О месте религии в светском государстве, - мнения религиозных деятелей

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых), выступая в Канаде с докладом «Диалог в христианско-еврейских отношениях в современной России и в мире», в частности, сказал: «История показала, что принцип светскости очень легко ведет к индифферентности государства в отношении религиозных дел, а порой делает из государства и общества инструмент борьбы с религией как таковой. Перед нами стоит задача: с одной стороны сохранить положительный аспект принципа светскости, заключающийся в защите религиозных и мировоззренческих меньшинств, а с другой стороны вместе отстаивать такую интерпретацию принципа светскости, которая была бы дружественна религии. Не отвергая этот принцип, мы могли бы понимать светскость не негативно как равноудаленность государства и общества от религии, а позитивно – как сотрудничество государства с религиозными объединениями пропорционально присутствию этих объединений в обществе, при том, что не происходит смешивания государственного и религиозного аппарата».

«Каким вы хотели бы видеть сотрудничество светского государства с религиозными объединениями? Что следовало бы сделать, чтобы приблизиться к осуществлению этого принципа?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к работникам религиозных организаций.

Исмаил-хаджи Бердиев, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, отметил, что религиозные организации работают на благо общества и государства, поэтому поддерживать их – важная государственная задача.

«В свое время мы не находили понимания со стороны государства. Ещё во время президентства Б.Н. Ельцина мы много раз просили власти не допускать в страну разнообразных сектантов, но нам отвечали, что подписана Конвенция о правах человека, а в соответствии с ней нельзя никого ограничивать в свободе вероисповедания и в создании религиозных организаций. Пусть приходят, говорят, что хотят – их право. Вот сектанты разного рода и хлынули в страну, в том числе и на Кавказ. Как мы знаем, спокойствия и процветания эти гости нашей стране не добавили. При президенте В.В. Путине в этом вопросе государство стало нас лучше слышать», - напомнил он.

«Государство не должно вмешиваться в жизнь признанных им религиозных организаций. Но для их полноценной деятельности нужна государственная помощь. Упомянутые сектанты, как правило, имеют весьма солидные финансовые возможности, поддерживаются разными силами из-за рубежа. Эти деньги им помогают пролезать куда можно и куда нельзя, глубоко пускать корни в обществе. Чтобы им противостоять, тоже нужны крупные деньги. Их может и должно выделять государство, если оно заинтересовано в защите общества и себя самого от разрушительных идеологий. Можно привести в пример Турцию. Это светское государство, но на религиозные нужды там регулярно выделяются бюджетные деньги. Было бы полезно ввести у нас эту практику», - сказал Исмаил-хаджи.

Сулейман-хазрат Зарипов, заместитель муфтия Татарстана по религиозным вопросам, полагает, что слово «светский» не должно быть синоним слова «аморальный».

«С моей точки зрения, светское государство должно помнить, что религия является главным источником нравственности. И светская мораль всегда должна поверяться религиозной моралью», - заметил он.

«Важно также понимать, что большинство наших граждан – верующие люди, чьи интересы, в том числе религиозные, государство должно учитывать и защищать. Религиозные организации – это соработники государства, которые, как и многие другие общественные организации, осуществляют созидательную деятельность и нуждаются в конкретной государственной поддержке», - заключил Сулейман-хазрат.

Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов полагает, что у государства и религиозных организаций много точек соприкосновения.

«В целом я согласен со словами игумена Филиппа. Государство должно помогать религиозным организациям осуществлять деятельность на благо общества», - заметил он.

«Что касается ислама, то мне кажется, было бы хорошо, если бы государство оказало свое содействие в подготовке исламских квалифицированных кадров. Безусловно, существенным недостатком является то, что большинство нашего духовенства получает религиозное образование заграницей», - заметил он.

«Нам также необходимо совместное сотрудничество в сфере просвещения. В первую очередь, хотелось бы, наконец, услышать проповедь по телевидению. Необходимо создавать хорошие качественные религиозные передачи на центральных телеканалах: пусть на них не заработаешь, но нельзя же бесконечно использовать деградацию общества в качестве доходной статьи», - подчеркнул он.

«На мой взгляд, было бы позитивным налаживание религиозных и культурных контактов со странами исламского мира. Мусульманские страны могли бы помочь нам, единоверцам, в устройстве новых мечетей и исламских религиозных образовательных учреждений. Такое сотрудничество можно было бы использовать с выгодой для государства в целом», - подытожил Ахмед-хаджи.



комментариев