Свобода в исламе

Ислам считает свободу естественным правом человеческого существа. Жизнь лишается смысла, если в ней нет свободы. Когда человек теряет свободу, умирает его внутренняя сущность, даже если внешне он продолжает жить: есть, пить, работать, выполнять другие действия, которые предписывает ему жизнь.

В исламе свобода возносится на такой уровень, что освобождение приходит уже через истинное признание существования Аллаха. Аллах говорит:

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Коран, 2:256)

Этот аят отвергает принуждение в религии, потому что вера – самая могущественная вещь, которой обладает человек. Отсюда явствует, что принуждение недопустимо и во всем остальном.

Также очевидно, что человек свободен выбирать, чем ему владеть и что делать, не следуя чьей бы то ни было воле. Индивидуум обладает свободной волей и свободой выбора.

Значение свободы

Свобода – это способность личности делать или не делать что-либо, основываясь на собственной свободной воле.

Это особое качество, которым обладает каждое разумное человеческое существо. Имея свободу, человек действует без вмешательства других, потому что этот человек никому не принадлежит: ни другому человеку, ни какому-либо государству, обществу и т.п.

Действительно ли свобода означает полное отсутствие правил?

Свобода с точки зрения ислама не подразумевает, что человек свободен от любых ограничений и предписаний в ущерб другим людям, потому что такого рода «свобода» - просто анархия, где царит порок и бушуют страсти. Поэтому ислам устанавливает определенные правила и предписания, которые обеспечивают свободу всех и каждого.

Эти предписания можно изложить следующим образом:

А. Свобода одного лица и группы лиц никогда не должна идти в ущерб общественному порядку и подрывать его основы.

Б. Свобода одного лица и группы лиц никогда не должна вести к утрате прав в более широком смысле. Имеется в виду их внутренняя ценность.

В. Свобода одного человека не должна ущемлять свободу другого.

Эти правила и предписания демонстрируют, что ислам не признает свободу личности в ущерб свободе коллектива, равно как в исламе свобода коллектива не превалирует над свободой личности. Напротив, между ними существует определенный баланс, и каждой отводится свое место.

Типы свободы:

• Свобода личности в отношении материального.

• Свобода личности в отношении духовного.

Свобода личности в отношении материального
Свобода личности

До тех пор пока деятельность человека не нарушает границы прав других, он должен иметь возможность распоряжаться всеми своими делами, не опасаясь, что его личности, имуществу и репутации будет причинен какой-нибудь ущерб.

Свобода личности подразумевает существование двух вещей: неприкосновенности и безопасности личности.

Что касается неприкосновенности, ислам отводит серьезное место понятию человеческого достоинства, даруя человеку благородный статус, который подразумевает, что люди должны проявлять взаимное уважение, не унижать друг друга. Аллах говорит:

«Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама» (Коран, 17:70)

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (Коран, 2:30)

Эти слова взывают к достоинству, благородности, всему самому высокому, что есть в человеке, и при этом учитывают человеческие качества и возможности.

Ислам ставит человека на высочайшую ступень, поэтому считает ущемление одного человека ущемлением общества в целом. Точно так же он считает заботу об одном человеке заботой об обществе в целом. Аллах сказал:

«По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (Коран, 5:32)

Это признание человеческого достоинства касается каждого: мужчины и женщины, правителя и подчиненного. Это право каждого человека, независимо от цвета кожи, национальности, религии. Поэтому даже подкидыш заслуживает того, чтобы его приютили и уважали его достоинство в силу его ценности как человеческого существа.

Если кто-то найдет ребенка, брошенного на улице, он обязан взять этого ребенка к себе. Если же он этого не сделает, его грех падет на каждого члена общины, и все они будут отвечать перед Аллахом за гибель ребенка.

Точно так же, как подчеркивается достоинство человека при его жизни, ислам чтит его и после смерти. Запрещается калечить тело покойного, его необходимо надлежащим образом подготовить к погребению и похоронить.

Кроме того, ислам запрещает сидеть на могилах и опорожняться на них.

Кроме принципа неприкосновенности и священности личности, очень большое значение в исламе имеет безопасность, потому что исламская вера обеспечивает безопасность жизни, достоинства и благополучия. Поэтому запрещено убивать и наносить телесные повреждения и причинять физические (например, лишение свободы) и моральные (например, словесное оскорбление) страдания другому человеку.

