе.

Это было летом, и вся их группа в автобусе была, как водится, в шортах и топах, за исключением покрытой Гульфии. На границе в Польше их автобус задержали, и все внимание было приковано к ней. Состоялся неприятный досмотр, после чего последовал комментарий преподавателя: «Сними платок и завяжи как ободочек».

От обиды и из-за несправедливости поплакав в гостинице, наш дизайнер еще больше нарядилась: надела длиннющую юбку, платок и рюкзак... И слава Всевышнему, Он услышал ее — никому не было большего почета в гостинице, в лифте, в магазине, чем ей!

— С какими просьбами или вопросами к тебе могут обращаться современные модницы?

— Разработка моделей и пошив повседневной одежды, а также изделий на никах, какое-либо другое мероприятие. Консультация по образу, подборка стиля. Выполнение авторских украшений с использованием натуральных драгоценных камней или их имитаций.

vasia

— Возвращаясь к фестивалю «Поволжские сезоны Александра Васильева», какие выводы ты сделала по окончании этого конкурса? Что тебя порадовало?

— АльхамдулиЛлях, что Всевышний Аллах предоставил мне возможность поучаствовать в таких значимых мероприятиях, продемонстрировать коллекцию с помощью профессиональных девушек-моделей. Кстати, они, привыкшие к прическам, укладкам и открытой одежде на подиуме, были в восторге от покрытых костюмов. Это красиво, комфортно, греет тело и душу. Именно это и было одной из основных моих задач — чтобы девушки, далекие от ислама, ощутили на себе ту самую прелесть покрытой одежды, ее гармонию, так как мусульманская одежда может быть одновременно стильной, современной и удобной.



комментариев