Мусульман пытали до смерти, чтобы получить "признания"

Половина из 25 подсудимых мусульман на получившем огласку политическом судебном процессе в Джизакской области заявила о применении к ним пыток. Но только четверым из них судья Дильшод Оролов назначил судебную медицинскую экспертизу.

В слушании дела, длящемся уже более месяца, назначен очередной перерыв — судьи празднуют Навруз. Оглашение результатов судмедэкспертизы ожидается после перерыва в слушаниях, и на сегодняшний день судмедэксперты оказались недоступны для комментариев, сообщает Uznews.net со ссылкой на Экспертную рабочую группу (ЭРГ).

Большинство подсудимых — жители Пахтакорского района Джизакской области, несколько человек до ареста жили в Форишском районе области. Почти все они в возрасте 25-35 лет, самый старший — Махмуд Урдушев, которому 62 года.

Всем им предъявлены обвинения по одним и тем же статьям Уголовного кодекса: ст. 159 ч. 3 пункт «б» - «Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан», 244-1 ч. 3 пункт «а» - «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку», 244-2 - «Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях».

Двоим — Жасуру Урдушеву и Уктаму Коракулову — вменяются также преступления, далекие от подрыва конституционного строя и религиозного экстремизма. Урдушев, по версии следствия, виновен, кроме вышеперечисленного, в выпуске и реализации недоброкачественной продукции, а Коракулов — в мошенничестве. Последний, кстати, единственный из всех обвиняемых, кто до сих пор не признал своей вины.

Главный обвиняемый Акмаль Улугмуротов — единственный из всех, кто имеет религиозное исламское образование, которое он получил в Ташкентском исламском университете и учебных заведениях арабских стран и Кипра.

Согласно показаниям самого Улугмуротова, приведенным в обвинительном заключении, в 2008 году он стал обучать основам Ислама своих сверстников, собиравшихся в доме Каюма Субханова, также проходящего в качестве обвиняемого по данному процессу.

Во время таких занятий молодые люди изучали поступки пророка Мухаммеда и современных религиозных деятелей, в том числе, опального и живущего в эмиграции Обид-кори Назарова и похищенного властями Абдували-кори Мирзаева.

Согласно материалам обвинительного заключения Улугмуротов якобы с учениками обсуждали и возможности совершения джихада в Узбекистане. Власти утверждают также, что Улугмуротов якобы заявлял о несвоевременности совершения в наши дни джихада в Узбекистане и необходимости набраться терпения и молиться.

Другой фигурант дела - Каюм Субханов во время следствия заявил, что не только участвовал в так называемых «диний гаштак» («религиозных вечеринках»), но и организовал физические тренировки для своих друзей в спортзале местной школы Пахтакорского района, «так как каждый мусульманин должен быть физически подготовленным к ведению джихада».

Однако, заявления других подсудимых однозначно дают понять, что на организованных Субхановым тренировках «спортсмены» не занимались единоборствами, а только играли в волейбол.

Остальные подсудимые повторили показания Улугмуротова и Субханова, не сочтя нужным скрывать свою религиозность, участие в публичных обсуждениях канонов Ислама и занятиях спортом. Но свою вину они признают только в этих естественных для многих и безобидных, с точки зрения закона, занятиях.

«Если мое участие в религиозных вечеринках, совершение мусульманской молитвы и игра в волейбол являются преступлением, то я прошу прощения у нашего президента, нашего народа и перед Родиной!» — заявил на суде Каюм Субханов.

Приводится слова «подельника» Субханова по занятиям волейболом Шерали Кунарова, которого жестокие пытки следователей довели до готовности отречься от веры: «Если бы я знал, что все может так обернуться, я в жизни не стал бы совершать мусульманскую молитву» (!).

Между тем, следствие по этому делу проходило с множеством грубых нарушений, как процессуальных норм, так и элементарных прав человека. Почти все сегодняшние подсудимые были заключены под стражу без санкции суда, которая позже была оформлена «задним числом».

Более того, эксперты правозащитной группы уверены в том, что признательные показания были получены под пытками - по крайней мере, 12 человек заявили об этом на суде.

Координатор ЭРГ Сухробжон Исмаилов говорит, что единственная вина этих людей в их религиозности, посещении мечети и совершении религиозных обрядов, а обвинения в подготовке джихада необоснованны.


«Это недоработка следственных органов, если они считают, что были какие-то угрозы. Людей нельзя обвинять в подготовке к перевороту или джихаду за дискуссии, разговоры с религиозными деятелями», — заявляет Исмаилов.

Руководитель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана Сурат Икрамов также уверен в том, что джизакские подсудимые не виноваты в религиозном экстремизме или намерении свергнуть конституционный строй и правительство.

«Однозначно то, что виновными их очень трудно назвать. Здесь мы видим тот же сценарий, который отрабатывается в Узбекистане на протяжении уже почти 15 лет», - говорит Икрамов.

Показательно, по мнению правозащитника, то, что только 12 из 25 подсудимых заявили на суде о пытках во время следствия. Он убежден, что следствие не щадило никого, но не все нашли смелость заявить об том.

То, что остальные 13 человек могли быть сильно запуганы, подтверждает и тот факт, что давление оказывалось не только на самих обвиняемых, но и, как сообщает ЭРГ, на их родственников и даже адвокатов.

Икрамов указывает также на то, что, в отличие от многих подобных дел, здесь нет указания на принадлежность подсудимых к той или иной экстремистской группировке, что тоже говорит о надуманности предъявленных им обвинений.



комментариев