Для предотвращения всех форм злоупотреблений и создания среды, в которой человек может беспрепятственно пользоваться личной свободой, исламский закон предписывает дисциплинарные взыскания и наказания правонарушителей. Чем серьезнее преступление, тем суровее наказание.

Например, возмездие предполагается за убийство:

«О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых» (Коран, 2:178)

Помимо убийства, возмездие предписано в случаях нанесения увечий и ранений. Аллах говорит:

«Мы предписали им в нем: душа – за душу, глаз – за глаз, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны – возмездие» (Коран, 5:45).

Второй халиф Умар ибн Аль-Хаттаб запретил своим правителям наказывать кого бы то ни было без соответствующего вердикта авторитетного судьи. Он также требовал, чтобы правителей, преступивших закон, наказывали в той же мере, в какой они ущемили своих подчиненных. Он также запрещал правителям оскорблять своих подчиненных и повелел наказывать тех, кто ослушался.

Свобода передвижения

Каждый человек имеет право беспрепятственно передвигаться в своей стране и за ее пределами. Выезд из страны и возвращение обратно – естественное право человека. Фактически, этого требует сама жизнь, потому что при помощи переезда людям часто приходится решать проблему заработка, трудоустройства, учебы или получения иных преимуществ.

Свобода передвижения – качество, присущее всем живым существам, для которых она равносильна самой жизни. Свобода передвижения установлена Кораном, Сунной, ее единогласно признают и правоведы.

В Коране Аллах говорит:

«Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (Коран, 67:15)

Свободу передвижения нельзя ограничивать ни для кого, кроме как в случаях, когда решающий перевес имеют соображения всеобщего блага.

Когда на Сирию обрушилась чума, Умар ибн Аль-Хаттаб запретил въезд в Сирию. Он отдал такой приказ во исполнение указания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение!): «Если услышите, что в (какой-нибудь) земле (распространилась чума), не приезжайте туда, а если она начнётся на той земле, где вы уже находитесь, не покидайте (эту землю, пытаясь) убежать от неё».

Чтобы облегчить свободу передвижения, ислам запрещает чинить какие-либо препятствия путешествующим или иным образом причинять им вред. По той же причине ислам предписывает крайне суровое наказание за разбой на дорогах.

Чтобы облегчить передвижение по дорогам Пророк запрещал своим сподвижникам сидеть посередине дорог. Он сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!» Люди сказали: «Но мы нуждаемся (в этом), ведь только там мы (можем) собраться и побеседовать (друг с другом)!» Тогда пророк сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться (там, то, по крайней мере) воздавайте дороге должное!» (Люди) спросили: «А что значит воздавать должное дороге?» Он ответил: «(Это значит) потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого».

Дороги следует использовать для того, зачем их построили: для путешествий и перевозки грузов. Использовать дороги в других целях запрещено, особенно, если это причиняет вред другим людям.

Ввиду того, какое важное место занимают поездки в жизни мусульман и в связи с тем, что в дороге часто случаются непредвиденные трудности, Аллах дарует страннику право на долю в обязательном пожертвовании, если он испытывает крайнюю нужду, даже если в своей стране он является состоятельным человеком.

Свобода выбора места жительства

Право самостоятельно определять свое место проживания имеет каждый человек, способный самостоятельно обеспечить такую возможность. В то же время, государство также должно предоставить место для проживания тем, кто не способен сам себе его обеспечить, чтобы такие люди жили хотя бы с минимальными удобствами.

По свидетельству Абу Саида аль-Худри, Пророк сказал: «Тот из вас, у кого есть лишнее жилье, должен предоставить его тому, кто его не имеет, тот из вас, у кого есть лишняя пища, должен поделиться ею с тем, у кого ее нет».

Исламский ученый Ибн Хазм использовал этот и другие хадисы как доказательство того, что состоятельные мусульмане должны помогать бедным, когда фондов закята недостаточно, чтобы удовлетворить их минимальные потребности в пище, одежде и жилье.

