Популярность мусульманских свадеб беспокоит власти Узбекистана

В последнее время во многих регионах Узбекистана обрели популярность так называемые «мусульманские» свадьбы, которые вызывают озабоченность у местных властей, сообщает Экспертная рабочая группа (ЭРГ).

Такие свадьбы отличаются от обычных светских отсутствием алкоголя и музыкантов, значительно меньшим количеством гостей и разделение их за свадебным угощением строго по признакам пола.

«Мусульманские» свадьбы все чаще проводятся, в частности, в Андижанской, Ферганской, Наманганской, Хорезмской, Бухарской и Кашкадарьинской областях. Как правило, их инициаторами выступают женихи - молодые мусульмане, большинство которых выехали на заработки в Россию и Казахстан, где уровень их религиозности повышается, они ежедневно совершают обязательные в исламе молитвы.

«Говоря о факторах, способствующих повышению религиозности среди узбекских трудовых мигрантов в России и Казахстане, можно отметить относительную свободу религиозной практики в этих странах; компенсаторскую и социально-психологическую функции ислама, которые помогают мигрантам стать психологически более стойкими и лучше справиться с невзгодами на чужбине; преимущественно низкий уровень знаний и мировоззрения у большинства трудовых мигрантов; открытость умов узбекских трудовых мигрантов для взаимодействия и влияния других верующих на них», - поясняет руководитель ЭРГ Сухробжон Исмоилов.

Бывает, что именно в России и Казахстане узбекские трудовые мигранты начинают посещать мечети, знакомятся с другими верующими и приучаются совершать ежедневные молитвы. «Они не имеют такой степени свободы религии дома - из-за существующей государственной политики в отношении религиозной практики, - так как рискуют быть обвиненными в религиозном экстремизме, антиконституционной деятельности и терроризме», - говорит Исмоилов.

ЭРГ получает сообщения о том, что инициаторы «мусульманских» свадеб и их семьи быстро попадают в поле зрения правоохранительных органов Узбекистана. Представители местных спецслужб и милиции посещают дом молодоженов сразу после свадьбы, проводят с ними и их родителями профилактические беседы, выясняют, почему семья решила сыграть свадьбу строго по мусульманским обычаям, иногда заставляют написать объяснительные письма.

По данным ЭРГ, на местах созданы специальные комиссии из представителей местных спецслужб, правоохранительных органов, хокимията (местный орган исполнительной власти) и махаллинского комитета (орган самоуправления граждан). В задачу комиссий входит выявление и составление списка узбекских трудовых мигрантов, вернувшихся на родину религиозными людьми: совершают ежедневные молитвы, носят бороды, призывают родственников и ближайшее окружение вести мусульманский образ жизни. Включенные в этот список находятся под особым наблюдением.

«Раньше я не совершал ежедневных молитв, в нашей семье это не принято. Уже четвертый год работаю в России, здесь познакомился с религиозными узбеками. Сейчас я регулярно совершаю ежедневную пятикратную молитву, посещаю мечеть. В российских мечетях полно узбеков и киргизов, - рассказывает 25-летний Хуршид из Бухарской области. - Мы часто по пятницам собираемся вместе и изучаем мусульманскую литературу. В этом году вернулся домой, приучил своих родителей и супругу совершать ежедневные мусульманские молитвы. Но об этом узнали в махаллинском комитете. В наш дом приехали представители правоохранительных органов и махалли, стали требовать, чтобы мы прекратили ежедневно молиться. С меня взяли объяснительное письмо с подробным рассказом о том, у кого, когда, где и как я обучился мусульманским молитвам, чем занимаюсь в России и так далее. К сожалению, после этого мои родственники перестали совершать молитвы».

Аналогичную историю рассказал ЭРГ и Бунёд - 27-летний трудовой мигрант из Хорезмской области.

«Начал совершать ежедневные мусульманские молитвы в Уфе в прошлом году. В марте Я вернулся домой, и мы сыграли мусульманскую свадьбу. Отказались от алкоголя, провели свадьбу не в свадебном зале, а дома. Также отказались от артистов и музыкантов. после свадьбы наш дом посетили председатель махаллинского комитета и местный участковый милиционер. Они угрожали нам за то, что мы сыграли мусульманскую свадьбу. Потом наш дом стали посещать и представители местных спецслужб. Такие посещения и угрозы продолжались почти две недели. Скоро я уезжаю в Россию, заберу с собой супругу, мы намерены там остаться на постоянное местожительство», - говорит Бунёд.

По мнению Сухробжона Исмоилова, еще одной немаловажной причиной популярности мусульманских свадеб среди определенных групп населения является ее сравнительная дешевизна.

«В стране, где и богатые, и небогатые слои населения любят играть свадьбы с особым размахом и помпезностью, мусульманская свадьба обходится намного дешевле, чем обычная светская. Большинство семей долгие годы живут на воде и хлебе, лишь бы справить свадьбу «не хуже других». Но как бы то ни было, выбирать способ проведения своих торжеств люди должны самостоятельно, без вмешательства властей», - считает Исмоилов.

Напомним, что еще в 90-е годы прошлого века массовость помпезных свадеб и торжеств заставила власти Узбекистана принять меры: 28 октября 1998 года был подписан президентский указ о необходимости пресекать помпезность. Но этот указ повсеместно нарушается, так как на практике именно высокопоставленные чиновники и другие немногочисленные богачи задают тон в организации и проведении своих торжеств, что заставляет остальную часть общества следовать за ними в погоне за «достойной» свадьбой и желая быть не хуже других, сообщает ФерганаNews.



комментариев