Влиятельные люди общества и правительство отвечают за сбор этих средств и их распределение среди нуждающихся мусульман и немусульман, так как удовлетворение насущных потребностей является одним из всеобщих прав каждого человека, поэтому они должны быть гарантированы каждому члену общества.

Если у человека есть дом, никому, даже президенту страны, не разрешается врываться в этот дом или входить туда без разрешения хозяина, только в случае самой острой необходимости. Аллах говорит:

«О вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома без разрешения и без пожелания мира их обитателям. Это лучше для вас: быть может, вы послушаетесь назидания. Если же в доме никого не окажется, то не входите, пока вам не разрешат. А если вам скажут: "Уйдите!", то уходите. Так предпочтительнее для вас, и Аллах знает о том, что вы вершите» (Коран, 24:27-28).

Если запрещено просто входить в чужие дома, конфискация или разрушение дома еще более предосудительны. Единственное исключение – когда от этого зависит всеобщее благополучие. В таком случае дом может быть конфискован при условии справедливой компенсации его владельцу.

Есть много примеров, когда всеобщее благо требует выкупа чьего-либо дома. Например, это бывает необходимо для расширения мечети, строительства дороги или больницы. Умар ибн Аль-Хаттаб выселил жителей из города Наджран и дал им жилье в Куфе.

Чтя неприкосновенность жилища, ислам запрещает шпионить. Аллах сказал:

«Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга» (Коран, 49:12).

Выслеживание ущемляет права других, нарушая неприкосновенность жилища и подвергая риску персональную свободу его обитателей.

Ислам настолько трепетно относится к неприкосновенности дома, что отменяет право на возмещение ущерба или на вознаграждение семье пострадавшего, если было совершено проникновение в дом другого человека.

Как передает Абу Хурайра, Пророк Мухаммед сказал: «Кто заглянет внутрь чьего-либо дома без разрешения, выбейте тому глаз, и не будет за это компенсации». Хотя глаза человека неприкосновенны, и обычно ислам требует денежного возмещения от того, кто нанес увечье, это правило отменяется, если пострадавший пользовался своими глазами в нарушение прав другого.

Свобода на владение имуществом

Право собственности означает, что человек может распоряжаться тем, что имеет, и извлекать из своего имущества любые не запрещенные законом выгоды. Существуют разные типы собственности и разные законные способы ее приобретения.

Типы собственности

Собственность или владение бывает двух видов: частная и общественная. Частная собственность имеет место, когда нечто принадлежит частному лицу, и это лицо имеет исключительное право на извлечение из нее выгоды.

Ислам гарантирует индивидууму право собственности. Это один из фундаментальных принципов исламской экономики. Он признает естественные следствия частной собственности, такие как необходимость ее защищать и оберегать от захвата, воровства и неправомерного присвоения.

Ради обеспечения неприкосновенности частной собственности ислам устанавливает строгое наказание за правонарушения в отношении имущества.

Ислам предполагает и иные следствия, проистекающие из права собственности, такие как свобода того или иного лица распоряжаться своим имуществом путем покупки, продажи, аренды, дарения, залога, завещания и прочие виды предусмотренных законом сделок в отношении частной собственности.

При этом ислам регулирует право частной собственности, устанавливая ряд предписаний, обеспечивающих права других лиц. Например, в исламе запрещены ростовщичество, мошенничество, взяточничество, накопительство и другие виды деятельности, ущемляющие права других. Право на владение имуществом относится как к мужчинам, так и к женщинам. Аллах говорит:

«Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели» (Коран, 4:32)

Что касается общественной собственности, она принадлежит обществу в целом или определенной части общества. Выгодами от общественной собственности пользуются все члены общества коллективно. Ни одно лицо не имеет исключительного права на какую-либо часть общественной собственности.

К этому виду собственности относятся мечети, больницы, общественные дороги, реки, моря, государственная казна, которые используются на благо всего общества.

Эти виды собственности не могут использоваться во благо политических лидеров или других лиц. Никто не имеет право на вмешательство в объекты общественной собственности без законных на то оснований, таких как управление имуществом и его использование ради всеобщего блага.

Способы приобретения собственности

Законными средствами приобретения собственности являются средства, специально предусмотренные исламским законом. Все прочие способы приобретения имущества запрещены.

Законные средства приобретения имущества можно разделить на две категории: частные и общественные.

Частное приобретение может иметь место в двух случаях. В первом случае речь идет о приобретении имущества, которое уже находится в чьей-либо собственности. Во втором случае материальные ценности не являются чьей-либо собственностью.

Имущество, которое является чьей-либо собственностью, может быть передано его владельцем другому владельцу только на законных основаниях, таких как передача в результате наследования, завещания, дарения, преимущественного права приобретения, на основании договорных обязательств.

Материальные ценности, которые не являются чьей-либо собственностью могут стать ею только в случае действий, которые обусловливают возникновение права собственности. Такими случаями может быть разработка бесплодных земель, охота, добыча полезных ископаемых, передача невостребованных материальных ценностей государством.

На частную собственность распространяются следующие условия:

1. Собственник обязан обеспечить продуктивное использование объекта частной собственности. Пренебрежение к собственности наносит вред ее владельцу, а эффективное ее использование приносит пользу всему обществу.

2. Владелец собственности обязан платить закят. Если человек владеет определенными материальными ценностями, он является субъектом такого налогообложения. Данный налог подразумевается правом на эти материальные ценности.

3. Владельцу запрещено прибегать к незаконным средствам приобретения материальных ценностей, таких как взимание процентов, мошенничество, накопление путем скупки.

4. Владельцу собственности не следует расточительно тратить принадлежащие ему материальные ценности или проявлять чрезмерную скупость.

Что касается общественного приобретения материальных ценностей, оно может осуществляться различными путями. Первый из них относится к природным ресурсам, которые доступны каждому без приложения больших усилий, это вода, общественные угодья, огонь.

Второй – ресурсы, которые ради всеобщего блага находятся под охраной и на попечении государства. К этой категории относятся кладбища, военные базы, госучреждения, вакф, фонды закята.

Далее, существуют ресурсы, которые не находятся в чьей-либо собственности, и ресурсы, на которые утрачено право собственности из-за длительных периодов неиспользования, как, например, в случае невозделываемых земель.

Наконец, существуют ресурсы, приобретенные государством путем военных действий, к ним относится, например, военная добыча.

Свобода труда

Ислам разрешает труд как способ получения средств к существованию. Труд является почетной деятельностью.

Ислам признает право человека на любую трудовую деятельность по желанию человека при условии, что она не ведет к конфликту интересов и не причиняет вред обществу.

В силу того, что ислам отводит труду важное место, труд считается одной из форм борьбы – джихада.

Ка’аб бин Аджаза поведал: однажды спутники Пророка увидели человека, который усердно занимался тяжелым трудом, и воскликнули: «О, Посланник Аллаха, если бы он прикладывал столько же усилий на пути Аллаха…» На это Пророк ответил: «Если он работает, чтобы прокормить своих детей, значит, это ради Аллаха. Если он работает, чтобы поддержать своих стариков-родителей, значит, это ради Аллаха. Если он работает, чтобы занять себя и сдерживать свои желания, значит, это ради Аллаха. Но если он делает это, чтобы показать себя и прославиться, то он работает ради сатаны».

В Коране и хадисах мы находим много мест, где говорится о труде и различных похвальных занятиях, таких как металлообработка, строительство кораблей, сельское хозяйство. Причиной этому является то, что все они обеспечивают средства для выживания.

В свою очередь, выживание – необходимое условие для реализации важнейшей цели в жизни: поклонения Аллаху и снискания его милости. Величие этой цели возвышает средства ее достижения.

Благоволение Аллаха есть величайшая цель, и самоотверженный труд – величайшее средство его обретения. Коран превозносит труд и зарабатывание средств к существованию только, чтобы показать приносимые ими великие блага, их важность для выживания человека, подчеркнуть, что это – величайшее благословение Аллаха человечеству.

Свобода личности в отношении духовного
Свобода религии

Человек имеет право самостоятельно и без чьего-либо принуждения выбирать религию, в истинность которой верит. Принуждение отрицает свободу воли, поэтому человек, которого принудили, на самом деле, не обладает истинной верой.

Если мы подумаем над словами Аллаха о том, что «нет принуждения в религии», мы поймем, что ислам полностью отвергает применение силы в вопросах веры. Напротив, ислам утверждает, что мысли и убеждения должны формироваться исключительно свободным произволением.

Если человек принимает веру, систему убеждений или идею под принуждением или угрозой, это приятие ложно, не имеет смысла и ценности, не исходит из сердца, потому что не основано на истинной убежденности. В связи с этим Аллах говорит:

«Если бы твой Господь захотел, то все, кто есть на земле, без исключения уверовали бы. А ты разве стал бы принуждать людей к вере?» (Коран, 10:99).

«Наставляй же, ведь ты являешься наставником, и ты не властен над ними» (Коран, 88:21-22).

Эти и другие подобные аяты отвергают применение насилия в вопросах веры и признают право человека самому выбирать, во что верить и какую религию предпочесть.

Из свободы веры следует, что в вопросах веры необходим диалог и обсуждение. Должен происходить обмен идеями, должна быть возможность получить ответы на сложные или непонятные вопросы. Только так вера может быть принята с убежденностью и миром в душе, только так тот, кто не знает истины, имеет возможность прийти к ней.

Первые пророки привыкли воздействовать на людей убеждением, вступая с ними в дискуссии. Чтобы укрепиться в вере, Абрахам обсуждал с Господом вопрос смерти и воскрешения. Аллах говорит об этом в Коране:

«Вот сказал Ибрахим (Авраам): «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?» Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось». Он сказал: «Возьми четырех птиц, зарежь их, прижав к себе, и положи по кусочку на каждом холме. А потом позови их, и они стремительно явятся к тебе. И знай, что Аллах – Могущественный, Мудрый» (Коран, 2:260)

Архангел Джабраил приходил к Пророку и спрашивал его об исламе, вере, благочестии и знамениях Часа. Это явное доказательство того, что ислам защищает свободную дискуссию по вопросам религии как между мусульманами, так и между мусульманами и сторонниками других религий.

Условием подобных дискуссий является чистосердечное желание прийти к истине и принять истину, когда она станет очевидна.

Во время дискуссии не следует выдвигать лживые и сбивающие с толку аргументы, не следует также и сеять сомнения. Такие дискуссии запрещены, потому что они не помогают с уверенностью и убежденностью прийти к истине.

Понятие свободы религии влечет за собой свободу вероисповедания. Человек должен быть уверен, что за выполнение обязанностей, которые возлагает на него его вера, его не будут подвергать унижению или угрозам.

То, как ислам относился к немусульманам, проживающим на территории исламского государства, является одним из славных фактов исламской истории и свидетельством величия и великодушия этой религии.

По прибытии Пророка в Медину, он заключил мирный договор с евреями, предоставив им возможность исповедовать свою религию и выполнять предписываемые ею обряды и иметь собственные культовые сооружения. Точно таких же принципов придерживались и праведные халифы. Умар ибн Аль-Хаттаб заключил с жителями Иерусалима договор, который гласил: «Вот что Умар, предводитель верующих, обещает народу Илии. Он обещает безопасность им, их церквям и крестам.. их церкви не будут закрывать и разрушать… Их не будут принуждать оставлять религию, и никому из них не причинят никакого вреда».

Современные европейские ученые признают великодушие и терпимость ислама и пишут об этом в своих книгах.

Жозеф Франсуа Мишо в своей книге «История крестовых походов» пишет:

«Ислам, который предписывает джихад, великодушен к последователям других вероисповеданий. Он освобождает от налогов патриархов, монахов и их служителей и, в частности, запрещает убийство монахов, потому что они посвящают свою жизнь поклонению Господу. Умар ибн Аль-Хаттаб, придя в Иерусалим, не причинил вреда христианам. Крестоносцы, напротив, уничтожали мусульман и сжигали их дома, когда вошли в город».

Свобода убеждений

Ислам также отстаивает свободу убеждений. Он позволяет человеку исследовать мироздание и изучать все его феномены и поощряет человека экспериментировать, задействовать свой разум и пользоваться всем, что его окружает на благо человечества.

Человек способен использовать природу себе во благо, преобразовывать ее, управлять ею с максимальной пользой, но для этого требуется ум и наблюдательность.

Свои убеждения человек может высказывать при разных обстоятельствах и по разным причинам:

1. Для того, чтобы отстоять правду и развенчать ложь. Аллах говорит:

«И тогда образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будут такие люди благоденствовать» (Коран, 3:104)

В этом аяте Аллах говорит верующим свидетельствовать истину и опровергать ложь.

2. Для того, чтобы помешать притеснениям и восстановить справедливость.

Именно это делают Пророки и Посланники, когда противостоят царям и сильным мира сего. Это делают ученые и мыслители, когда бесстрашно смотрят в лицо правителям и судьям. Пророк Мухаммад (мир ему!) говорит: «Лучшая борьба (джихад) – говорить правду перед лицом неправедного царя».

3. Для того, чтобы указать на самое важное, на то, что имеет первостепенное значение. Во многих странах и обществах этим занимаются консультативные органы.

Свобода убеждений может проявлять себя бесчисленными способами, но ислам дарует эту свободу только во благо, ради развития личности и общества, а не для того, чтобы человек причинял вред себе и другим или потакал своим страстям и губительным желаниям.

В исламской истории мы находим примеры того, что принцип свободы убеждений существует со времен Пророка.

Сподвижник Пророка Хаббаб бин Аль-Мундхир высказал свое личное мнение по поводу того, где мусульмане должны разбить лагерь во время битвы при Бадре. Его мнение по этому вопросу не совпадало с мнением Пророка, но было принято.

Когда жену Пророка Аишу обвинили в супружеской измене, некоторые сподвижники Пророка советовали ему развестись с ней. Но откровение доказало ее невиновность. Существует много других примеров, когда сподвижники свободно высказывали свое мнение Пророку (мир ему!).

Свобода образования

Ислам требует, чтобы человек стремился к знаниям, и дарует каждому человеку право на получение образования. Ислам не вводит в этой области никаких ограничений, поскольку знания приносят пользу мусульманам как в мирской жизни, так и в религии. Более того, ислам поощряет человека к поиску таких знаний.

Что касается знаний, которые не только не приносят пользы, но даже могут причинить вред, мусульманам запрещается стремиться к таким знаниям. В эту категорию попадают магия и гадание.

Знания и образование играют важную для жизни роль. По этой причине, самый первый аят Корана, открытый Пророку, повелевал ему читать.

«Читай! Во имя Господа твоего, Кто сотворил - Кто создал человека из сгустка. Читай! Господь твой самый щедрый, - Он тот кто (человеку дал) перо и научил письму, а также обучил тому, чего он не знал» (Коран, 96:1-5).

Как всем хорошо известно, чтение – ключ к знаниям. Вот почему Пророк миловал любого военнопленного из неверующих, если они учили читать и писать мусульманских детей в Медине. Это было после того, как мусульмане переселились в Медину, чтобы бежать от преследования, и после того как неверные начали с ними войну.

Одно из великих качеств ислама это открытость к знанию. Ислам призывает человека добывать знания и идти на этом пути все дальше и дальше.

Ислам не поощряет отсталость и пренебрежение к знаниям. Поэтому исламское государство предоставляет всему народу возможности для получения образования и гарантирует право на образование каждому. Это право должно гарантироваться каждому жителю страны, также как и все другие права.

Политическая свобода

Речь идет о свободе человека выбирать своих политических лидеров, а также праве на то, чтобы проверять и критиковать деятельность того или иного политического лидера и смещать его с должности, если он отступает от Закона Аллаха и справедливости.

Точно так же человек имеет право участвовать в выполнении функций правительства, потому что политическая власть является коллективным правом граждан, а не исключительной привилегией того или иного лица или группы лиц. Отбор политического руководства происходит путем назначения или консультаций с экспертами.

Сюда же относится вынесение правовых решений по вопросам, ответы на которые напрямую не даются в Коране или хадисах. В таких случаях политическое руководство должно обращаться к экспертам. Аналогично, политические лидеры обязаны прибегать к таким людям по серьезным вопросам, имеющим огромное значение для всего народа, таких как объявление войны, заключение мира, подписание договора, налаживание дипломатических связей, утверждение бюджета, предоставление государственной помощи определенным группам населения. Аллах говорит:

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (Коран, 4:58)

Пророк Мухаммад (мир ему!) сказал: «Вера это искренность». Его сподвижники спросили: «Перед кем, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «… Перед Посланником Аллаха, руководителями мусульман и народом».



комментариев